Новосибирск 3.8 °C

А как насчет риторики?

01.09.2005 00:00:00

Сегодня среднестатистический десятиклассник усваивает только треть прочитанного текста

Традиционная августовская педагогическая конференция на этот раз была посвящена изысканию ресурсов повышения эффективности образования.

Доцент НГПУ Тамара Березина, объясняя учителям, что же такое эффективность обучения, подчеркнула, что в образовании ни в коем случае нельзя применять критерии, применимые, скажем, к промышленному предприятию: меньше затрат, больше продукции. Между тем сейчас некоторые педагоги, а в особенности родители, действуют именно так: пытаются за как можно более короткий срок впихнуть в ребенка как можно больший объем знаний.

По убеждению Тамары Березиной, образование может быть эффективным только тогда, когда оно не вредит здоровью ученика, не калечит его личность. Другой критерий эффективности: может ли человек применить на практике те знания, умения и навыки, которые он получил в процессе обучения, научен ли он адаптироваться в обществе, решать свои проблемы.

Мировое педагогическое сообщество, на которое Тамара Ивановна ссылалась в своем докладе, считает самым эффективным академическое образование, которое у нас в последнее время принято подвергать критике. На втором месте общие образовательные учреждения с сильными традициями. Модная в России «либеральная педагогика«, приоритетами которой являются бесконфликтность учебного процесса и его комфортность для ребенка, в мировой практике тоже считается очень эффективной. Это самое перспективное направление современной педагогики.

Как сделать образовательное пространство новосибирских учебных заведений бесконфликтным и комфортным? Особенно неуютно чувствуют себя в школе дети с физическими недостатками. В одном только Центральном районе таких школьников 435. Многим из них все десять школьных лет приходится терпеть насмешки и издевательства сверстников. Говорить о хорошей успеваемости при таком психологическом микроклимате в принципе нельзя. В результате дети остаются на второй год, а потом и вовсе бросают учебу.

Директор школы N 4 (экспериментальной площадки Российской академии образования) Анна Боярская считает, что изменить ситуацию смогла бы система «школа-сад»: ребята с 3–5 лет ходят в одну группу. Потом этой же группой переходят в первый класс и учатся вместе все 10 лет. Детям, которые воспитывались рядом «с пеленок», не придет в голову дразнить друг друга — они просто не будут замечать, что кто-то из их товарищей не такой, как все.

Здоровым ребятам, а их среди первоклассников всего 65 процентов, в современной школе тоже нелегко. К моменту окончания учебы выпускников, имеющих первую группу здоровья, становится в 3–4 раза меньше. То есть, если здоровых первоклассников — 65 процентов, то здоровых одиннадцатиклассников — всего 21 процент. В большей степени от школьных нагрузок страдает зрение, на втором месте — опорно-двигательный аппарат. 13 процентов учеников вместе со знаниями получают в школе заболевания центральной нервной системы.

Педагоги гимназии N 1 считают: дабы избежать психических срывов и сколиоза у младших школьников, необходимо проводить селекцию детей при поступлении в первый класс. Сейчас это теоретически запрещено, но на практике применяется почти везде. Дело в том, что у всех малышей разное восприятие и учить их всех по одной программе нельзя. В идеале, каждая школа должна иметь несколько первых классов, каждый из которых занимался бы по разным методикам. А психологи, тестирующие детей при поступлении, рекомендовали бы родителям, какая методика подойдет именно их ребенку.

Заместитель директора гимназии N 1 Людмила Распопина подняла еще одну проблему, существенным образом влияющую на эффективность образования, — дети разучились читать. За последние 10 лет продуктивность чтения российских школьников (новосибирские — не исключение) снизилась на 20 процентов. Сегодня средний ученик 10-го класса способен прочитать 160–180 слов в минуту, а усвоить лишь 30 процентов из них. По нормативам, десятиклассник должен читать 330 слов в минуту и, разумеется, быть в состоянии рассказать, о чем прочитанный текст.

Из 32 стран, которые в 2003 году Организация Объединенных Наций протестировала на грамотность населения, Россия заняла 27 место. А ведь когда-то мы были самой грамотной страной в мире! США, если это кого-то утешит, тоже страдают от изобилия тупых. 47 процентов американцев не в состоянии разобраться в расписании автобусов. Каждый пятый взрослый британец читает с трудом. Получив столь плачевные результаты своего исследования, ООН объявила 2003–2012 годы десятилетием грамотности во всем мире.

Людмила Распопина познакомила коллег не только с этими удручающими цифрами, но и с понятием информационной культуры, необходимой каждому современному человеку. Это понятие ввели специалисты Кемеровской академии культуры и искусств. Так вот, по мнению специалистов академии, большинство людей, даже с высшим образованием, имеют недостаточный уровень информационной культуры, которая подразумевает владение коммуникативными навыками как на родном, так и на иностранных языках, и навыками общения с компьютером.

Повысить информационную культуру школьников можно, если уделять больше внимания языковым дисциплинам, литературе и риторике. С компьютерной грамотностью, к сожалению, сложнее — только 53 процента школьных учителей владеют компьютером в должной мере.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: