Новосибирск 14.4 °C

Золотая мусорная жила

15.07.2005 00:00:00

Да, этим летом в Новосибирске лучше вывозится мусор. «Самолеты так не летают, поезда так не ходят, как наши мусоровозы ездят», — шутит главный перевозчик твердых бытовых отходов директор МУП «Спецавтохозяйство» Виктор Кравченко. Он работает здесь 26 лет, в том числе семь — директором, так что знает, о чем говорит.

Спецавтохозяйство — не единственный перевозчик в городе. Он обслуживает все районы, но не полностью: в Ленинском, Заельцовском и Советском есть свои предприятия. «Но у них хуже получается, — считает директор Спецавтохозяйства. — Все-таки лучше иметь единое специализированное предприятие, хорошо развитое и мощное. Мусоровозы должны приходить ежедневно до 16 часов. Наш опыт показывает: регулярность вывоза в таком случае достигает 99,99 процента. Редко когда не удается приехать вовремя из-за пробок на дороге или по другой причине».

Последние четыре года мэрия уделяет большое внимание развитию Спецавтохозяйства. Из 74 мусоровозов половина сегодня — новые. Остальные, уже отработавшие все сроки, планируется заменить в ближайшие три года. Это — проблема номер один, потому что объемы твердых бытовых отходов ежегодно возрастают. В 2004 году Спецавтохозяйство вывезло на свой Гусинобродский полигон более 1,5 миллиона кубометров мусора. За день набирается около 4 тысяч кубов.

Спецавтохозяйству — 78 лет, свою историю предприятие ведет с 1927 года, с треста «Очистка». Сегодня в Спецавтохозяйстве — 385 человек, а кроме мусоровозов немало другой техники. Между прочим, это одно из лучших предприятий России. В 1999 году оно заняло второе место во всероссийском конкурсе, в 2001-м — пятое. «Потом нам стало неинтересно, мы перестали документы на конкурс посылать, но про себя все знаем», -шутит Кравченко.

С июня этого года распоряжением мэра Новосибирска Владимира Городецкого увеличена норма накопления мусора на человека до 1,6 кубометра в год. До 2002 года эта норма была 1,13 (не пересматривалась с 79-го года!), после 2002-го — 1,3. А в сибирских городах давно уже нет нормы ниже 1,7–1,8 кубометра. Согласно новой норме в Спецавтохозяйстве купили или изготовили сами и установили в течение мая по городу 454 новых мусорных контейнера. И объем вывоза увеличился сразу на 15 процентов! В июле — августе будет поставлено еще 600 контейнеров. И хотя каждый стоит больше 3 тысяч рублей, все понимают: надо, чтобы город был чистым. Именно такую задачу мэр поставил перед всеми службами, отвечающими за санитарное состояние мегаполиса. Но и горожанам надо готовиться к тому, что скорей всего с 2006 года поднимется плата за вывоз мусора. Пока это всего 6 рублей 60 копеек в месяц — немного по сравнению с затратами на утилизацию.

Наверное, часть людей еще не могут психологически привыкнуть к тому, что за чистоту надо платить. Сегодня у власти стоит задача заставить оплачивать вывоз твердых бытовых отходов предприятия и организации. Виктор Кравченко подчеркивает: заключают договоры лишь около 10 процентов всех предприятий. Остальные валят мусор в контейнеры нелегально, не желая платить за контейнер в сутки 120 рублей. А разве это дорого? «В идеале ни одно предприятие в городе не имеет права хозяйствовать без такого договора, — убежден директор Спецавтохозяйства. — В других городах есть специальные структуры, которые привлекают всех к заключению договоров, а потом поручают вывоз перевозчикам. Мы пока сами заключаем договоры, нынче их — 1376 (плюс ТСЖ). Но я думаю, в Новосибирске тоже должна быть отдельная организация по заключению договоров. Заставлять — не наша функция. В мэрии для этого уже подготовлены нормативно-правовые документы».

Мусоросборщиков, как никого, волнует переработка твердых бытовых отходов. В свое время при Спецавтохозяйстве была создана группа, которая анализировала всю информацию по этой теме: проекты, технологии, мировые тенденции. В итоге сегодня Спецавтохозяйство работает с инвесторами по строительству двух сортировочных заводов. Один будет построен вблизи Спецавтохозяйства (Северный проезд, 10). В начальном капитале нового завода 10 процентов принадлежит муниципалитету. Уже заключен контракт со шведской фирмой «Прессона», активно работающей на российском рынке; и если инвестор вовремя заплатит за оборудование, его поставят в ноябре, а в декабре текущего года завод уже планируется запустить.

«Сначала из мусора, — рассказывает Виктор Кравченко, — выделяются макулатура, стекло, пластик. Часть этих полезных компонентов будет реализовываться сразу, а часть — перерабатываться дальше во вторичный продукт. Так принято во всем мире. На заводе станут работать человек 30. Производительность — 100 тысяч тонн в год — примерно треть собираемого нами мусора. Стоимость объекта — 120–150 миллионов рублей. Такие заводы построены в России, и все работают: например, в Ярославле, Тольятти. Везде это — частные инвестиции».

В Новосибирске планируется возвести четыре таких завода: второй — на Гусинобродском полигоне, тоже на 100 тысяч тонн, по плану строительство должно начаться в конце текущего — начале будущего года. Для третьего завода согласована площадка в Калининском районе: сюда оборудование хочет поставить французская фирма «Сакрия». Четвертый запланирован в Первомайском районе. Заводы расположат так, чтобы минимизировать расстояния при перевозке мусора, а значит, и снизить затраты для Спецавтохозяйства. Гусинобродский полигон, использующийся с 1967 года, перегружен. «Переработка мусора — в наших интересах и интересах города», — подчеркивает Кравченко.

Виктор Иванович не приветствует идею создания тепловых станций по сжиганию отходов. Технологию сжигания предлагают новосибирские ученые, и на нее тоже искали инвесторов. «Существует европейский протокол, который запрещает сжигание мусора, — говорит Кравченко. — Несколько лет назад практически все мусоросжигательные заводы в Европе были закрыты. Наши теплофизики утверждают, что могут так очистить отходящие газы, что они будут безвредны. Но я лично думаю, если бы у капиталистов была возможность доработать очистку газа, они бы это сделали. При четырех сортировочных заводах можно обойтись и без сжигания. Сейчас в мире такие тенденции, что всю органику, которую отсортировывают, перерабатывают в метанол — сырье для производства топлива».

Возможно, что в Новосибирске появятся и современные тепловые станции по сжиганию мусора: от них окончательно не отказались. Но пока инвестор пришел в Спецавтохозяйство, чтобы сортировать и перерабатывать мусор в полезную продукцию, — и это уже хорошо.

МУП «Спецавтохозяйство» — серьезное предприятие. Здесь 24 процента работников — с высшим и среднетехническим образованием, более половины — с образованием выше среднего. Простой водитель, считает директор Спецавтохозяйства, на мусоровозе работать не сможет, ведь это фактически две машины. Поэтому из десяти водителей остаются один-два, но зато работают долго. Сегодня в Спецавтохозяйство с удовольствием бы взяли еще 20 водителей. Зарплата, правда, не очень большая — в среднем 10 тысяч рублей, но зато режим работы удобный: три дня работать, три — отдыхать.

«У нас слишком большой город, руками его не уберешь, метлой не обойдешься. Мэрия правильно делает, оснащая городские службы производительной спецтехникой, -одобряет действия власти Виктор Кравченко. — И я убежден: когда мы запустим заводы по переработке мусора, в выигрыше будут все — и бюджет, и экологи, и жители города. А раздельный сбор твердых бытовых отходов будет выгоден бизнесменам, чтобы получить из них вторичное сырье».

А пока, как любят повторять в Спецавтохозяйстве, чисто не там, где хорошо убирают, а там, где не сорят.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: