Да, этим летом в Новосибирске лучше вывозится мусор. «Самолеты так не летают, поезда так не ходят, как наши мусоровозы ездят», шутит главный перевозчик твердых бытовых отходов директор МУП «Спецавтохозяйство» Виктор Кравченко. Он работает здесь 26 лет, в том числе семь директором, так что знает, о чем говорит.
Спецавтохозяйство не единственный перевозчик в городе. Он обслуживает все районы, но не полностью: в Ленинском, Заельцовском и Советском есть свои предприятия. «Но у них хуже получается, считает директор Спецавтохозяйства.
Последние четыре года мэрия уделяет большое внимание развитию Спецавтохозяйства. Из 74 мусоровозов половина сегодня новые. Остальные, уже отработавшие все сроки, планируется заменить в ближайшие три года. Это проблема номер один, потому что объемы твердых бытовых отходов ежегодно возрастают. В 2004 году Спецавтохозяйство вывезло на свой Гусинобродский полигон более 1,5 миллиона кубометров мусора. За день набирается около 4 тысяч кубов.
Спецавтохозяйству 78 лет, свою историю предприятие ведет с 1927 года, с треста «Очистка». Сегодня в Спецавтохозяйстве 385 человек, а кроме мусоровозов немало другой техники. Между прочим, это одно из лучших предприятий России. В 1999 году оно заняло второе место во всероссийском конкурсе,
С июня этого года распоряжением мэра Новосибирска Владимира Городецкого увеличена норма накопления мусора на человека до 1,6 кубометра в год. До 2002 года эта норма была 1,13 (не пересматривалась
Наверное, часть людей еще не могут психологически привыкнуть к тому, что за чистоту надо платить. Сегодня у власти стоит задача заставить оплачивать вывоз твердых бытовых отходов предприятия и организации. Виктор Кравченко подчеркивает: заключают договоры лишь около 10 процентов всех предприятий. Остальные валят мусор в контейнеры нелегально, не желая платить за контейнер в сутки 120 рублей. А разве это дорого? «В идеале ни одно предприятие в городе не имеет права хозяйствовать без такого договора, убежден директор Спецавтохозяйства. В других городах есть специальные структуры, которые привлекают всех к заключению договоров, а потом поручают вывоз перевозчикам. Мы пока сами заключаем договоры, нынче их 1376 (плюс ТСЖ). Но я думаю, в Новосибирске тоже должна быть отдельная организация по заключению договоров. Заставлять не наша функция. В мэрии для этого уже подготовлены
Мусоросборщиков, как никого, волнует переработка твердых бытовых отходов. В свое время при Спецавтохозяйстве была создана группа, которая анализировала всю информацию по этой теме: проекты, технологии, мировые тенденции. В итоге сегодня Спецавтохозяйство работает с инвесторами по строительству двух сортировочных заводов. Один будет построен вблизи Спецавтохозяйства (Северный проезд, 10). В начальном капитале нового завода 10 процентов принадлежит муниципалитету. Уже заключен контракт со шведской фирмой «Прессона», активно работающей на российском рынке; и если инвестор вовремя заплатит за оборудование, его поставят в ноябре, а в декабре текущего года завод уже планируется запустить.
«Сначала из мусора, рассказывает Виктор Кравченко, выделяются макулатура, стекло, пластик. Часть этих полезных компонентов будет реализовываться сразу, а часть перерабатываться дальше во вторичный продукт. Так принято во всем мире. На заводе станут работать человек 30. Производительность 100 тысяч тонн в год примерно треть собираемого нами мусора. Стоимость объекта
В Новосибирске планируется возвести четыре таких завода: второй на Гусинобродском полигоне, тоже на 100 тысяч тонн, по плану строительство должно начаться в конце текущего начале будущего года. Для третьего завода согласована площадка в Калининском районе: сюда оборудование хочет поставить французская фирма «Сакрия». Четвертый запланирован в Первомайском районе. Заводы расположат так, чтобы минимизировать расстояния при перевозке мусора, а значит, и снизить затраты для Спецавтохозяйства. Гусинобродский полигон, использующийся с 1967 года, перегружен. «Переработка мусора в наших интересах и интересах города», подчеркивает Кравченко.
Виктор Иванович не приветствует идею создания тепловых станций по сжиганию отходов. Технологию сжигания предлагают новосибирские ученые, и на нее тоже искали инвесторов. «Существует европейский протокол, который запрещает сжигание мусора, говорит Кравченко. Несколько лет назад практически все мусоросжигательные заводы в Европе были закрыты. Наши теплофизики утверждают, что могут так очистить отходящие газы, что они будут безвредны. Но я лично думаю, если бы у капиталистов была возможность доработать очистку газа, они бы это сделали. При четырех сортировочных заводах можно обойтись и без сжигания. Сейчас в мире такие тенденции, что всю органику, которую отсортировывают, перерабатывают в метанол сырье для производства топлива».
Возможно, что в Новосибирске появятся и современные тепловые станции по сжиганию мусора: от них окончательно не отказались. Но пока инвестор пришел в Спецавтохозяйство, чтобы сортировать и перерабатывать мусор в полезную продукцию, и это уже хорошо.
МУП «Спецавтохозяйство» серьезное предприятие. Здесь 24 процента работников с высшим и среднетехническим образованием, более половины с образованием выше среднего. Простой водитель, считает директор Спецавтохозяйства, на мусоровозе работать не сможет, ведь это фактически две машины. Поэтому из десяти водителей остаются
«У нас слишком большой город, руками его не уберешь, метлой не обойдешься. Мэрия правильно делает, оснащая городские службы производительной спецтехникой, -одобряет действия власти Виктор Кравченко. И я убежден: когда мы запустим заводы по переработке мусора, в выигрыше будут все и бюджет, и экологи, и жители города. А раздельный сбор твердых бытовых отходов будет выгоден бизнесменам, чтобы получить из них вторичное сырье».
А пока, как любят повторять в Спецавтохозяйстве, чисто не там, где хорошо убирают, а там, где не сорят.