60-летие Победы
Новосибирцы отличились во время войны
Новосибирская область во время войны находилась в глубоком тылу, но на заводах и фабриках, на полях колхозов женщины и подростки тоже совершали подвиги.
Уже в первые дни войны в газете появилась передовая статья «Фронт и тыл неделимы», в которой ставилась задача оставшимся в тылу женщинам и подросткам « великим трудом выполнять свой священный долг перед страной». Появились и первые лозунги: «Все фронту, все для фронта! Все для обороны Родины! Все для победы над подлой фашистской гадиной!».
30 июня 1941 года вышло постановление бюро Новосибирского горкома ВКП(б): взамен ушедших на фронт мужчин принимать на предприятия членов их семей. Около восьми тысяч женщин пришло в первые месяцы войны на заводы, фабрики, на транспорт. Им пришлось срочно осваивать «мужские» специальности: машиниста, шофера, слесаря, сталевара, фрезеровщика, электросварщика.
Георгий Васильевич Пашков, ветеран Великой Отечественной войны, вспоминает: «Никто нас особо не воспитывал, но мы были патриотами. Наше поколение было сильно духом. Когда началась война, мне было 16 лет, учился в школе. Сестра с братом добровольно ушли защищать Родину. Я вместе с товарищами обратился в Октябрьский РВК, чтобы нас призвали в армию. Вместо этого направили на работу
Питание было очень скудным. Обносились до предела. На заводе выдавали брезентовую обувь на деревянной подошве. Не было даже трусов и носков. Со всем этим мы, мальчишки и девчонки, мирились, и никто из нас не возмущался, зная, что солдатам на фронте еще тяжелее».
Несмотря на все трудности и бытовые неудобства, труженики тыла не просто работали, а перевыполняли в несколько раз нормы, устанавливали мировые рекорды, вносили рацпредложения, создавали фонд Победы.
За себя и за товарища
Уже в июле 1941 года по инициативе слесаря завода имени Чкалова И. Левякова развернулось движение под лозунгом: «Работать за себя и за ушедшего на фронт товарища». К началу 1942 года в Новосибирске было 3800 двухсотников, выполнивших норму за себя и товарища. К лету
Токарь-стахановец
Летом 1943 года началось движение
Комсомольцы решили работать по примеру Е. Барышниковой бригадира фронтовой бригады Московского подшипникового завода. Не снижая выработки продукции, работать меньшим числом человек, переводя освободившихся рабочих на другие участки. Таким образом 267 бригад Новосибирска высвободили 643 рабочих, не только выполняя производственные нормы, но и намного перевыполняя их.
Бригады постоянно участвовали в социалистических соревнованиях. Чтобы победить, нужно было выполнить одиннадцать условий: месячный план
Мировой рекорд по кирпичам
26 октября 1941 года, работая на одной из строек Новосибирска с двумя подручными, каменщик Семен Максименко установил мировой рекорд. Он сумел уложить за смену 12800 кирпичей, что составило 1020 процентов нормы. А ровно через полгода Максименко установил новый мировой рекорд по кирпичной кладке 44 тысячи штук за смену. Это было уже 3140 процентов нормы. И каждый из пятидесяти вспомогательных рабочих, занятых с ним, выполнял по три с половиной нормы. Раньше мировой рекорд принадлежал американскому каменщику Голливуду, который укладывал в день 31800 штук кирпича.
За установление мирового рекорда каменщика Максименко наградили Почетной грамотой областного Совета депутатов трудящихся. После войны, 7 декабря 1945 года, на строительстве трех
Выпускаю во-от такие сапоги!
На весь город прославился
Позже Николай перешел в цех детской обуви, где работали одни подростки. Здесь он обязался затягивать шестьсот пар детских ботинок вместо трехсот по норме.
Но в каких тяжелых условиях совершали трудовые подвиги молодые рабочие! Лучше всего об этом рассказывают документы. «Проверкой установлено, что на комбинате N 179 в последние месяцы наблюдается массовое истощение молодых рабочих, кончающееся смертельным исходом, в результате отдельного отношения отдельных руководителей производства комбината к рабочим».
В справке о фактах бесчеловечного отношения к рабочим на комбинате N 179 говорится о трагической судьбе
Мы лунинцы
22 мая этого года исполнилось 90 лет со дня рождения известного всей стране машиниста Николая Лунина.
В цехе эксплуатации Новосибирского локомотивного депо установлена мемориальная доска:
Имя Лунина зазвучало еще в 1940 году. Он предложил ремонтировать паровозы силами своей бригады. Это увеличивало межремонтный пробег паровозов, а машинисты с помощниками лучше знали свои паровозы, тщательнее готовили их к рейсу. О новаторстве заговорила вся страна. «Лунинское движение« распространилось по всей сети железных дорог и промышленных предприятий. В Англии, где Лунин находился в составе советских парламентариев, его называли
Во время войны лунинский метод работы использовали очень широко. Экономия нужна была во всем. В начале 1942 года «лунинцы» отремонтировали своими силами около 70 процентов паровозов, сэкономили больше 165 тысяч рублей. Москве не хватало топлива. Бригада Лунина решила двумя паровозами вести состав с углем весом в пять тысяч тонн вместо двух с половиной тысяч по норме. Такой состав еще никто не водил.
В 1942 году Николай Лунин получил Государственную премию. Однако он решил, что во время войны эти деньги больше нужны государству, и отправил Сталину телеграмму: «
я покупаю за счет своих личных сбережений эшелон угля весом в 1000 тонн и выражаю горячее желание лично доставить этот поезд
За время войны машинист перевез 585 тысяч тонн оборонных
Героический труд новосибирцев в годы войны не раз отмечался высокими наградами. 201 тысяча горожан получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне