Шагай по жизни с НГУЭУ

Новосибирский государственный университет экономики и управления — вуз, реализующий в сфере экономики и управления многоуровневую систему подготовки и переподготовки специалистов. Как реализуются инновационные образовательные технологии в НГУЭУ? Об этом «ВН» рассказывает проректор по учебной работе университета кандидат технических наук доцент Александр Кричевский.

Новосибирский государственный университет экономики и управления — вуз, реализующий в сфере экономики и управления многоуровневую систему подготовки и переподготовки специалистов.

Александр Кричевский

Как реализуются инновационные образовательные технологии в НГУЭУ? Об этом «ВН» рассказывает проректор по учебной работе университета кандидат технических наук доцент Александр Кричевский.

— Александр Игнатьевич, понятно, что современная образовательная ситуация, в том числе и в высшей школе, требует обновления многих сторон деятельности учебных заведений, обуславливает необходимость внедрения инновационных педагогических технологий, активных форм и методов обучения. В чем суть инноваций образовательного процесса НГУЭУ?

— Практическое и эффективное внедрение в сферу образовательных услуг системы непрерывного образования — так коротко можно охарактеризовать новые образовательные технологии нашего вуза. Мы реализуем в рамках единой образовательной системы многоуровневую подготовку, начиная со среднего профессионального образования и заканчивая докторантурой, и все это на базе одного университета. Причем внутри этой системы возможны различные образовательные траектории. Например, часть программ дополнительного образования реализуется параллельно с высшим. Так, дополнительную квалификацию «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций» можно получить параллельно с основной специальностью, и государственных дипломов при этом тоже будет два: основной и по дополнительному образованию. Наши выпускники могут идти в науку — аспирантуру, а затем и в докторантуру, а могут пойти на практическую работу и затем, по мере необходимости, повышать квалификацию в институте переподготовки и повышения квалификации.

Сейчас в практическую деятельность любого специалиста внедряется принцип «образование через всю жизнь», то есть все пришли к пониманию того, что учиться необходимо всю жизнь. Относительно НГУЭУ можно этот тезис перефразировать как «через всю жизнь с одним вузом» — наш университет сегодня реально способен через свою многоуровневую систему образовательных программ обеспечить поддержание необходимого образовательного и профессионального уровня в процессе всего карьерного роста специалистов экономической и управленческой сферы.

— Вы хотите сказать, что в вашем вузе можно получить и среднее профессиональное образование?

— В структуре нашего университета вот уже семь лет работает бизнес-колледж. Он уже подготовил более семисот высококвалифицированных специалистов, которые сегодня успешно работают в промышленности, бизнесе, органах государственного управления, финансово-кредитных структурах. Его образовательные программы приведены в соответствие с программами высшего образования

НГУЭУ. Кстати, по данным последних лет, более четверти выпускников колледжа поступают в наш университет на бюджетной основе, а всего обучение в нашем вузе продолжают около 70% выпускников колледжа.

В 2003 году на базе бизнес-колледжа мы приступили к реализации инновации — участию совместно со школами в программах профильного школьного образования. Согласно концепции модернизации российского образования до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается так называемое профильное обучение старшеклассников, которое должно обеспечить профессиональное самоопределение подростка. Следуя этой концепции, бизнес-колледж открыл профильные классы на базе двух школ: школы N 132 Ленинского района Новосибирска и школы N 3 п. Линево. Если ученики обычного профильного класса, которые обучаются по социально-экономическому профилю, получают дополнительные знания в области экономики, то учащиеся профильного класса, обучающиеся по программе бизнес-колледжа, получают возможность изучить в качестве профильных полный набор дисциплин за два курса среднего профессионального образовательного учреждения. Эти знания и уровень подготовки дают возможность выпускнику школы по его желанию продолжить обучение на последнем курсе колледжа по очной или заочной форме. А закончив обучение в колледже НГУЭУ, далее получить высшее профессиональное образование в нашем университете по ускоренной программе: за три года — очно или за три с половиной — заочно. Интеграционное образовательное пространство «школа — колледж — вуз», созданное в нашем университете, на основании согласованных, взаимоувязанных образовательных программ различных уровней позволяет получать дополнительные образовательные траектории для обучающихся и таким образом расширять спектр образовательных услуг нашего университета. В результате внедрения такой интеграционной модели профильного обучения ученик средней школы за 6–6,5 года получает три документа об окончании образовательных учреждений разных уровней: аттестат о полном общем образовании, диплом о среднем профессиональном образовании и диплом о высшем профессиональном образовании.

— Сейчас модным стало дистанционное обучение…

— Не только в моде здесь дело. Дистанционное обучение стало во многом необходимой современной образовательной технологией. Целенаправленное развитие дистанционное обучение получило в связи с разработкой концепции дистанционного образования и принятием в 1993 году решения «О создании системы дистанционного гуманитарного образования в РФ». В образовательную вузовскую практику методы дистанционного обучения стали вводиться с 2000 года вначале как эксперимент, а теперь это стало практикой. В нашем университете институт дистанционного обучения был создан в 2001 году.

Мы идем по пути расширения географии предоставления образовательных услуг. Сегодня в составе университета работают семь представительств — в Абакане, Белокурихе, Стрежевом, Горно-Алтайске, Искитиме, Прокопьевске и Юрге. Мы последовательно реализуем принцип: образовательная услуга должна приближаться к обучающемуся. В отличие от обычного заочного обучения студенты института дистанционного обучения не ездят на сессии, а для проведения консультаций и промежуточной аттестации в наши представительства выезжают преподаватели. Таким образом, образовательная услуга для студентов-заочников становится дешевле: не надо тратиться на дорогу, проживание в чужом городе. Однако эта система ставит перед вузом и серьезную проблему — необходимость наличия полного пакета методических материалов по специальностям. В университете пересмотрели систему планирования, разработки и тиражирования методических материалов для заочной формы обучения и ввели так называемый процессный подход: работа кафедр и преподавателей по подготовке методических материалов оценивается по конечному результату — их наличию в руках студентов. Кстати, это сказалось не только на решении вопроса методических разработок. Вместо того чтобы «набирать часы», читая лекции в других вузах, естественно, с целью подработать, преподаватели получают дополнительную плату за разработку методической литературы и одновременно повышают свой профессиональный уровень, продумывая новые формы и методики преподнесения материала. А выигрывает опять-таки студент — он получает полный «кейс» методических разработок по специальности. Причем стоимость этих материалов включена в стоимость образовательной услуги, так что для студентов получение высшего образования в нашем вузе дешевеет. К слову, «пакет методических разработок по специальностям» пользуется спросом не только у студентов-заочников. Он удобен и «дневникам».

— Можно сказать, что сегодня НГУЭУ — не только вуз, готовящий специалистов разных уровней в сфере экономики, это — брэнд на рынке образования.

— Да. Сегодня мы являемся единственным в Новосибирской области учебным заведением экономического профиля, осуществляющим подготовку довузовскую, вузовскую, поствузовскую и дополнительную подготовку специалистов в десяти городах Сибири. Ведь, кроме представительств, у нас есть еще и филиалы в Якутске и Улан-Удэ. Система непрерывного образования, качество предоставляемых образовательных услуг, формирование согласованного учебно-программного и учебно-методического обеспечения в интеграционном блоке образовательных программ позволяет сегодня НГУЭУ проводить качественную реализацию государственных образовательных стандартов, формировать компетентность выпускников в соответствии с требованиями современного общества.


Система образования НГУЭУ включает среднее профессиональное образование на базе бизнес-колледжа, в котором обучаются сегодня около шестисот человек по шести экономическим специальностям; подготовку по двадцати специальностям высшего профессионального образования получают очно свыше пяти тысяч студентов в институтах экономики, учета и статистики, менеджмента и коммерции, международных отношений и права и около шести тысяч студентов заочно на базе института заочного обучения и в семи представительствах НГУЭУ на базе института дистанционного обучения. В НГУЭУ открыты девять специальностей аспирантуры и четыре специальности докторантуры. Развернута подготовка по программам дополнительного образования: ежегодно по ним обучаются до четырех тысяч слушателей. Работает институт переподготовки и повышения квалификации, где уже дипломированные специалисты повышают квалификацию по двум десяткам направлений и проходят профессиональную переподготовку по одиннадцати специальностям. Специализированные программы реализуются в центре аудита, центре подготовки антикризисных управляющих, центре подготовки специалистов по оценке собственности. Ведется обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров. На все виды образовательных программ НГУЭУ имеет лицензии и при успешном завершении обучения выдает документы государственного образца. И сегодня в университете продолжается работа по увеличению спектра образовательных услуг за счет расширения набора образовательных программ разного уровня.

Поделиться:
Копировать