Новосибирск 0.6 °C

Автотюнинг и «аш-игрек-психопаты»

23.04.2005 00:00:00

Когда автовладелец начинает разными мыслимыми и немыслимыми способами украшать и улучшать свой автомобиль — это «клиника». К такому выводу пришли психиатры, изучив зависимость между склонностью людей к психическим расстройствам и увлечением тех же людей тюнингом. Сопоставив с этими данными еще и статистику ДТП, специалисты заключили, что автомобильный фетишизм — не безобидный «пунктик», как кажется на первый взгляд, а опасное увлечение.

Тюнинг по-советски, по-американски и по-новорусски

Фото журнала «Караул!»

В буквальном переводе «тюнинг» означает «доводка», подгонка автомобиля под вкусы и требования владельца.

Водитель с 40-летним стажем Юрий Олещук, которого мы пригласили в «народные эксперты», говорит, что увлечение тюнингом — явление не последнего времени. Началось это еще с 60-х годов прошлого века, когда в частных руках появились первые «победы» и «москвичи».

— Машина частника была предметом чуть ли не религиозного поклонения: одна — и на всю жизнь, — вспоминает Юрий Анатольевич. — Разумеется, каждый автовладелец стремился максимально изукрасить своего железного коня, придать ему черты индивидуальности. Между тем промышленность ничего такого, что можно было бы использовать для украшения автомобиля, не производила. Одним из первых элементов тюнинга по-советски стали занавесочки на окна: изнутри припаивались два металлических стержня по верху и низу окна, на них надевалась какая-нибудь «веселенькая» ткань — и готово. Наряду с занавесками элементом «крутизны«, как сейчас говорят, считались разноцветные плексигласовые головки на рычаг переключения скоростей. Высший шик — огромный переливчатый попугай, обхватить которого рукой было просто невозможно. В семидесятые в моду вошли изукрашенные колпаки на колеса — с расходящимися металлическими лучами. Они стоили раз в десять дороже обычных, продавались только «из-под полы», но все автолюбители гонялись за ними очертя голову.

Сегодня практически любой автомагазин содержит в своем ассортименте несколько десятков наименований товара, предназначенного для украшения автомобиля: различные насадки на выхлопные трубы — раздваивающиеся, растраивающиеся, сверхширокие, выкрашенные под золото или серебро, с подсветкой всевозможных оттенков; габаритные «усы» со светящимися лампочками; игрушки на липучках и на ниточках для украшения салона; наклейки на заднее стекло в виде надписей и картинок для спонтанного общения с коллегами по «баранке»: «Не обгоняй, обидно», «Сам такой!»…

Американские автолюбители по части наклеек куда изобретательнее наших. Согласно наблюдениям Юрия Олещука, у них самые распространенные наклейки — политические: «Освободите тюрьмы — конгрессменам нужно место!», «Не укради — правительство не любит конкурентов!». Ярко отражена тема межполовых отношений: «Водитель женат», «Учись на ошибках родителей — пользуйся презервативами«. Нет предела фантазии по оскорблению других водителей: «Стоп-сигнал сломан, следи за средним пальцем», «Я вожу так, чтоб тебя достать».

Зачем «Оке» кенгурятник

В автомагазинах — куча «прибамбасов» для машин: нужных и не очень. Фото Сергея ПЕРМИНА

Первый симптом «сдвига» по автомобильной части: человек, выбирая автомобиль, руководствуется не столько его техническими характеристиками, сколько цветом, качеством отделки салона, «счастливым« номером двигателя или кузова, наличием дополнительных, в общем-то ненужных приборов — компаса, термометра, музыкального центра.

Если расстройство прогрессирует, он начинает тратить деньги на бессмысленные безделушки вместо того, чтобы купить сыну велосипед, а в гараже проводит больше времени, чем с женой. Со временем увлечение тюнингом приобретает шизоидный характер. Психиатры называют таких больных «аш-игрек-психопатами»: чем больше на машине «наворотов», тем выше вероятность того, что за рулем сидит психически ненормальный человек.

Мнения психологов по поводу причины нездорового увлечения тюнингом различны. Приверженцы Фрейда утверждают, что это один из способов повысить свою сексуальную реализацию. Павлин, к примеру, для этого «оборудован» роскошным хвостом, лев — гривой, олень — рогами. А что делать человеку, обделенному внешними данными (о рогах — разговор отдельный) и не соответствующему стандарту «настоящего мачо»?

Чтобы обозначить принадлежность автомобиля «настоящему мужчине», надо: первое — подчеркнуть замечательное свойство «4х4» надписями по всему кузову. Второе — каждое из четырех колес сделать как можно шире. Сексуальная привлекательность водителя обеспечена, если его машина напоминает этакий каток на резиновом ходу. Третье — приладить «кенгурятник». Четвертое — чехол на запасное колесо, обязательно с изображением какого-нибудь дикого животного: тигра, ягуара, волка. Наконец, главное — наклейка на заднее стекло с надписью «Девчонки, прыгайте ко мне!».

То, что из-за всех этих ухищрений снизится курсовая устойчивость автомобиля и ухудшится управление, а «кенгурятник» на «Оке» (на «Ниве», впрочем, тоже) в случае лобового столкновения не оставит шансов на жизнь ее водителю, потому что вомнется вовнутрь, — ерунда. Зато девчонки наперегонки побегут за автомобилем, чтобы познакомиться с его обладателем.

Наклейки на заднее стекло — зеркало водительской души. «Не верь жене и тормозам!» — за рулем, скорее всего, старый олень с переломанными жизнью копытами. «Быстро поедешь — медленно понесут» — умудренный жизнью, рассудительный и осторожный шофер. «Тише едешь — меньше должен» — человек очень осмотрительный, не склонный ни к какому риску. «Я не тот, кого вам заказали» — гражданин робкий и нерешительный, но с юмором. «За рулем три дня» — очень не уверен в себе, и не только на дороге. «Шумахер» — лихач, к тому же хам. Знак «прочие опасности» на заднее стекло приклеивают автомобилисты, не в совершенстве владеющие водительским мастерством, но не «комплексующие» по этому поводу. Их, как и «шумахеров», следует остерегаться.

Кто ты — машина скажет за тебя

Психологи нефрейдовской школы утверждают, что люди украшают свои машины из желания просто выделиться из толпы.

Недалекие юноши и женщины используют для этой цели мягкие игрушки на полке за задним сиденьем или на салонном зеркале заднего вида, «мохнатые» накладки на руль, чехлы на сидения в виде мягких звериных шкур. ГИБДД относится к такому тюнингу, особенно к игрушкам, не очень положительно, а водителям можно не бояться такого коллегу. Скорее всего, это человек с утонченной психикой и мягким характером, на дороге он не станет «лезть на рожон».

Увлечение лампочками и мигалками разных цветов выдает человека творческого, изобретательного, к тому же не лишенного амбиций.

О явной психической патологии свидетельствует прямоточный глушитель и выхлопная труба большого диаметра, которые вкупе создают жуткий рев («Я вожу так, чтоб тебя достать!»). Обладатель машины ненавидит людей и всю свою энергию направляет на то, чтобы досадить окружающим и тем самым возвыситься в собственных глазах.

Уже упомянутый «кенгурятник», особенно установленный на тщедушной легковушке, как предупредительный знак: с психикой у водителя проблемы. Скорее всего, за рулем такой машины человек агрессивный и злой, ибо единственная задача «кенгурятника» в условиях российских городских дорог — придать машине «хищности».

Большое количество разнобойного тюнинга- признак стремления к внешним эффектам и легким победам. Владельцы таких машин — люди несерьезные, они много сочиняют и откровенно блефуют. А если в салоне большое количество всяких «фенечек» — ароматизаторы, дополнительные зеркала, красивые коврики, набор «дорожной» посуды в бардачке, а в баре запас напитков и сигарет, — скорее всего, хозяин автомобиля не имеет полноценной домашней жизни.

Базовая комплектация, ничего лишнего — признак нормального во всех отношениях человека. Владельцы таких авто чаще всего — люди широкой души и искренних эмоций. Им не нужно приукрашивать действительность или что-то изображать из себя.

Впрочем, некоторые элементы тюнинга выражают не характер водителя, а его принадлежность к определенным кругам. Например, «девятка» с широкими колесами, обутая в резину «кумхо» с белыми надписями, оборудованная светящимися форсунками стеклоомывателей, стекла совершенно черные, радиаторная решетка с накладками на фары, черные накладки под ручки дверей, хромированная насадка на выхлопную трубу и «намордник» из кожзама… Это «пацанские» машины — едут бандитские «шестерки», для которых ПДД не писаны.

В общем, если перефразировать некогда популярную песню — «от людей на дороге не спрячешься». Можно и психу получить права — купить или достать по знакомству, — но твой верный четырехколесный друг расскажет о тебе все, что ты хотел скрыть. Счастливого пути!


Машина — не елка и не жена

Комментарий начальника отделения административной практики технического надзора новосибирского ОГИБДД УВД Алексея Кощаева.

— Первое, о чем я хотел бы сказать, — тонировка стекол, — сообщил Алексей Анатольевич. — Неправильное тонирование — самое распространенное нарушение. Согласно нормам, принятым в нашем регионе, светопропускная способность ветровых стекол должна составлять 75 процентов, боковых — 70. Запрещено тонировать ветровые и боковые стекла зеркальными пленками. На задние стекла эти нормативы не распространяются. С ними хозяин автомобиля может делать что хочет — хоть фанерой забивать. При этом обязательны боковые зеркала заднего вида.

Не рекомендую устанавливать фары синего цвета: световые приборы должны быть белого или желтого цветов. Согласно ПДД, переоборудование автомобиля фарами синего цвета входит в перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация. В салоне запрещено размещать любые предметы, ухудшающие видимость и отвлекающие внимание, — этим чаще всех грешат водители автобусов: их кабины иногда похожи на магазины игрушек. Запрет касается также наклеек и объявлений, которые водители пишут белыми маркерами на задних стеклах.

Хочу предупредить, что скоро большие неприятности начнутся у любителей ревущих машин. Даже по ГОСТам 80-х годов прямоточные глушители, создающие рев, были запрещены, но тогда было проблематично измерить уровень шума. А с нынешнего лета мы будем сотрудничать с шумовой лабораторией санэпиднадзора, у которой есть соответствующие приборы. К нарушителям будем применять серьезные санкции.

Нежелательны в легковых автомобилях не предусмотренные базовой комплектацией габаритные «усы» со светящимися лампочками, прочая декоративная иллюминация, способная отвлечь внимание других водителей от габаритных огней и стоп-сигналов, — это тоже является переоборудованием. Машину, оснащенную такими «гирляндами», могут признать непригодной к эксплуатации, а водителя оштрафовать.

Что касается моего личного мнения по поводу чрезмерного увлечения тюнингом, то думаю, что если человек настолько влюблен в свою машину, что, если б мог, то затащил бы ее в постель, значит, с психикой у него, действительно, не все в порядке.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: