Новосибирск 2.8 °C

Новая киностолица — военная

25.03.2005 00:00:00

Новосибирск: страницы истории

Махновские банды громили на 2-й Ельцовке

Жаркие кровопролитные бои развернулись в конце марта 1941 года на окраине Новосибирска в окрестностях нынешнего Заельцовского парка. Банды Махно, теснимые конниками легендарного начдива Пархоменко, яростно и безуспешно рвались из окружения. Каждый день приближал их полную и окончательную гибель…

Город, затаив дыхание, следил за ходом сражения по репортажам в местной прессе, а наиболее любопытствующие из жителей, в основном подростки, так и собственными глазами близ поля боя… Снималось кино: художественный фильм Киевской студии «Александр Пархоменко».

Произошла довольно часто случающаяся в кинематографе история. Батальные финальные сцены были спланированы на завершение съемочного периода — конец зимы. А она выдалась на Украине почти бесснежная, да еще и сроки, как обычно, затянулись — снимать заключительную часть фильма стало невозможно. Выходов в этих случаях бывает три: отложить съемки до будущего года; изображать снег на земле и деревьях с помощью толченого мела, соли, муки и прочих подручных средств; искать место, где зима еще не кончилась, и ехать туда. Первые два выхода никак не проходили: грозили слишком разорительными убытками, да и попробуй засыпать мукой с мелом огромную площадь — ведь снимаются батальные сцены с сотнями людей, лошадей, повозок. Оставалось искать зиму.

Собственно, и выбора-то не было: зима, до которой можно было экономно добраться по железной дороге и рассчитывать на какую-то помощь, наличествовала только за Уралом. А там на всей территории от Свердловска до Владивостока — только три крохотных студии кинохроники — в самом Свердловске, Иркутске и Хабаровске. Лишь в Новосибирске, помимо кинохроники, уже полтора десятка лет существовала большая киностудия научно-популярных фильмов — единственная солидная кинотехнологическая база не только в Сибири, но и во всех нестоличных регионах страны. Естественно, «молнии» стаей полетели в Новосибирск — выручайте.

Отсюда ответили — пожалуйста. Хотя особой, чисто кинематографической помощи оказать и не смогли: съемки художественных фильмов здесь по совсем не мудрой указке из столицы прекратились с десяток лет назад, снабжение техникой, естественно, тоже скукожилось, и очень многого из съемочной, осветительной и звуковой аппаратуры, необходимой при съемке игровых картин, просто не было. Но всю необходимую технику украинцы брались везти с собой, а за новосибирцами оставалось то, в чем недостатка они не знали.

Военная массовка с лошадьми под тысячу персон — нет проблем. Санно-колесные конные экипажи — тоже без проблем: Новосибирск еще только втягивается в автомобильную стезю, и стоило только дать объявление о покупке и аренде, как от предложений отбою не стало. Ну а снегу там оказалось буквально выше крыши: зима выдалась на него настолько щедрая, что съемочную площадку приходилось с ночи расчищать и утрамбовывать тракторами, прежде чем выпускать исполнителей — иначе и люди, и лошади тонули в нем по горло.

Две с лишним недели, пока на 2-й Ельцовке громили махновские банды, горожане получали колоссальное удовольствие. И от наблюдения за интересными батальными съемками. И от встреч с любимыми и популярными деятелями экрана: Борисом Чирковым (Махно), Александром Хвылей (Пархоменко), Петром Алейниковым (Гайворон), Татьяной Окуневой (Быкова), режиссером Леонидом Луковым. Прощание на вокзале было людным, теплым и улыбчивым. Гости уезжали счастливыми благополучно спасенным фильмом, хозяева оставались полными ярких необычных впечатлений. Так окончилась в Новосибирске весенняя киношная война 1941 года.

А всего через три месяца началась другая — настоящая и беспримерно жестокая война, Отечественная…

Бесчисленные эшелоны из самых разных концов страны сразу же потянулись в Новосибирск. Ехали заводы, фабрики, госпитали, министерства, театры, ведомства, вузы, конструкторские бюро, научные институты. Среди бесконечного разнообразия эвакуированных людей и грузов часто мелькает — кино, кино, кино.

Уже в июле принято решение о размещении в Новосибирске в полном составе штаба отрасли — Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР.

Следом сюда предложено отправиться студиям «Мосфильм» и «Ленфильм». Начальником управления по производству художественных фильмов известным кинорежиссером Михаилом Ильичем Роммом уже подан расчет необходимых для этого транспортных средств — 63 вагона и 12 платформ. Но в августе адрес эвакуации меняется. И не потому, что два больших коллектива негде в городе разместить — под них отводились строящееся здание оперного театра и киностудии научно-популярных фильмов «Сибтехфильм». Сработало скорее всего соображение опытного режиссера, что снимать художественные фильмы в городе, где зима стоит большую часть года, а солнечных дней мало, очень сложно, и выгоднее двигаться в Среднюю Азию, которую он хорошо знал по съемкам своего фильма «13». Поэтому «Ленфильм» с «Мосфильмом» отправились в Алма-Ату, а в Новосибирск эвакуируется большая часть «Мостехфильма» — крупнейшей студии научно-популярных фильмов, с ходу включившаяся в производство картин для нужд армии.

Сюда же эвакуируется часть техники и людей «Союзкинотехники», и главное информационное издание страны «Союзкиножурнал» выпускается здесь.

В ноябре в Новосибирск перемещается оборудование Московской кинокопировальной фабрики, которой предстоит взять на себя основную заботу по изготовлению необходимого количества копий документальных и художественных фильмов.

Примерно в это же время в Новосибирской области сосредотачивается оборудование Одесского, Киевского и часть Московского КИНАПов (заводы, изготавливающие аппаратуру и запасные части к ним для киносети).

По соседству в Красноярск перевозится с Украины вторая половина Шосткинской фабрики кинопленки (первая направлена в Казань).

В Новосибирске размещаются часть Государственного фонда фильмов и фильмофонд ВГИКа (Всесоюзный институт кинематографии) вместе с несколькими группами учащихся (в городе студенты задержались недолго, проследовав в Алма-Ату вслед за «Мосфильмом» и «Ленфильмом»).

В течение нескольких месяцев город превратился в центр кинематографической жизни страны: отсюда осуществлялось руководство отраслью, здесь или поблизости разместились важнейшие производства кинопромышленности. Совершенно неожиданно для себя Новосибирск превращается в военную киностолицу страны. Причем столицу весьма и весьма авторитетную. Только два примера из многих, подтверждающих это.

КИНАПы, прибывшие в Белово (город тогда входил в Новосибирскую область), обнаружили, что предназначавшееся по предварительному обговору для них здание ремесленного училища уже занято Коломенским граммофонным заводом, направленным по тому же адресу Центральным Эвакосоветом (очевидно, там произошел какой-то сбой). Чтобы не подводить высшее начальство, местные власти решили предложить свой выход: граммофонщиков с места не трогать, а кинаповцев разместить по соседству на станции Тайга. Но там, как выяснилось, предлагалось совершенно не приспособленное помещение, плюс не было надежного источника энергии. Переговоры председателя Кинокомитета И. Большакова с местным начальством не устроили, и он обращается прямо к Председателю ГКО Сталину, объясняя, что промедление с решением грозит сбоями в прокатной сети, так как сейчас нет ни одного действующего завода, изготавливающего нужную аппаратуру и запасные части к ней. Ответ следует мгновенно в виде приказа Совнаркома СССР: «Принять предложение Комитета по делам кинематографии о размещении в г. Белово в здании Дома Советов завода КИНАП».

Или другое. Комитет по делам кинематографии при Совнаркоме СССР разместился в Новосибирске на Советской улице, дом 20. Чуть позднее в город прибывает еще более многочисленный по составу Наркомат торговли. Городские власти попытались потеснить Кинокомитет, переведя его в другое здание, а помещение на Советской отдать Наркомату. Не тут-то было — тотчас из Куйбышева за подписью заместителя председателя Совнаркома Землячки летит телеграмма: «Обком партии. Кулагину. Считаю нецелесообразным переселение Кинокомитета занимаемого помещения. Прошу закрепить Кинокомитетом помещение Советская, 20».

Можно, конечно, отчасти объяснить столь необычно оперативное решение и этих и других аналогичных вопросов хорошо знакомым окружению Сталина его глубоким пристрастием к кино. Но главное явно в другом: в большой роли кинематографа в эти дни, когда он становится действительно важнейшим из искусств. Когда из привычных кинотеатров его основная деятельность перемещается в места массового скопления людей — на сборные пункты, вокзалы, клубы, центры первичной военной подготовки. Когда экран не только информирует и развлекает, а в первую очередь мобилизует, агитирует, вдохновляет, учит, цементирует. И местом главного штаба, откуда развертывается эта грандиозная работа, становится Новосибирск.

*Автор этих заметок много лет изучает историю сибирского кинематографа, не так давно он издал книгу «Синема в Сибири», а сейчас готовит к изданию новую книгу, продолжающую цикл очерков истории кино в Сибири.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: