Реформа ЖКХ глазами финансового эксперта
Реформирование
На вопросы корреспондента «ВН« о проблемах цен и тарифов ЖКХ отвечает генеральный директор аудиторской компании
Раиса Ниазовна, насколько оправдан рост платы за жилье и на что направлена экспертиза тарифов?
В течение двух последних лет наша компания регулярно проводит финансовую экспертизу цен и тарифов ЖКХ на территории Сибири и Дальнего Востока. Начиная с 2003 года для пересмотра органами местного самоуправления цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, тарифов на коммунальные услуги необходимо проведение независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг. Закон «Об основах федеральной жилищной политики» не ограничивает понятие «независимой экспертизы» только финансовой ее частью, да и практика проведения экспертизы показала, что необходима совместная работа финансовых и технических экспертов, поэтому мы привлекаем и технических специалистов, что позволяет проводить финансовую экспертизу более качественно.
По законодательному акту, который вступает в действие в 2006 году, органам местного самоуправления потребуется проведение экспертизы не только обоснованности расчета тарифов, но и обоснованности проектов производственных программ предприятий коммунального комплекса, определение доступности для потребителей услуг, в соответствии с установленной ими системой критериев.
В ближайшем будущем регулирующие органы местного самоуправления будут вынуждены обратиться к другим методам ценообразования. Предстоит рассматривать не только экономическую стоимость выполнения конкретного перечня видов работ по содержанию и ремонту жилья, но и оценивать платежеспособность местного бюджета и населения каждой конкретной территории.
Наши эксперты, имеющие достаточно большой опыт работы, разрабатывают конкретные рекомендации, которые позволят привести в соответствие требования законодательства и экономические возможности местных бюджетов и населения. Сегодня наша компания уже разработала автоматизированные программы расчета цен и тарифов в соответствии с действующими отраслевыми нормами и нормативами. Мы начали формировать
А что касается роста цен на оплату жилья, то, соблюдая принцип независимости и защищая экономические интересы потребителей и производителей, по моему мнению, в первую очередь СМИ обязаны восполнить пробел в анализе динамики стоимости
А как формируются цены и тарифы на услуги
Начиная с 1992 года цены и тарифы на оплату населением жилья и коммунальных услуг не являются свободными и подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ. Сегодня полномочия различных ветвей власти в области ценообразования в сфере ЖКХ установлены законом.
Правительством устанавливаются федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаются правила содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, стандарты качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг, методика перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании услуг в объеме меньше установленного, а также ненадлежащего качества. Федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг должны применяться для расчета объема межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета бюджетам других уровней.
Органы государственной власти субъектов в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг вправе устанавливать региональные стандарты. Региональные стандарты применяются для расчета объема межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам территорий.
Органами местного самоуправления должны устанавливаться нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, цены и тарифы на коммунальные услуги. Поэтому цены на услуги населению в настоящий момент устанавливаются местными властями по правилам, которые устанавливает правительство.
За последние 15 лет первым правовым актом федерального уровня, регулирующим деятельность по установлению цен и тарифов
В будущем году вступит в силу новый Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Он будет действовать параллельно с постановлением правительства об основах ценообразования в сфере ЖКХ страны. В нем более подробно определены полномочия органов власти и местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок для оказания коммунальных услуг, распределены полномочия между представительными органами муниципальных образований и органами местного самоуправления. Органы представительной власти вправе будут утверждать только надбавки к тарифам в соответствии с инвестиционными программами по развитию коммунального комплекса. При этом тарифы на коммунальные услуги будут обеспечивать полное возмещение затрат организаций ЖКХ, связанных с реализацией утвержденных производственных и инвестиционных программ.
Вся ответственность за состояние коммунального хозяйства закреплена за органами местного самоуправления. Это расчет тарифов для потребителей, согласование производственных программ коммунальных предприятий, определение метода регулирования, установление системы критериев определения доступности для потребителей коммунальных услуг, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ, рассмотрение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, опубликование результатов мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ, заключение договоров с экспертными организациями. Этим же законом органам местного самоуправления предоставлены права запрашивать у организаций коммунального комплекса необходимую информацию, принимать решения, выдавать обязательные для исполнения предписания.
За последние два года вопросам ценообразования в ЖКХ уделялось недостаточное внимание. Наши проверки показали, что фактическая себестоимость существенно отличается от нормативной как по прямым, так и по накладным расходам. Но регулирующие органы редко принимают к сведению динамику фактических расходов. Использование нормативных данных вместо фактических, применение нормативного процента рентабельности, отсутствие прозрачности при распределении накладных расходов между видами деятельности является следствием недостаточной подготовленности специалистов регулирующих органов. Сегодня документирование и подсчет фактических объемов работ ограничиваются только регистрацией заявок
На рост цен услуг ЖКХ влияет много факторов, в том числе и общий уровень инфляции, и недофинансирование в течение десятилетий. Основным фактором, который позволяет начать организационные преобразования в этой отрасли, является установление цен и тарифов, позволяющих сделать ее привлекательной. Одновременно необходимо организовать не только социальную адресную поддержку непосредственно населению, но и строгий контроль над расходованием средств на содержание, ремонт, оказание коммунальных услуг. Проведенные экспертизы показали, что привлечение частного бизнеса в сферу ЖКХ не сопровождается контролем со стороны регулирующих органов над фактическим расходованием средств. Наши эксперты считают, что финансовая отчетность организаций, осуществляющих деятельность по регулируемым ценам и тарифам, должна в обязательном порядке подтверждаться аудитом. Необходимо внесение дополнений в статью 7 Федерального закона об аудиторской деятельности. Кроме того, организации, выполняющие муниципальные заказы или оказывающие услуги по регулируемым ценам и тарифам, обязаны вести бухгалтерский учет методом двойной записи, несмотря на применение упрощенной системы налогообложения. Это обязательное условие для обеспечения контроля над расходами. Оно должно быть включено в условия договора на оказание
А каков порядок установления цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги и кто осуществляет контроль за их применением?
Контроль за обоснованием цен и тарифов осуществляется так называемым регулирующим органом при местном самоуправлении. Инициатором пересмотра цен может быть как регулирующий орган местного самоуправления, так и сами организации. Для установления цен и тарифов организация представляет в регулирующий орган необходимую документацию. Срок рассмотрения представленных материалов составляет не более 30 дней. Регулирующий орган местного самоуправления должен провести анализ предоставленных материалов, при необходимости запросить дополнительные сведения с обоснованием такого запроса либо вернуть материалы без рассмотрения с указанием причин возврата. Причем решение регулирующего органа может быть оспорено в суде.
Установление цен и тарифов осуществляется на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг. Законодательно определены шесть оснований для пересмотра цен и тарифов.
Это изменение более чем на 5 процентов суммы налогов и сборов, подлежащих уплате организациями в соответствии с законодательством РФ, изменение более чем на 10 процентов ставки рефинансирования ЦБ РФ и ставок коммерческих банков по долгосрочным кредитам, существенное увеличение суммарных расходов организаций на осуществление регулируемой деятельности по сравнению с расходами, принятыми при расчете цен и тарифов на предыдущий период, появление новых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, результаты проверки регулирующим органом или по его поручению хозяйственной деятельности жилищных организаций и, наконец, принятие организациями долгосрочных целевых программ производственного развития, технического перевооружения, которые необходимы для поддержания надежного и безаварийного функционирования объектов
Как видим, так называемый «затратный механизм» здесь доминирует и продолжает оставаться основой при принятии решения о пересмотре цен и тарифов. Основанием для расчета экономической цены и тарифов являются фактические затраты предприятий. Стартовый уровень цены на основании анализа может быть откорректирован с учетом
Раиса Ниазовна, когда завершится процесс реформ ЖКХ?
Чтобы понять, что мы ожидаем от реформирования
Основной идеей экономической реформы
Переход на полную оплату стоимости
Правительство хоть и с отставанием,
Задачи второго этапа реформ
В начале реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого времени будет завершен переход к бездотационному функционированию
Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности, образовавшейся в результате невыполнения своих обязательств как низкообеспеченными слоями населения, так и местными бюджетами.
Проведенные нами экспертизы показали, что техническое состояние коммунальной инфраструктуры ввиду высокого уровня износа, аварийного состояния, низкой эффективности использования мощности требует значительного обновления.
Жилищно-коммунальные
Процессы реформирования налогового законодательства и федеральных органов исполнительной власти оказали влияние на решение проблем ценового регулирования услуг ЖКХ?
С 2001 года, в связи с введением в действие второй части Налогового кодекса, были отменены льготы, и поэтому услуги по содержанию и ремонту жилья, как и коммунальные услуги (за небольшим исключением по ЖСК и общежитиям до 2004 года), стали облагаться НДС. Это было предусмотрено программой реформирования
Применение новых принципов организации местного самоуправления с 2006 года потребует формирования регулирующих органов при вновь созданных органах местного самоуправления для разработки местных цен и тарифов ЖКХ. Подготовка местных кадров этой сферы должна основываться на единых принципах и методах расчета цен и тарифов, поскольку планирование, фактический учет и контроль затрат на выполнение жилищных и коммунальных услуг требуют единых подходов. Поэтому мы все ждем от федеральных органов исполнительной власти методик расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги, которые согласно основам ценообразования в сфере ЖКХ должны быть, но официально не опубликованы в конце 2004 года.
Основами ценообразования в сфере ЖКХ процесс бюджетного планирования и изменения цен и тарифов на следующий период увязан с обязательным проведением независимой экспертизы. Для своевременного ее проведения органам местного самоуправления необходимо своевременно заключать договоры с аккредитованными аудиторскими организациями, для синхронизации экспертизы с процессом бюджетного планирования.
Почему рост цен на оплату жилья не сопровождается заметным ростом качества услуг жилищных организаций?
В 2003 году были введены в действие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, обязательные для применения на территории России. Но Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденными правительством в июле 2004 года, предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе утверждать региональные и местные перечни услуг по содержанию жилья и работ по ремонту. Примерный перечень услуг, связанных с содержанием жилья и оплачиваемых за счет платы населением, должен был быть утвержден Министерством промышленности и энергетики или Министерством регионального развития. Органам местной власти дано право утверждать местные перечни услуг по содержанию жилья и работ по ремонту жилья с учетом местных особенностей. Экспертизы показали, что предложения регулирующих органов по пересмотру цен не содержат поправок на местные условия. Однако разработка перечней, фактически соответствующих видам оказываемых работ, в том числе в связи с недокомплектом численности персонала и других факторов, может на первоначальном этапе служить сдерживающим фактором увеличения тарифов.
Монополизм жилищных и коммунальных предприятий, неразвитость
Недофинансирование коммунальной сферы обуславливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции. Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обуславливают непривлекательность
Следует признать, что причины проблем ЖКХ были заложены особенностями проведенной приватизации. Граждане, приобретя квартиры в собственность, не стали при этом собственниками мест общего пользования: лестничных клеток, подвалов, крыш, лифтов, придомовой территории и др. Поэтому, несмотря на то, что доля приватизированного жилья сегодня в среднем превышает 60 процентов, подавляющее большинство зданий
Вступившая в действие новая редакция Жилищного кодекса привела в соответствие экономические и юридические аспекты формирования цен и тарифов в ЖКХ. Однако основные проблемы