Что общего, скажем, у вчерашней школьницы из Новосибирска Ани Ромахиной и знаменитого автора «Горе от ума» Александра Грибоедова? А что роднит яростного футболиста Артема Гусева, который двумя годами старше Ани, и ассирийского царя Ашшурбанипала? Или что схожего в биографии приехавшей из Казахстана в Новосибирск Рамили Ихметжановой и великого военачальника XVIII века Фридриха Великого? Дипломатия. Как наука и профессия. С той лишь разницей, что последние уже заслужили мировое признание как искусные дипломаты, а первым предстоит это сделать, поскольку сегодня они еще студенты СИМОР Сибирского института международных отношений и регионоведения.
СИМОР не мог не появиться
Аня, Артем и Рамиля трое из тысячи студентов, которые учатся сегодня в СИМОР, не понимая, скорее всего, что обучаются профессии, еще не так давно считавшейся недосягаемой для абсолютного большинства российской, а ранее советской молодежи.
Действительно, получить профессию «международника» и в СССР, и в России мог только ограниченный круг молодых людей, говорит ректор СИМОР, профессор Ольга Плотникова. Раньше специалистов этого профиля готовили только в Москве. Сегодня специализированный институт, ведущий подготовку специалистов в области международных отношений, открыт в Новосибирске. Он является единственным специализированным вузом в этой сфере за Уралом. Открыла его в 1998 году Межрегиональная Ассоциация «Сибирское соглашение», а год спустя вуз получил государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности. Еще через пять лет мы подтвердили это право была выдана вторая государственная лицензия и свидетельство об аккредитации.
Тогда, в 1998 году, открытие СИМОР казалось событием
Два факта говорят о том, что учредители института международных отношений и регионоведения не ошиблись, открыв его в Новосибирске. Первый все выпускники СИМОР востребованы на рынке труда; второй география его абитуриентов и студентов неизменно ширится. Если перечислять, откуда они приехали, то придется, видимо, назвать едва ли не все города Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Есть даже студенты из ближнего зарубежья. Впрочем, есть еще и третий неусыпное внимание к деятельности института российского Министерства иностранных дел.
МИД курирует нас по всем направлениям, мы это внимание высоко ценим, подтверждает Ольга Васильевна. Мы получаем поддержку при организации стажировок студентов, при распределении, и, кроме того, сотрудники МИД читают нашим студентам лекции, ведут специальные курсы.
Пятерка от посла Ирана
С преподавателями и лекторами студентам СИМОР, без преувеличения, повезло. Конечно, и в других новосибирских вузах свои курсы ведут ученые, имена которых с трепетом называют студенты зарубежных стран, зная их лишь по учебникам, научным трудам
К примеру, в прошлом учебном году лекции по дипломатии и консульской деятельности читал Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Николай Павлов. Курс лекций прочитали и директор департамента по связям с субъектами Федерации, Парламентом
А двухчасовое выступление перед студентами Чрезвычайного и Полномочного Посла Ирана
Так, конечно, сложнее, но значительно полезнее для студентов, считает заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат филологических наук, профессор Анатолий Краев. И поэтому мы стали внедрять аналогичную систему и по другим языкам. Плотно сотрудничаем с посольствами Японии и Китая, которые тоже присылают нам свои учебники, перешли на такую же систему и по английскому языку, в ближайшее время перейдем по французскому и немецкому.
Языковые стажировки
Основное профессиональное требование к специалистам нашего профиля отличное знание иностранных языков и, в первую очередь, того, в какой стране или с какой страной предстоит работать, продолжает Анатолий Дмитриевич. Этим и объясняется, что наша кафедра в институте профилирующая, одна из основных. Работают на ней 50 преподавателей, в том числе доктора и кандидаты наук, которые обучают студентов девяти языкам. А с учетом действующего в институте лингвоцентра, студенты могут изучить и еще два.
Учат студентов и зарубежные преподаватели. Турецкий язык, к примеру, ведут преподаватели из Турции, а фарси иранский преподаватель. Но самый долгожданный для студентов этап в изучении иностранного языка, конечно, зарубежная языковая стажировка. Она бывает как платная, так и бесплатная. Бесплатно будущие
В 2002 году мне институт предложил поучаствовать во Всероссийском конкурсе на соискание гранта на стажировку в Японии, рассказывает пятикурсница Мария Евсюкова. Я его выиграла. Вместе с китайскими, американскими, японскими студентами и студентами из Северной Кореи прослушала курс лекций по международному сотрудничеству в области экологии, экономики и региональной безопасности. Такие программы дают возможность не только совершенствовать язык, но и познакомиться с культурой страны, ее обычаями, историей.
Профессиональная практика
Профессиональная практика проходит в российских учреждениях, которые занимаются международными связями. Студентам СИМОР в ней никогда не отказывают, например в представительстве Президента РФ по Сибирскому федеральному округу, в представительстве МИД России, областном Совете депутатов, обладминистрациях краев и областей, мэриях крупных городов, в «Сибирском соглашении», в коммерческих структурах, которые ведут активную внешнеэкономическую деятельность.
Помимо этого, ежегодно
Во время практики мне посчастливилось участвовать в организации и проведении Второго Всемирного конгресса патриотических партий, проводимого по инициативе ЛДПР; я присутствовала на заседаниях комитета и помогала их готовить; присутствовала и на встречах председателя комитета с представителями Египта и Греции. Я наблюдала за работой профессионалов и поражалась их слаженности, их пониманию того, что от них требуется. А о том, с какими выдающимися людьми мне посчастливилось встречаться это уже отдельный и долгий разговор.
Тезису о том, что студентов СИМОР на практику приглашают и ждут, есть много подтверждений.
Весной 2004 г. студенты института находились на практике в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, рассказывает Ольга Васильевна, получили высокие отзывы. Осенью мне позвонили из Госдумы и попросили направить студенток Наталью Сакову и Ирину Кобзеву для оказания помощи в подготовке большого мероприятия вне рамок практики. Несмотря на то, что шел учебный процесс, я разрешила студенткам вылететь в Москву. О своей практике в Государственной думе они привезли очередные благодарности. Это замечательно! Значит, они так хорошо себя там зарекомендовали, что их запомнили и к ним обратились. Теперь за будущее этих девушек можно быть спокойной.
Другое подтверждение. Кирилл Тетик, Анна Белогубова и Дмитрий Бородич выпускники, специализировавшиеся в области международного туризма. По договоренности института с одним из туристических агентств, главный офис которого находится в Турции, они проходили практику в этой стране шесть месяцев. После практики студенты должны были вернуться в Новосибирск и защищать дипломы. Но
В институт обратилось руководство фирмы с просьбой разрешить им сразу после практики остаться уже в качестве штатных сотрудников, вспоминает Ольга Васильевна. Случай для нашего молодого института исключительный, но мы нашли компромисс: студенты остались работать, а диплом защитили позже, вместе с заочниками, причем защита прошла блестяще. Сейчас они работают в Египте.
Объяснение тому одно квалификация педагогов института высока, хотя на первых порах было непросто.
Открыв институт, мы столкнулись с проблемой преподавательских кадров, особенно по профессиональным и специальным предметам, говорит первый проректор института, директор международной кафедры ЮНЕСКО профессор Юрий Дубровин. В Сибири очень мало специалистов, которые имеют и теоретическую подготовку, и практический опыт работы в сфере международных отношений. И если сегодня мы справляемся с нагрузкой, то завтра этого уже будет недостаточно: единственный выход вести подготовку специалистов для подготовки специалистов. И в прошлом году мы открыли аспирантуру для специалистов, которые намерены работать на педагогическом поприще. А чтобы укрепить институт докторами наук, заключены договоры с докторантурами Дипломатической академии МИД России и МГУ им. Ломоносова. И, конечно, свою квалификацию наши педагоги постоянно повышают в зарубежных вузах, во время зарубежных стажировок.
Их будущее в жизни обозначено на карте
Но вернемся к рассказанным ректором СИМОР историям о «практиках с продолжением». Зачастую место профессиональной практики старшекурсников автоматически становится их будущим местом работы, что вполне объяснимо: зачем руководству фирмы или государственной структуры ломать голову над вопросом «где взять грамотного и к тому же молодого специалиста?», если имя этого специалиста уже известно и в знаниях его сомневаться не приходится проверено практикой.
В СИМОР внимательно отслеживают дальнейший жизненный путь своих выпускников, тем более что сейчас это пока не составляет особого труда: выпусков было всего пять. На стене в деканате института висит обыкновенная карта, на которой флажками отмечают географическое место стажировок и работы своих бывших студентов. Свободного места на карте еще очень и очень много, но все равно уже можно сказать: «СИМОР завоевывает мир».
Есть «первые ласточки» на дипломатической службе Юлия Карпова третий секретарь Посольства РФ в Монголии, и Земфира Комисарова атташе Посольства
Учеба в СИМОР это не прогулка по набережной, а сам институт особое высшее учебное заведение. Это начинаешь понимать с порога.
Обычный вход в торце здания на Ватутина 17/1, но за его дверями не увидишь студентов в ковбойках и джинсах или топиках и лосинах только деловая форма одежды. Это наверняка единственный институт в городе, где на входе охранник может не пропустить
При институте открыт международный лицей. Причин тому было две. Первая помочь старшеклассникам при поступлении в институт и вторая помочь им в будущей учебе в институте. Выгода обоюдная:
Есть еще одно преимущество учебы в центре довузовской подготовки время проверить свой выбор.