Новосибирск 1.2 °C

СИМОР завоевывает мир

27.01.2005 00:00:00

Что общего, скажем, у вчерашней школьницы из Новосибирска Ани Ромахиной и знаменитого автора «Горе от ума» Александра Грибоедова? А что роднит яростного футболиста Артема Гусева, который двумя годами старше Ани, и… ассирийского царя Ашшурбанипала? Или что схожего в биографии приехавшей из Казахстана в Новосибирск Рамили Ихметжановой и великого военачальника XVIII века Фридриха Великого? Дипломатия. Как наука и профессия. С той лишь разницей, что последние уже заслужили мировое признание как искусные дипломаты, а первым предстоит это сделать, поскольку сегодня они еще студенты СИМОР — Сибирского института международных отношений и регионоведения.

СИМОР не мог не появиться

Первый проректор СИМОР Юрий Дубровин. Фото Сергея ПЕРМИНА

Аня, Артем и Рамиля — трое из тысячи студентов, которые учатся сегодня в СИМОР, не понимая, скорее всего, что обучаются профессии, еще не так давно считавшейся недосягаемой для абсолютного большинства российской, а ранее советской молодежи.

Действительно, получить профессию «международника» и в СССР, и в России мог только ограниченный круг молодых людей, — говорит ректор СИМОР, профессор Ольга Плотникова. — Раньше специалистов этого профиля готовили только в Москве. Сегодня специализированный институт, ведущий подготовку специалистов в области международных отношений, открыт в Новосибирске. Он является единственным специализированным вузом в этой сфере за Уралом. Открыла его в 1998 году Межрегиональная Ассоциация «Сибирское соглашение», а год спустя вуз получил государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности. Еще через пять лет мы подтвердили это право — была выдана вторая государственная лицензия и свидетельство об аккредитации.

Тогда, в 1998 году, открытие СИМОР казалось событием прямо-таки революционным, а сегодня подготовка специалистов-международников в его стенах воспринимается как само собой разумеющееся для такого крупного мегаполиса как Новосибирск, с его бесчисленным множеством предприятий, компаний и фирм, имеющих широкие международные связи. И везде нужны профессиональные специалисты-международники и регионоведы. Так что в Зауралье не мог не появиться такой вуз.

Два факта говорят о том, что учредители института международных отношений и регионоведения не ошиблись, открыв его в Новосибирске. Первый — все выпускники СИМОР востребованы на рынке труда; второй — география его абитуриентов и студентов неизменно ширится. Если перечислять, откуда они приехали, то придется, видимо, назвать едва ли не все города Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Есть даже студенты из ближнего зарубежья. Впрочем, есть еще и третий — неусыпное внимание к деятельности института российского Министерства иностранных дел.

— МИД курирует нас по всем направлениям, мы это внимание высоко ценим, — подтверждает Ольга Васильевна. — Мы получаем поддержку при организации стажировок студентов, при распределении, и, кроме того, сотрудники МИД читают нашим студентам лекции, ведут специальные курсы.

Пятерка от посла Ирана

С преподавателями и лекторами студентам СИМОР, без преувеличения, повезло. Конечно, и в других новосибирских вузах свои курсы ведут ученые, имена которых с трепетом называют студенты зарубежных стран, зная их лишь по учебникам, научным трудам и газетно-журнальным публикациям. Но вряд ли в городе (да, пожалуй, и во всей Сибири!) есть еще хотя бы один вуз, где перед студентами выступают Чрезвычайные и Полномочные Послы, сотрудники посольств, МИД России. Здесь это в порядке вещей.

К примеру, в прошлом учебном году лекции по дипломатии и консульской деятельности читал Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Николай Павлов. Курс лекций прочитали и директор департамента по связям с субъектами Федерации, Парламентом и общественно-политическими организациями МИД РФ Евгений Белов, и начальник отдела департамента МИД Александр Гуськов. Слушали студенты и нынешнего Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Боливии Владимира Куликова. Выступали г-н Джордж МакГоверн, Чрезвычайный и Полномочный Посол США во Всемирной продовольственной организации ООН. Читали лекции Чрезвычайный и Полномочный Посол США в России Дж. Коллинз и его швейцарский коллега Вальтер Фечерин.

А двухчасовое выступление перед студентами Чрезвычайного и Полномочного Посла Ирана в РФ г-на Голямреза Шафеи переросло в настоящую дружбу. Он читал лекции и проводил занятия по фарси. После первой лекции посол поинтересовался дальнейшим распределением выпускников, которые присутствовали на ней, и удивился, когда его деликатно поправили: не выпускники, а только второкурсники. И сегодня с его легкой руки в институте работает центр иранистики и персидского языка, не без его, наверное, участия организованы ежегодные стажировки студентов в Тегеране и регулярные лекции сотрудников Иранского посольства в СИМОР. Студенты института изучают фарси по иранским учебникам по дипломатии, международному праву, международным отношениям, мировой экономике — все на фарси.

 — Так, конечно, сложнее, но значительно полезнее для студентов, — считает заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат филологических наук, профессор Анатолий Краев. — И поэтому мы стали внедрять аналогичную систему и по другим языкам. Плотно сотрудничаем с посольствами Японии и Китая, которые тоже присылают нам свои учебники, перешли на такую же систему и по английскому языку, в ближайшее время перейдем по французскому и немецкому.

Языковые стажировки

 — Основное профессиональное требование к специалистам нашего профиля — отличное знание иностранных языков и, в первую очередь, того, в какой стране или с какой страной предстоит работать, — продолжает Анатолий Дмитриевич. — Этим и объясняется, что наша кафедра в институте профилирующая, одна из основных. Работают на ней 50 преподавателей, в том числе доктора и кандидаты наук, которые обучают студентов девяти языкам. А с учетом действующего в институте лингвоцентра, студенты могут изучить и еще два.

Учат студентов и зарубежные преподаватели. Турецкий язык, к примеру, ведут преподаватели из Турции, а фарси — иранский преподаватель. Но самый долгожданный для студентов этап в изучении иностранного языка, конечно, зарубежная языковая стажировка. Она бывает как платная, так и бесплатная. Бесплатно будущие специалисты-международники отправляются, выиграв какой-либо грант, либо по приглашению встречающей стороны, например, Японии. Для сибиряков-«японистов» такая стажировка — это отличная языковая школа. И проходят ее студенты в 17 странах мира.

 — В 2002 году мне институт предложил поучаствовать во Всероссийском конкурсе на соискание гранта на стажировку в Японии, — рассказывает пятикурсница Мария Евсюкова. — Я его выиграла. Вместе с китайскими, американскими, японскими студентами и студентами из Северной Кореи прослушала курс лекций по международному сотрудничеству в области экологии, экономики и региональной безопасности. Такие программы дают возможность не только совершенствовать язык, но и познакомиться с культурой страны, ее обычаями, историей.

Профессиональная практика

Профессиональная практика проходит в российских учреждениях, которые занимаются международными связями. Студентам СИМОР в ней никогда не отказывают, например в представительстве Президента РФ по Сибирскому федеральному округу, в представительстве МИД России, областном Совете депутатов, обладминистрациях краев и областей, мэриях крупных городов, в «Сибирском соглашении», в коммерческих структурах, которые ведут активную внешнеэкономическую деятельность.

Помимо этого, ежегодно по 30–35 человек проходят стажировку в Министерстве иностранных дел России, Государственной думе Федерального собрания РФ. У Елены Михайловой она была в комитете Государственной думы по международным делам.

— Во время практики мне посчастливилось участвовать в организации и проведении Второго Всемирного конгресса патриотических партий, проводимого по инициативе ЛДПР; я присутствовала на заседаниях комитета и помогала их готовить; присутствовала и на встречах председателя комитета с представителями Египта и Греции. Я наблюдала за работой профессионалов и поражалась их слаженности, их пониманию того, что от них требуется. А о том, с какими выдающимися людьми мне посчастливилось встречаться — это уже отдельный и долгий разговор.

Тезису о том, что студентов СИМОР на практику приглашают и ждут, есть много подтверждений.

— Весной 2004 г. студенты института находились на практике в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, — рассказывает Ольга Васильевна, — получили высокие отзывы. Осенью мне позвонили из Госдумы и попросили направить студенток Наталью Сакову и Ирину Кобзеву для оказания помощи в подготовке большого мероприятия вне рамок практики. Несмотря на то, что шел учебный процесс, я разрешила студенткам вылететь в Москву. О своей практике в Государственной думе они привезли очередные благодарности. Это замечательно! Значит, они так хорошо себя там зарекомендовали, что их запомнили и к ним обратились. Теперь за будущее этих девушек можно быть спокойной.

Другое подтверждение. Кирилл Тетик, Анна Белогубова и Дмитрий Бородич — выпускники, специализировавшиеся в области международного туризма. По договоренности института с одним из туристических агентств, главный офис которого находится в Турции, они проходили практику в этой стране — шесть месяцев. После практики студенты должны были вернуться в Новосибирск и защищать дипломы. Но…

— В институт обратилось руководство фирмы с просьбой разрешить им сразу после практики остаться уже в качестве штатных сотрудников, — вспоминает Ольга Васильевна. — Случай для нашего молодого института исключительный, но мы нашли компромисс: студенты остались работать, а диплом защитили позже, вместе с заочниками, причем защита прошла блестяще. Сейчас они работают в Египте.

Объяснение тому одно — квалификация педагогов института высока, хотя на первых порах было непросто.

— Открыв институт, мы столкнулись с проблемой преподавательских кадров, особенно по профессиональным и специальным предметам, — говорит первый проректор института, директор международной кафедры ЮНЕСКО профессор Юрий Дубровин. — В Сибири очень мало специалистов, которые имеют и теоретическую подготовку, и практический опыт работы в сфере международных отношений. И если сегодня мы справляемся с нагрузкой, то завтра этого уже будет недостаточно: единственный выход — вести подготовку специалистов для подготовки специалистов. И в прошлом году мы открыли аспирантуру для специалистов, которые намерены работать на педагогическом поприще. А чтобы укрепить институт докторами наук, заключены договоры с докторантурами Дипломатической академии МИД России и МГУ им. Ломоносова. И, конечно, свою квалификацию наши педагоги постоянно повышают в зарубежных вузах, во время зарубежных стажировок.

Их будущее в жизни обозначено на карте

Но вернемся к рассказанным ректором СИМОР историям о «практиках с продолжением». Зачастую место профессиональной практики старшекурсников автоматически становится их будущим местом работы, что вполне объяснимо: зачем руководству фирмы или государственной структуры ломать голову над вопросом «где взять грамотного и к тому же молодого специалиста?», если имя этого специалиста уже известно и в знаниях его сомневаться не приходится — проверено практикой.

В СИМОР внимательно отслеживают дальнейший жизненный путь своих выпускников, тем более что сейчас это пока не составляет особого труда: выпусков было всего пять. На стене в деканате института висит обыкновенная карта, на которой флажками отмечают географическое место стажировок и работы своих бывших студентов. Свободного места на карте еще очень и очень много, но все равно уже можно сказать: «СИМОР завоевывает мир».

Есть «первые ласточки» на дипломатической службе — Юлия Карпова — третий секретарь Посольства РФ в Монголии, и Земфира Комисарова — атташе Посольства РФ в Шри-Ланке, несколько выпускников работают в представительстве МИД в Новосибирске и Барнауле. Работают они и в различных властных структурах сибирских городов, преподают в институтах. Например, Евгения Халикова пригласили на работу в отдел внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства РФ. Большая часть выпускников — в коммерческих компаниях.

Учеба в СИМОР — это не прогулка по набережной, а сам институт — особое высшее учебное заведение. Это начинаешь понимать с порога.

Обычный вход в торце здания на Ватутина 17/1, но за его дверями не увидишь студентов в ковбойках и джинсах или топиках и лосинах — только деловая форма одежды. Это наверняка единственный институт в городе, где на входе охранник может не пропустить студента-торопыгу в неглаженых брюках и посоветовать ему вернуться домой, чтобы привести себя в порядок. Здесь нет ни клочка бумаги или спички в коридорах, аудиториях и лестницах и нет нацарапанных «автографов» в туалетных комнатах. Здесь принято здороваться и прощаться с гардеробщицами и техничками, а разговоры вести в приглушенных тонах. Отсюда могут отчислить за сквернословие, вернув родителям разгильдяя деньги за учебу.

При институте открыт международный лицей. Причин тому было две. Первая — помочь старшеклассникам при поступлении в институт и вторая — помочь им в будущей учебе в институте. Выгода обоюдная: во-первых, вуз получает таким образом более подготовленных абитуриентов, а в дальнейшем студентов, и, во-вторых, за семь лет (вместе с пятью годами учебы в СИМОРе) студент больше преуспеет в изучении ряда предметов, которые преподаются и в лицее, и в институте — например, в восточных языках и в специализированных дисциплинах. Их старшеклассники начинают изучать еще в лицее — дополнительный иностранный, основы дипломатии, основы геополитики и т.д.

Есть еще одно преимущество учебы в центре довузовской подготовки — время проверить свой выбор.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: