Новосибирск 1 °C

Сколько раз в день нужно обнимать ребенка?

15.12.2004 00:00:00

Психолог советует, что делать, чтобы наши дети были счастливы

Светлана Чумакова

Все мы хотим видеть своих детей счастливыми. Когда появляется на свет малыш, наверное, каждая мама, как фея из сказки, загадывает желания: хочу, чтобы он был здоровым, добрым, умным, сильным, красивым… Правда, в последнее время на первое место ставят «богатым и преуспевающим». Этот список можно продолжать и дальше. В общем, счастливым. В меру своих сил и возможностей родители стараются эти мечты осуществить. У кого-то это получается, у кого-то не очень. В чем кроется причина? Почему у одних вырастают воспитанные детки, а у других — наркоманы и пьяницы? Где тот «рецепт счастья», который можно применять всем? Существует 376 методик по развитию ребенка. Но нет, к сожалению, ни одной совершенной. Как тут не запутаться, как выбрать то разумное, правильное, что принесет счастье? Что предпочесть? Безграничную любовь? Строгость? Наказание? Или все понемногу?

О современных детях, их родителях и проблемах воспитания рассказывает психолог, главный специалист, руководитель проектов директор Левобережного профориентационного центра Светлана Чумакова.

Есть проблемы? Вам помогут…

— Наш центр — муниципальное учреждение, организованное комитетом труда и занятости мэрии Новосибирска. К нам приходят на консультацию молодые люди, которые просят помочь определиться с выбором профессии, устроиться на работу. Когда мы проводим психодиагностику, то видим совсем другое: они просто не могут адаптироваться. Им сложно в этом мире. Происходит деформация личности. По результатам исследований, проведенных на базе центра, 69%

15-летних подростков не знают, как в этой жизни жить. Не только для общества, но и для себя. Причин очень много. Мы поняли, что работать с подростками, которые вышли в жизнь, достаточно поздно. Поэтому вторая задача нашего центра — давать комплексную помощь всем, кто к нам приходит, особенно дошкольникам. Если ребенок много знает — читает, пишет, то это не значит, что он в этом мире определился. По этим критериям очень сложно судить о его развитии. Поэтому на базе нашего центра мы создали школу развивающей игры, где мы могли бы показать, как сохранить особенности развития ребеночка, его творческие способности, энергетический потенциал. Задача всех наших проектов — помочь и взрослым, и детям самоопределиться.

У нас действует родительская академия. Мы информируем, проводим тренинги, практикумы, индивидуальные консультации. Родители должны понять своего ребенка, выбрать стиль воспитания, приемлемый и для них, и для малыша. Разобраться в этом им помогают хорошие специалисты: педиатр-реабилитолог, невропатолог, астропсихолог. Сейчас врачи без психологов не могут и психологи без врачей тоже не могут.

«Космические детки» и «помолодевшие» проблемы

«Космические детки» развиваются с «космической» скоростью

Фразу типа «дети сейчас пошли совсем другие» можно было услышать во все времена. В общем, это правильно — меняется жизнь, меняются и люди. Но в наше время скорость развития малышей просто удивляет и даже пугает родителей, учителей, психологов. Воспитатели детских садов жалуются: «После 1999 года, всплеска рождаемости, дети очень сильно изменились — все такие разные. Мы это почувствовали, стало сложно работать. Мы их называем «космические детки».

Действительно, подтверждает Светлана Вячеславовна, то, что ребятишки развиваются очень быстро — это однозначно. Они и успевают больше, чем мы в свое время, и знают больше. Есть определенный стандарт, по которому ребенок развивается. Сейчас границы очень размытые. В полтора года ребенок не просто говорит отдельные слова, как раньше, а пытается со взрослыми вступать в контакт: отвечать либо задавать вопросы. Они уже спокойно общаются и даже манипулируют взрослыми. Если раньше сознание у ребенка появлялось в три года, то сегодня в 2 года 8 месяцев. Дети быстрее взрослеют. Отсюда и «помолодевшие» проблемы. Если раньше некоторые диагнозы ставили в 20–30 лет, то сегодня в 2–3 года. Личность формируется 21 год. Она и сейчас формируется 21 год, но все психологические, физиологические процессы и социализация (внутреннее взросление) происходят быстрее. Вот здесь-то и несоответствие. Вроде взрослый человек, а психика еще не сформирована, или, наоборот, ему 15, а такое ощущение, что он уже прожил много-много лет и уже устал от этой жизни.

Наверное, одна из причин быстрого взросления детей — наша динамичная жизнь. Они как зеркало ее. И еще одна особенность современных ребятишек — неразвитость эмоций. Они не умеют смеяться, не умеют плакать, нет искренности. Очень странно наблюдать нейтральное детское лицо. Неумение говорить о своих чувствах идет с детства — отсюда психологические проблемы. Нужно учить ребенка реагировать на мир, проговаривать свои эмоции.

«Тогда работали и любили». А сейчас?

Интересно, а родители изменились? Так ли воспитывают они своих детей, как папы и мамы, например, 70-х годов прошлого века?

— К сожалению, детки сейчас недолюбленные, недоласканные, недоигравшие. Родители поставлены в жесткие экономические условия и часто снимают с себя ответственность — есть садики, есть школы развития — там обучат, разовьют, научат читать, писать. Они не понимают, что детям никто их не заменит. И очень часто забывают, что характер ребенка, его судьба формируются до трех лет. Не успели что-то заложить, воспитать — потом будет поздно. Наблюдая за развитием малыша до трех лет, можно просчитать его дальнейшее будущее. Именно до этого возраста заложена в нем закодированная информация или программа. Какой ребенок до года — таким он будет до 11 лет, как ведет себя от года до двух — так же проявит себя в 14–15 лет. Если все время просится на ручки, то и потом ему нужна будет ваша помощь. После полутора лет и до трех — программа развития взрослого человека до 33 лет.

Если ребенку постоянно говорят: «Подожди, я занят, иди к папе (или маме)», то у него на уровне бессознательного формируется стереотип: «я не нужен, я чужой». Такие дети чаще всего становятся алкоголиками и наркоманами.

Одна пятилетняя девочка на просьбу нарисовать рыбку вместе с папой ответила так: «А мой папа не сможет, потому что он всегда работает, а потом приходит домой и спит». А папа-то как раз в этом возрасте самое главное лицо. Он символизирует интеллект, мама — телесную любовь. Ребенок должен бежать к папе учить буковки, а к маме — когда на душе кошки скребут. Если все наоборот, то происходит деформация личности. К сожалению, у нас папы или вечно заняты, или лежат на диване, или их нет совсем.

Раньше родители работали и успевали любить своих детей, а сейчас времени на любовь у них почти не остается.

«Любовь — как соль…»

С точки зрения психологии, чтобы ребенок рос счастливым, родители должны знать и использовать «педагогику взаимности». Она основывается на четырех «китах»: любовь, понимание, объяснение, воспитание. Как часто мы произносим: я тебе подарю внимание и любовь, если ты сделаешь то-то и то-то. Нужно просто любить ребенка, какой он есть, не выдвигая условий и требований. Как часто говорит папа своему малышу: «Как ты мне нужен!» А сколько раз нужно его обнимать? Восемь объятий в день обязательно, не считая утренних и вечерних. Мы должны почувствовать ребенка.

Но любовь, как соль — недолюбленные, недоласканные дети — плохо, «перелюбленные» — тоже плохо. Особенно это касается мамочек, которые в любой момент могут испортить ребенка. Мы снимаем с него ответственность и все начинаем делать за него — думать, играть. Отнимаем у него стиль поведения, собственную модель. Мы ему не помогаем, а отнимаем возможность самому раскрыться, выбрать, что для него интересней.

Поэтому подростки часто говорят: «Я не умею». Не умею общаться со сверстниками, знакомиться. Вопрос маме: «Что же вы жили за него?» Некоторые рассуждают так: «Я все время занята, у меня нет времени с ним общаться, куплю-ка я ему дорогую игрушку». Эта сверхлюбовь ни к чему хорошему не ведет.

Почему «психуют» дети?

Второй постулат «педагогики взаимности» — понимание. Очень часто родители говорят: «Мой ребенок постоянно психует». С точки зрения психологии, это хорошо: бунтующий ребенок — здоровый. Родителям прежде всего нужно терпение. «А зачем он это делает?» Всегда есть причина. Значит, что-то не так. Может, ему не хватает внимания, и он хочет, чтобы на него посмотрели. Он что-то смастерил, а мама его не похвалила. Гораздо хуже, когда слабый ребенок психически не протестует. У него начинают болеть голова, горло. Если есть проблема, она съест ребенка изнутри. Как правило, у таких детей к 30 годам — шизофрения.

Родители! Сядьте на корточки и загляните в глаза!

Очень важно в педагогике объяснение. Стандартная ситуация: стоит молодой папа и что-то доказывает своему крохе, который путается у него в ногах. Стоп! Прежде всего должен быть контакт. Нужно присесть, посмотреть своему карапузу в глаза и объяснить, в чем он прав или не прав. Только не кричать! И никогда на многочисленные «почему?» не говорить: «Я не знаю». Я сейчас не знаю, но завтра расскажу. Его вопрос — это ваш вопрос.

В 4–5 лет идет формирование самооценки. Поэтому обязательно нужно хвалить малыша за действия.

Четвертый кит «педагогики взаимности» — воспитание. Его роль очень велика! Это не только любовь, это еще и помощь ребенку. Нужно всегда знать подход. «Помоги мне, у тебя умная голова, а у меня сегодня устала».

Детям нужно доверять. Если ребенок что-то делает, а мамочка шепчет: «Он не справится, он не справится», то точно не справится.

Бить или не бить?

Наказывать детей, наверное, нужно. Но всегда исходите из конкретной ситуации. Прежде спросите себя: «Зачем я это делаю?» Но бить нельзя. По теории биоэнергетики, через копчик идет сильнейшая энергетика жизни. Когда мы ребенка бьем по попе, нам кажется, что мы его усмиряем, а на самом деле закрываем эту чакру жизни. Нарушаются три оболочки: психическая, эмоциональная, физическая. Ребенок начинает плакать — нарушается эмоциональная. Ребенок копит обиды — нарушается психическая. Отсюда все болезни малыша. В подростковом возрасте он вам все припомнит. Папочка (если он наказывает) будет потерян. Это не любовь — это бессилие.

Агрессия по наследству не передается

Нельзя сказать, что дети стали агрессивнее в последнее время. Это психическое явление, которое по генам не передается. Мы можем видеть агрессивность разных типов. Либо ребеночек впитывает негативные эмоции из телевизора. Сложно найти передачи, которые были бы доброжелательны, интересны и настроены на сохранение доброты. Бывает, что ребенок спит, а в это время по телевизору показывают боевик. На подсознательном уровне уже идет агрессия. Это достаточно опасная ситуация. Важно, в каком обществе идет социализация малыша, с кем он общается, кто его окружает.

Иногда агрессивность ребенка зависит от родителей. Может быть, это медицинская проблема. Есть органические поражения мозга или патологии при рождении. Вначале нужно обратиться к невропатологу, чтобы исключить диагнозы, которые могут провоцировать ее. А потом к психологу, чтобы искать причину, которая деформирует психику ребенка, и тогда он, сохраняя свое собственное «я», начинает агрессировать.

Ребенок дерется в детском саду, отбирает игрушки. Чаще всего он не знает, как себя вести, как общаться со сверстниками. Мама и папа его не научили этому. Мы называем это агрессией, а это не агрессия. Здесь очень сложно. Просто так агрессии не бывает, обязательно есть причина. Нужно корректировать — и чем раньше, тем лучше.

Так что, дорогие родители, счастье детей в ваших руках, вам решать — бить или обнимать малыша. Как сказал один известный психолог, все, что хорошего или плохого в наших детях, — все от нас.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: