Новосибирск 3 °C

Прежде чем тратить деньги, надо их заработать

26.11.2004 00:00:00

На удивление гладко прошло на сессии областного Совета принятие бюджета-2005

В минувшую среду, 24 ноября, состоялась очередная сессия Новосибирского областного Совета депутатов. Она носила сугубо деловой характер, так как из 34 вопросов, вынесенных в повестку дня, большинство было заранее проработано на заседаниях комитетов и комиссий, широко обсуждалось в прессе, и, не будь плохо помянуты недавние прежние времена бурных словопрений, все шло, можно сказать, как по маслу.

Важнейшим было, конечно, принятие уже во втором чтении Закона об областном бюджете на 2005 год (докладчик — председатель комитета по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике областного Совета Виктор Осин) и утверждение плана социально-экономического развития области на тот же период (докладчик — руководитель департамента экономики и планирования администрации области Наталья Бабушкина).

И здесь после недавних дискуссий в комитетах и комиссиях Совета, широкого отражения в прессе всех коллизий, связанных с новизной структурного формирования бюджета (а трудности в этом деле есть, так как Москва по-прежнему все больше стремится влиять на финансовую политику регионов), эти важнейшие позиции прошли во втором чтении на удивление тихо и мирно. На что председатель областного Совета Виктор Леонов даже заметил: некоторым присутствующим может даже показаться, что все так просто, но депутаты-то знают, что это далеко не так. Во время рассмотрения 130 поправок, поступивших после принятия проекта Закона о бюджете в первом чтении, было немало сломано копий, пришлось дополнительно изыскивать более полумиллиарда рублей путем «кройки и шитья» на затыкание дыр либо удовлетворение настойчивых просьб депутатов по самым разным направлениям деятельности областной власти.

И еще один отрадный факт: несмотря на имеющиеся трудности с наполнением областной казны, это будет все-таки бюджет развития, а не отката на прежние позиции или некоторой стагнации. На восемь процентов предполагается рост промышленного производства, на четыре процента — сельскохозяйственного, на одиннадцать процентов должен увеличиться рост инвестиций.

Традиционно защищенными были позиции бюджета и плана по основным отраслям экономики и социального развития. В бюджете предусматривается целый ряд расходов для улучшения жилищного строительства, в том числе для молодых семей, медицинского обслуживания, оказания помощи ветеранам Великой Отечественной войны в честь 60-летия Победы и т.д.

Целый ряд позиций бюджета и плана нуждается в дальнейшей корректировке. На что губернатор области Виктор Толоконский сказал, что такая рабочая группа будет создана с участием депутатов областного Совета, и она продолжит эту работу.

Итак, в следующем году областной власти предстоит израсходовать 26424296,1 тысячи рублей. Но прежде эти деньги нужно собрать. А по одежке потом протягивать и ножки. В целом же депутаты остались довольны проделанной соответствующими службами администрации области работой по подготовке главных финансовых документов области и прозвучала даже рекомендация губернатору поощрить соответствующих работников. Далеко не каждый год так бывает, и хорошо бы, чтобы это настроение взаимной благожелательности и внимания сохранилось и впредь.

Во втором чтении были также приняты изменения в Закон о государственной поддержке населения области при предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Вот что пояснил на этот счет в перерыве депутат Николай Мочалин:

— В области сложилась неправомерная ситуация, когда муниципалитеты произвольно устанавливают тарифы на оплату жилья, и тем самым нарушаются законы о предоставлении субсидий отдельным категориям граждан с низкими доходами. Мы установили единую среднюю ставку за пользование жилищем по области в размере 29 рублей за квадратный метр.

Кроме того вводится единый стандарт на пользование услугами ЖКХ и предусматривается существенное снижение платы за них семей, имеющих либо совсем низкие доходы, ниже прожиточного минимума, либо от одного до двух прожиточных минимумов. Для таких категорий населения предусматривается, что плата за жилье не должна превышать 12 процентов от совокупного дохода семьи.

Федеральное законодательство требует с января 2005 года вводить персонифицированный учет доходов граждан и соответственно плату за жилье. Технически это возможно, но здесь есть целый ряд попутных нерешенных вопросов. В частности, в связи с монетизацией льгот не определен еще механизм установления прожиточного минимума. Не ясно, будут ли средства, получаемые населением взамен прежних льгот, входить в определение прожиточного минимума. Возможен и такой вариант, что две сотни рублей дополнительно к доходу гражданина могут лишить его вообще права на субсидию.

В первом чтении была принята целая группа законов по социальной сфере. В принципе тут все определено федеральным законодательством. Но с начала 2005 года, например, выплаты на детей будут производиться из местных бюджетов. 418 миллионов для этой цели предусмотрены в бюджете области. Но задолженность прежних лет от федеральной власти составляет несколько сот миллионов рублей. 50 миллионов область наметила на расчет по долгам. Но этого явно недостаточно. Пока ясности в этом вопросе нет.

Как всегда на сессии было обсуждено и несколько дополнительных вопросов. В частности, депутат Сергей Кибирев предложил пересмотреть только что принятый Закон о пассажирских перевозках. Существует, мол, системный транспортный кризис, около автоперевозок процветает коррупция. Но большинство выступивших на эту тему отвергли предложения Сергея Кибирева как преждевременные и несостоятельные.

Совсем немного времени остается до выборов муниципальных органов власти. И есть примеры возникновения конфликтных ситуаций на местах. Так депутат Иван Мороз рассказал о явных трудностях в избирательной кампании в Маслянинском районе. (Отсюда уже поступило несколько жалоб: идет явное давление на избирателей и районную газету). Председатель областной избирательной комиссии Тамара Алексенко предостерегла депутатов от вмешательства в эти процессы, подчеркнув, что все должно происходить на исключительно правовой почве. И для этого есть облизбирком, и правовые органы, включая судебную систему. И не дело областного Совета поддерживать или осуждать те или иные шаги партийных и общественных образований.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: