Новосибирск 8.6 °C

Надежный дом для Слоненка и компании

25.11.2004 00:00:00

Новосибирский кукольный театр отмечает свой семидесятилетний юбилей

Актеры-кукольники по своей сути — вечные дети. Каждый вечер они совершают путешествие в детство, получая удовольствие от того, что своим искусством делают детей добрее. А малыши после просмотра очередного спектакля пишут в своих анкетах: «Мне нравится, что в сказках добрые радуются, а злые — злятся», или: «Какой Серый Волк страшный! Хорошо, что его можно победить».

Театр начинается не только с вешалки

«Кошкин дом»

За 70 лет актеры Новосибирского театра кукол представили своим юным зрителям более 450 новых постановок. Самым «долгоиграющим» и популярным спектаклем стал спектакль «Слоненок» (по Киплингу). Милый лопоухий несмышленыш Слоненок, которого учат житейским мудростям обитатели джунглей, так нравился ребятишкам, что они готовы были смотреть спектакль бесконечно. Со дня премьеры актеры театра сыграли «Слоненка» вот уже более двух тысяч раз.

Говорят, что театр начинается с вешалки. Творческая биография Новосибирского кукольного театра, вопреки этому известному изречению, началась вовсе не с вешалки, а со студии кукольников, организованной в 1934 году при ТЮЗе режиссером Михаилом Кисецом и актрисой Региной Ландис.

Когда через два года театр стал самостоятельным, его возглавил тоже тюзовец, актер и режиссер Владимир Виноградов. В послевоенное время «золотыми буквами» в историю театра было вписано имя главного режиссера Геннадия Кудрявцева. Все свои познания в драматическом театре он активно приспосабливал к кукольной сцене и за годы творческой деятельности поставил около ста спектаклей. К началу 60-х Новосибирский театр кукол стал одним из лучших коллективов страны.

«Театральный волк» и его команда

«Сон в летнюю ночь» (по Шекспиру)

Сегодняшнего руководителя театра Николая Бирюлю в артистических кругах любовно называют «театральным волком». Директора местных «очагов культуры» уважают его за опыт, мудрость, лукавство и трепетное отношение к актерам. Именно актеры, по мнению директора, в театре главные люди.

Труппа кукольного театра — на редкость сплоченный и стабильный коллектив. В него приходят молодыми — «зелеными», а если уходят, то только в возрасте далеко за семьдесят, когда уже здоровье не позволяет вести «кочевую» жизнь.

У заслуженной артистки России Людмилы Крупницкой в трудовой книжке всего одна запись. В 1960 году Людмила пришла в театр, да так в нем и осталась на сорок с лишним лет. Говорит, что время для нее пролетело незаметно.

— Со стороны судить — кукольный театр — это так просто, — рассказывает актриса. — Взял куклу, поиграл с ней, ножками ручками подрыгал и все. Мы, молодые актеры, поначалу за дело брались рьяно, но в первые же минуты, проведенные за ширмой, вдруг понимали, что не все так просто, как кажется… «Оживить» куклу — задача не из легких, тут и десять лет стажа — не срок.

Кукольным премудростям молодых тогда обучал актер Валентин Лещинский. Он показывал им азы кукловождения, в его руках кукла плакала, смеялась и танцевала.

Пять лет назад кукольники въехали в свой дом на Ленина, 22. А до этого прекрасного момента, ровно шестьдесят пять лет, артисты «кочевали» с места на место. Вести подобный образ жизни под силу только очень выносливым людям, настоящим фанатам своего дела. Артисты кукольного театра вообще народ особый. Они веселые, легкие на подъем, неунывающие люди, способные найти выход из самой запутанной, нестандартной ситуации. В сорокаградусные морозы в автобусе, забитом декорациями, костюмами, куклами, они колесили по просторам Новосибирской области, чтобы порадовать сельских детишек своим мастерством. Дети в зале сидели в шубках, а артисты за ширмой пытались дышать через раз — пар изо рта шел. Как-то на гастролях в Купино в аккурат перед спектаклем в зале выключился свет. Как играть без света? Другие бы на месте кукольников свернули декорации и уехали, а они посовещались, заглянули в зал, где собрались ребятишки, и… начали играть.

— Наши артисты не нытики, — смеется Николай Афанасьевич. — Мы ведь работаем для детей, а обманывать их ожидания нам не позволяет совесть. У кукольников вообще другая мера ответственности. Помню, как-то, разъезжая по области, мы попали в пургу. Казалось бы, разворачивайся да езжай домой. А сопровождающий нас мужчина говорит: «Мой сын всю ночь просыпался, боялся на спектакль опоздать». Дождались, пока пурга стихнет, и поехали играть, а уж как детишки были довольны…

Забавные случаи в веселой жизни кукольников не редкость

«Машенька и медведь»

Несколько лет назад в театре ставили спектакль «Сказка о попе и о работнике его Балде». Незадолго до премьеры в театре раздался телефонный звонок, и бабушка на другом конце провода заявила: «Вы почто опять церковь (в образе попа) хаете? Не поведу к вам внука». Изумились работники театра, но, подумав, решили сходить… в церковь за консультацией, можно ли кукольного попа по лбу бить. Служители церкви, услышав вопрос, еще больше удивились, даже улыбнулись, но потом успокоили: «Вы хоть сатану кукольного сделайте. Ничего в этом оскорбительного для нас нет».

На премьере спектакля тоже случился казус. Во время танца скоморохов актриса запнулась за подол и упала под пандус. Детки в зале подумали, что так и надо, а актеры, в ритме танца вытаскивая свою коллегу, чуть со смеху не лопнули.

— Когда работается весело, то и трудности нипочем, — говорит Людмила Крупницкая. — И возраст на плечи не давит. Для наших актеров, например, не существует понятия «возрастные роли», как в драматических театрах. Я вот до сих пор пуделя Артемона играю, и никто в зале не догадывается, что за ширмой «водит» пуделя не мальчик, а бабушка.

По мнению старожилов театра, нынешняя актерская молодежь отличается от старшего поколения лишь в одном: им нужен быстрый результат от работы. Кроме того, молодые люди сейчас больше уверены в собственных силах. Как бы там ни было, а отношения между поколениями в театре трепетные, уважительные. Директор театра, в свою очередь, уверен, что главное в коллективе — это умение бережно относиться к людям, понимать их слабости, вовремя предостерегая от ошибок.

— Я «не разбрасываюсь» кадрами, — говорит Николай Афанасьевич. — Напротив, пытаюсь создать актерам, особенно молодым, все условия для творческого роста. Поэтому многие из них сейчас учатся в высших учебных заведениях страны. Театру нужны профессиональные кадры, уверенные в себе люди.

***

Третьего декабря в театре состоится праздничный концерт. А на следующий день у кукольников опять начнутся трудовые будни. Впереди премьера спектакля для самых маленьких «Сказка за сказкой» и череда традиционных новогодних представлений, на которых ребятишек ждет масса чудес и сюрпризов. А вообще чудеса в театре кукол бывают на каждом спектакле. Недаром говорят, что когда игра куклы так же правдива, как игра живого актера, происходит чудо.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: