Новосибирск -0.6 °C

Бюджет 2005: перспективы под вопросом

28.10.2004 00:00:00

Трудно согласиться с тем, что «под нож» идут программы строительства метро, ипотечного кредитования, поддержки промышленных предприятий.

Проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2005 год, обсуждение которого прошло в комитетах областного Совета, был неоднозначно оценен депутатами. Много критики и вопросов вызвал он у членов комитета по экономике и управлению собственностью. За разъяснением позиции депутатов наш корреспондент Лариса Веремьянина обратилась к председателю комитета Николаю МОЧАЛИНУ. Вот что он рассказал:

— Проект областного бюджета уже не первый год обсуждается вместе с планом социально-экономического развития области. Это оправданно и логично: бюджет строится на основе стоящих перед областью задач. В этом году план стал гораздо конкретней, в нем появился новый раздел — проблемы, факторы и угрозы, оказывающие сдерживающее воздействие на социально-экономическое развитие области. В их числе негативные демографические процессы, старение основных фондов предприятий, снижение классности экономического уклада — переход большинства предприятий, отличающихся прежде высоким, порой мировым уровнем технологий, на упрощенное производство. Справиться с этим, к сожалению, пока невозможно: заводы по-прежнему борются за выживание и без государственной поддержки в той или иной форме вряд ли быстро встанут на ноги. Говорю об этом потому, что именно отсюда у нас начинается целый ряд вопросов к проекту бюджета. Конечно, бюджет, прежде всего, направлен на финансирование социальных расходов, текущих социальных затрат на выплату зарплат, содержание учреждений бюджетной сферы, но в сегодняшний переходный момент без государственной поддержки приоритетных направлений вряд ли можно рассчитывать как на улучшение условий и жизненного уровня населения, так и на увеличение налоговых поступлений в ближайшем будущем.

В недавние годы основным приоритетом для области было поднятие сельского хозяйства. Это было очевидно и по действиям губернатора, и по мероприятиям областной администрации — активно приобреталась техника по лизинговым схемам, внедрялось элитное семеноводство, организовывалась учеба специалистов. Эти шаги дали свои результаты. Сегодня область прочно держит второе место в Сибирском федеральном округе по объему производства сельскохозяйственной продукции. Выравнивание социально-экономического положения районов и городов области и сейчас входит в число особых приоритетов. В необходимости этого убеждать не надо: у нас в десятке километров от райцентров порой начинается такой развал и нищета, что стыдно на людей глаза поднять. Вопрос об остальных приоритетах. Всего их администрация выделила 22. 14 — простых и 8 — особых. Для существенной поддержки денег не хватит, произойдет лишь размывание средств и так небольшого бюджета развития, а результаты будут минимальны. Опять же, как контролировать, например, «усиление развития транспортного комплекса, формирование эффективной транспортной системы». Другое дело, если бы было конкретно записано: достроить Северный объезд.

Из числа приоритетов ушла государственная поддержка промышленных предприятий и предприятий строительного комплекса. Бюджетом 2004 года на пополнение оборотных средств предприятий был предусмотрен 1 млрд рублей. В проекте бюджета на 2005 год только 20 млн рублей. В значительной степени это связано со сложностями отвлечения из бюджета значительных средств. Более оптимален вариант, найденный в прошлом году, — субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам. Но и по этой статье планируется только 200 млн рублей. Цифра, которую ждали и которая так необходима, должна быть гораздо выше. В конце концов, надо думать о будущем. В том, что темпы роста промышленности области в 2004 году обгоняли среднероссийские, существенную роль сыграли меры господдержки. Это вылилось не только в выросшие проценты производства, но и в увеличение налоговых поступлений. Не рубим ли мы под собой сук такой «экономией» в наступающем году?

Сразу вытекает еще один вопрос. Несмотря на увеличение бюджета и рост промышленного производства, лучше, чем многие наши менее удачливые соседи, мы жить не стали. Новосибирск считается одним из самых дорогих городов Сибири при невысокой средней заработной плате. Социальной инфраструктурой мы также не блещем. Где «выхлоп» от всех наших успехов для людей? Они ждут только очередных проблем. Одна уже на пороге. Правительством заявлен переход с января 2005 года на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг. По федеральным стандартам максимальная доля платежей за ЖКУ в совокупном доходе семьи определена в 22 процента. Областная администрация (по закону она имеет такое право) снизила эту цифру до 14 процентов. Однако и в этом случае платежи малообеспеченных семей в сравнении с текущими возрастут в 7–8 раз (сейчас они платят половину МРОТ — 50 рублей). Необходимо незамедлительно создать комиссию, которая оценит социальные последствия перехода на новые стандарты оплаты жилья, и разработать более щадящие методики расчета субсидий для малообеспеченных категорий населения. В законе области должен быть установлен стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц в среднем по области и дифференцированно — по муниципальным образованиям, и согласовать эти стандарты с привлечением представителей муниципальных образований через тарифную комиссию. Следует жестко определить, что задержка с перечислением субсидий не является основанием для прекращения предоставления жилищно-коммунальных услуг. Этот вопрос может решаться только в судебном порядке. Сейчас у людей из-за этого возникает очень много проблем.

Более наступательной должна быть политика областной администрации в отношениях с энергетиками. Недостаток энергетических мощностей стал серьезным тормозом для строительства в Новосибирске. В тарифах средства на развитие энергетического хозяйства заложены, и Новосибирскэнерго этим наконец-то начал заниматься. Но строительство новых мощностей порой расходится с планами строительства города. Сейчас Новосибирскэнерго разделено на полтора десятка «дочек». Все они сами планируют, строят, сами перед собой отчитываются. В составлении программы развития энергетического хозяйства, как и в контроле за ее выполнением, обязательно должны участвовать органы государственной власти. Депутаты потребовали представить инвестиционную программу организации энергетического и коммунального хозяйства с целью комплексного развития инженерной инфраструктуры области. Более того, целесообразно было бы финансировать из бюджетных средств инженерное обустройство 3–4 стройплощадок. Из-за сложностей с техническими условиями строительные компании сегодня теряют до трех лет. Обеспечение площадок коммуникациями сразу даст толчок строительству, мультипликаторным эффектом проявится на предприятиях, работающих по заказам строительных компаний. То есть будет тот же налоговый выигрыш, не считая того, что бюджетные средства вернутся после продажи площадок. Пока же планируемые цифры роста строительства на 2005 год ничем не подкрепляются. В отличие от ряда областей, где развиваются региональные ипотечные программы, у нас средств на ипотечное кредитование в бюджете предстоящего года впрямую не предполагается. В более глубокой проработке нуждается областная целевая программа по обеспечению жильем молодых семей — на нее планируется 20 млн рублей, на 19,2 млн рублей увеличивается финансирование областной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области, из ветхого и аварийного жилья». Эти программы, по мнению депутатов, нужно ориентировать прежде всего на строящееся жилье. Иначе миллионы, выброшенные на вторичный рынок, приведут к еще большему взвинчиванию цен.

Нельзя согласиться с отсутствием в проекте бюджета строки финансирования строительства Новосибирского метрополитена. В 2005 году стройка остается с 30 млн рублей, заложенными в городском бюджете. В заявленные 389 миллионов из федерального бюджета с трудом верится. Хотя на недавней встрече губернатора с Владимиром Путиным президент и заверил в своей поддержке, могут возникнуть трудности с Министерством финансов, тем более что область запрашивает еще 1,5 млрд рублей на завершение реконструкции оперного театра. Строительство метро должно быть подкреплено областным финансированием.

Понятно, что в складывающейся напряженной ситуации бюджет будущего года прежде всего будет направлен на обеспечение социальных обязательств власти. Придется от многого отказаться, но когда под нож идут программы поддержки строительства метро, ипотечного кредитования, инженерной подготовки строительных площадок, поддержки промышленных предприятий, обеспечивающие области перспективу, прирост в будущем бюджетных средств, с этим трудно согласиться. Администрация клянется, что бюджет реалистичный, и только в таких цифрах его надо принимать. Перед вторым чтением проекта закона о бюджете будет очень жесткий разговор с администрацией на предмет сближения позиций. Отказываться от того, что было в последние годы достигнуто, — отступление и новые потери.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: