Новосибирск 6.3 °C

Август - угольная страда

28.08.2004 00:00:00

Ежегодно Новосибирску требуется более десяти миллионов тонн угля. По статистике, на каждый добытый миллион погибают два-три шахтера. Можно предположить, что для того чтобы в нашем городе было тепло и светло, пожертвовал своей жизнью не один горняк. Однако мало кто об этом задумывается. Для некоторых предприимчивых новосибирцев уголь — только средство наживы.

Мерить уголь нужно ведрами!

Каждый август в Новосибирске начинается угольная лихорадка. Владельцы частных домов, кому не посчастливилось обзавестись газовым отоплением, запасаются топливом, а предприимчивые угольные торговцы-перекупщики стараются приобрести это топливо как можно дешевле. Как правило, уголь по бросовым ценам продается без документов, но это никого не смущает. Клиент не требует квитанцию об оплате или справку, содержащую характеристики угля (зольность, влагу…). Поверхностный осмотр, чтобы земли и пыли не было — «таким не протопишь».

«Уголь с доставкой», «Купи у нас — не прогадаешь», «Уголек отборный, свежий, прямо с шахты» — этими и подобными объявлениями обклеивают телеграфные столбы, заборы, каркасы остановок, в общем, те места, на которых призывы продавцов наиболее читаемы. Обратный адрес не указывается. Только номера телефонов, чаще сотовых. Цена варьируется в зависимости от сезона. В летние месяцы дешевле процентов на тридцать. Например, сейчас уголь продают по семьсот рублей за тонну. Однако уже через неделю цена вырастет и, как утверждают знатоки, не меньше, чем на двести рублей.

Кроме роста цен, есть еще один неприятный момент: «точно вешать в граммах» уголь никто не будет. Количество товара приходится оценивать визуально. Определить «на глаз» вес угля невозможно, тем более заметить разницу между пятью тоннами или четырьмя с половиной. Полагаться на честность продавцов — мероприятие сомнительное. Поэтому, как говорят домовладельцы, ничего не остается, как надеяться на собственный глазомер. Правда, наиболее «неглазомерные» граждане придумывают свои способы «взвешивания».

Жилец частного сектора в Дзержинском районе инженер Павел Сидоров — человек не жадный. Однако отдавать трудовую копейку за виртуальные килограммы посчитал расточительностью и взялся за работу. Два месяца он корпел над чертежами, в итоге разработал проект «деревянной коробки», в которую, согласно его расчетам, входило ровно три тонны. Говорит, что для точности даже померил вместимость тары ведрами. Сколотил и установил сооружение в ограде, и когда ему привозили уголь, Сидоров требовал сгрузить его в короб. Тот полностью не заполнялся, продавцы, проклиная «вредного» клиента, убеждали инженера в неточности его «корыта». На что Сидоров демонстрировал чертежи и расчеты, предлагал опять-таки замерить количество угля ведрами. После непродолжительной дискуссии инженер побеждал, и продавцы, скрипя сердцем, заполняли короб до кромки.

Впрочем, такие покупатели, как Сидоров, попадаются крайне редко. В «печном» частном секторе, как правило, проживают пожилые люди. А с ними «работать» проще: ни тебе глазомера, ни инженерного образования. Да и доверчивости у стариков хватает. Можно, конечно, бабушкам и дедушкам приобретать уголь в «Гортопе». Там и скидки, и льготы, и документы — все как положено. Вот только, по словам знатоков, уголь у них неважный — плохо горит. Поэтому предпочтение отдается кузбасскому. То есть тому, который свежий, только что с шахты. В этом объявлении обмана нет. Уголь действительно везут с Кузбасса. Огромные кузова КамАЗов загружают прямо на местных шахтах и разрезах. Несмотря на то, что главными добытчиками угля являются шахтеры, к угольному бизнесу «подземные» люди не имеют никакого отношения. Здесь орудуют различные посреднические фирмы, через которые уголь и отпускается частным лицам. Цена на разрезах двести-триста рублей за тонну, что в два раза меньше официальной отпускной — пятьсот. Словом, купля-продажа угля — дело прибыльное. Однако мелкие угольные торговцы не идут ни в какое сравнение с акулами этого бизнеса. У них — акул — масштабы покруче — сотни тонн, миллионы рублей. В Новосибирске еще три года назад многие пытались заполучить от угольного пирога свой кусок…

Рубль — тебе, рубль — мне

В прошлую зиму трубы дымили по расписанию — в наших квартирах было тепло. Фото Сергея ПЕРМИНА

В зимний период за сутки Новосибирск «съедает» тридцать пять тысяч тонн угля — это без малого шестьсот вагонов вместимостью шестьдесят тонн. Даже если тонну умножить на сто рублей, полученная сумма впечатляет. Поэтому угольный бизнес всегда притягивает огромное количество бизнесменов.

Незадолго до кризиса в Новосибирске, как и в другом российском городе, процветала система взаимозачетов и наиболее популярным обменным товаром считался уголь.

Продукты питания, одежда, обувь, химикаты — в расчет за печное топливо шло все что угодно, только не «живые» деньги. А в процессе взаимозачетов возникали дисконты и номинальные стоимости, которые «чисто закрывались и перекрывались» с выпадением натурального денежного остатка. Посреднические фирмы по торговле углем росли, как грибы. Кузбасские продавцы и новосибирские перекупщики взаимодействовали между собой, зачастую надувая друг друга.

Один из таких «угольных» охотников — новосибирец Андрей (фамилию, по понятным причинам, не указываем) рассказывает: «В то время во всей России был угольный беспредел. Все хотели поживиться за счет шахтеров. Наша команда, например, работала так. Выезжаем в Кузбасс, договариваемся с работниками разреза или шахты о поставке. Если напрямую не получалось, работали через подставных. После длительных переговоров, убеждений приходили к обоюдному согласию, и нам отпускали уголь, цена на который была ниже, чем по официальным бумагам. Наличными деньгами мы оплачивали только ту часть, которая шла «на карман» поставщику. Остальное «добивали» бартером. Уголь мы продавали в Новосибирске. Система — та же. Если напрямую — прибыль больше. Если через посредников — немного теряешь, но никто не жаловался. Навар, по сегодняшним меркам, небольшой, но в 90-е годы сумма была приличная. Например, поставляешь пятьдесят вагонов, три тысячи тонн. На каждую тонну набавляешь рублей сорок. Выхлоп — сто двадцать тысяч. И так два, а то и три раза в месяц. Наша фирма на поставку больших объемов договориться так и не смогла. Там, сами понимаете, кто участвовал, а суммы их заработков даже произносить неловко. Они принимали уголь по двести семьдесят, а приходовали по четыреста тридцать. Вот это разница! Помните, сколько в Новосибирске появилось дорогущих автомобилей? Часть из них была приобретена на деньги с угля. Хотя многих и кидали. В нашем городе почти каждый месяц регистрировались фирмы-однодневки, которые чаще всего выполняли всего лишь одну посредническую операцию, после чего исчезали. Некоторых до сих пор разыскивают».

Времена угольного беспредела в Новосибирске закончились. Три года назад весь городской угольный пирог забрала компания «Новосибирскэнерго». Хорошо это или плохо, что все поставки для города сосредоточены в руках одной компании, сказать сложно. По крайней мере, обычные горожане могут судить об этом только по теплу и горячей воде в своих квартирах. Справедливости ради, нужно отметить, что холодные времена действительно закончились. Перебоев с углем нет и просроченных долгов за него тоже. По крайней мере, так утверждает заместитель директора по топливоснабжению ОАО «Новосибирскэнерго» Андрей Молотков. Впрочем, эта компания греет только город. В области свои котельные и свои поставщики.

Прогнозы цены на электроэнергию делать еще рано. Она зависит от цены на уголь, которая будет известна только в сентябре. Однако, судя по тому, что с наступлением зимы каждый год регулярно повышаются тарифы, можно предположить, что и нынче без наценки электроэнергия не останется.

Хотелось бы только, чтобы дисконтная разница в цене доставалась не только руководителям, но и простому шахтеру, от которого, собственно, и зависит тепло в наших домах. Ведь в каждой тонне сожженного угля есть частичка труда горняка.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: