Музыканты новосибирского коллектива, вернувшиеся с традиционного фестиваля национальных искусств «Славянский базар», встревожены засильем попсы в культуре
Вокально-инструментальный
О фестивале
Отвечая на вопрос Надежды Бабкиной, как мы туда попали, рассказываю. Отбор на фестиваль мероприятие довольно сложное, потому что мастеров искусств у нас, как вы понимаете, очень много. Желающие принять участие отсылают фотографии, резюме, записи. Однако не это играет решающую роль. Нам очень пригодилось знакомство с белорусским коллективом «Сябры» и его руководителем Анатолием Ярмоленко. Познакомились мы во время турне ВИА «Сябры» по городам Сибири, в котором мы тоже участвовали. Потом в марте этого года они пригласили нас выступить в Кремле. Концерт был посвящен
Выступать надо было вживую, без «фанеры». Перед концертом целый день репетировали, настраивали аппаратуру.
Спели мы хорошо. Анатолий Ярмоленко сказал, что даже лучше многих. Кстати, многие, несмотря на запрет, все равно «фанерили». Репетировали мы все вместе и видели, что на репетиции у людей получалось одно, а на сцене совсем другое. Надежда Бабкина выступала с молодой группой. Они пели вживую, но не слишком удачно местами вместо звука получилась каша. Наверное,
О шоу-бизнесе
Мне показалось, что «Славянский базар» уже мало соответствует своей первоначальной идее фестиваля национальных культур, продолжает Александр Александрович, он превращается в фестиваль попсы. Песни с национальным колоритом исполняли только Надежда Бабкина, группа «После одиннадцати» из Саратова у них был добротный эстрадный фолк (эта же группа аккомпанировала Бабкиной) и уже упомянутая мною Оля Рахманькова. Что интересно: из телевизионной версии это все вырезали. В телевизоре остались Газманов, Басков, Носков, Скляр, Началова. Даже Макаревича вырезали, потому что снимал фестиваль канал РТР, а Макаревич ведет свой «Смак» на ОРТ. Называется, «нездоровая конкуренция». Мне кажется, все это совсем не здорово. Мы постоянно кричим, что у нашего зрителя плохой вкус, наша молодежь ничем, кроме попсы, не интересуется. А кто воспитывает вкус зрителя? В первую очередь, телевидение. Как переломить эту тенденцию? Приходить с конвертом в соответствующие кабинеты?..
С Макаревичем, Газмановым, ребятами из групп «Чайф» и «Смысловые галлюцинации» мы ехали из Москвы в одном вагоне, но почти не общались, только здоровались. Хотя с Макаревичем, например, нас до этого знакомили за кулисами Кремлевского дворца. Вообще, московские звезды ведут себя очень высокомерно, сразу дают понять: мол, вот мы, а вон вы
Газманов
На самом деле, московским звездам просто не нужна конкуренция. Они ведь понимают, что в провинции есть достаточно много коллективов и солистов, которые при условии соответствующей раскрутки могли бы смотреться выигрышнее многих столичных исполнителей. Поэтому они так тщательно оберегают свою вотчину.
Про тетю из Сургута
Профессиональный коллектив «Белые росы» не так давно отметил свое пятилетие. Однако полная история ансамбля начинается с самодеятельного ВИА при Новосибирском производственном объединении «Электрон», вспоминает руководитель ансамбля. В социалистические времена, если помните, на предприятиях было принято держать коллективы художественной самодеятельности, в которых после работы занимались заводчане. Я, окончив институт культуры, пришел руководить таким коллективом. У него даже не было названия. Сами себя мы именовали «ансамбль ХЭМа». Играли в домах отдыха, на городских и районных праздниках, смотрах художественной самодеятельности. Несмотря на то, что мы были непрофессиональным коллективом, я всегда уделял большое внимание качеству инструментов. Помню, приношу генеральному директору Валерию Николаевичу Кармачеву счет на 20 тысяч рублей. Он спрашивает: «Это что?» Я говорю: «Концертный баян». «Я на эти деньги мог бы купить два автокрана на базе МАЗа». Тем не менее дал денег на баян. Мы на нем до сих пор играем. То же самое с гармошками, балалайками и прочим.
Когда началась перестройка, всем стало не до самодеятельности, особенно заводчанам. Я пошел к Кармачеву и поделился своей идеей собрать профессиональных музыкантов и организовать коллектив. Другой бы на его месте сказал: парень, иди отсюда, не мешай работать. Валерий Николаевич согласился. База у нас уже была инструменты, костюмы, помещение. Коллектив назвали «Белый день».
С названием произошла почти детективная история. Издревле на Руси белым днем назывался праздничный день, я это еще с института помню. В 1999 году мы поехали выступать в Карловы Вары. После концерта к нам подходит женщина и спрашивает: «А где Валера Семин?» «Какой Валера?» удивляемся мы. «Как какой? Руководителя этого коллектива зовут Валера Семин. А я его тетя из Сургута». В общем, мы выясняем, что в Москве уже несколько лет существует коллектив с названием «Белый день». Тетя написала Валере Семину письмо. Я вызвался передать хотел использовать его как повод повидаться с «тезками». Мы как раз в тот год собрались записывать диск на «Мелодии». Там и познакомились. Оказывается, Валерина жена Лена тоже училась в институте культуры и рассуждала так же, как я, когда столичные музыканты придумывали название своей группы.
Пришлось переименовываться. Мы, тем не менее, хотели оставить в названии слово «белый».
К выбору репертуара мы подходим очень разборчиво. Название обязывает. Хотя первично не название, а собственное отношение к понятию «искусство» и понятию «китч». Московские композиторы предлагали нам песенки типа «Че те надо, я те дам ». Я ответил, что это не наш формат. Мы исполняем песни Заволокиных, Пахмутовой, Шаинского. Благодаря все тем же «Сябрам» познакомились с замечательным композитором Олегом Ивановым. Он бывший новосибирец, сейчас живет в Москве. Он для нас написал песню «Земля моя Сибирь».
Про дедову гармонь
Когда собираемся вместе по случаю
Я в таких случаях уезжаю в свою родную деревню Раисино Убинского района. Хожу по окрестным лесам,
Еще книжки читать люблю. Любимый писатель Иван Шамякин. У него добротная проза о жизни, о деревне. Детективы не люблю. Это примитивно и вообще приелось. Карнеги регулярно перечитываю.
О планах
Осенью планируем с «Сябрами» большой концертный тур по России и Белоруссии «Россия Беларусь. Шаги навстречу», который финиширует в Москве, в театре «Новая Опера». Там будет