Новосибирск -3.1 °C

Кривая вывезет?

03.08.2004 00:00:00

На новосибирские экраны вышел новый фильм Павла Чухрая «Водитель для Веры»

«Водитель для Веры» (Россия - Украина, 2004 г.). Режиссер и сценарист Павел Чухрай.
В ролях: Игорь Петренко, Богдан Ступка, Елена Бабенко, Андрей Панин.

Сержанта Виктора сыграл в фильме Игорь Петренко
 Ставшие в последнее время признаком хорошего тона здравицы в честь возрождающегося российского кинематографа время от времени опровергаются самим же современным российским кино. Боюсь, что разочарование постигнет и тех зрителей, которые будут многого ожидать от широкорекламируемого фильма Павла Чухрая «Водитель для Веры».

На июньской премьере «Водителя...» в Сочи, где проходил фестиваль «Кинотавр», восторженные критики прочили фильму весьма удачную судьбу. За 15 минут до начала показа в зале не было ни одного свободного места, включая ложи до третьего этажа. И те, кто не мог найти кресла, сидели на полу. «Браво!» - такой была первая «рецензия». Аплодисменты в Зимнем театре продолжались, пока не кончились титры. Причем все в один голос заявляли, что у «Кинотавра» под конец появился безусловный лидер - «крепкая картина с уверенной режиссурой, мастерскими актерскими работами и грамотным монтажом, который начисто лишил зрителя возможности хотя бы разок зевнуть».

Конечно, на пляже с пивком любая картина покажется крепкой или хотя бы нескучной. А вот в обычном зале на нефестивальном просмотре она несколько проиграла. Хотя для премьерного дневного сеанса в будний день в ККК им. Маяковского публики было очень приличное количество.

Вот какой куцей рецензией сопровождаются все афиши к фильму: «На даче генерала в Крыму появляется новый водитель. Виктору суждено перевернуть судьбы всех обитателей большого дома. Горничная Лида откровенно добивается его. Дочь генерала Вера надменна с водителем, и вскоре безоглядно влюбляется в него. Генеральский адъютант плетет интриги, вовлекая новичка. Но любовь Веры и Виктора, его блестящая карьера, жизни многих людей - все становится разменной монетой в чьей-то большой игре...»

Вера в исполнении Елены Бабенко
 А содержание фильма таково. В основе сюжета - непростые взаимоотношения молодого сержанта Виктора (Игорь Петренко) и генеральской дочери Веры (Елена Бабенко). Бывший воспитанник детского дома Виктор служит личным водителем генерала Серова (Богдан Ступка) и мечтает о военной карьере. Хромоножка Вера, ждущая ребенка от кубинского военнослужащего, который даже не помнит ее имени, мечется по подружкам и клиникам в надежде найти врача, который согласится избавить ее от ребенка на позднем сроке. А возит ее по врачам и подругам, конечно же, Виктор. По дороге герои то ли влюбляются друг в друга, то ли пытаются использовать друг друга в личных целях (Виктору женитьба на генеральской дочери поможет сделать военную карьеру, а Вере узаконить происхождение ребенка). Тем временем у отца Веры возникают неприятности с органами.

Главная ценность картины в том, что сюжет не делит героев на положительных и отрицательных. Водитель Виктор вроде бы действительно любит Веру, но, хоть и с неохотой, пишет доносы на генерала. Адъютант-комитетчик, не задумываясь, отдавший приказ о ликвидации генеральской семьи, включая новорожденного, все же пожалеет в финале чужую судьбу и едва начавшуюся жизнь. Надменная Вера окажется человеком с чистой душой. А нагловатая домработница Лида - спасительницей ребенка ненавистной соперницы.

По правде сказать, все слабые места в фильме вытягивают на себе некоторые актеры. Например, исполнитель роли Виктора, молодой актер Игорь Петренко, уже известный зрителю по сериалу «Вилиссы» и фильму «Звезда». Или Андрей Панин («Всадник по имени Смерть»), которого любит все женское население страны, когда он играет положительную роль, и ненавидит, когда отрицательную. А вот нахваливаемые исполнительницы женских ролей вызывали только жалость и неверие. И дело даже в не слишком убедительной, зато слишком нарочитой хромоте Веры и не в такой же наигранной и показушной страсти Лиды. А просто в слабой игре всего женского состава команды.

Поэтому-то с еще большим удивлением узнаешь, сколько сил, времени и средств было потрачено при производстве фильма. Сценарий был написан за два месяца в 2000 году. А съемки начались год спустя и продолжались полтора года, вплоть до октября 2003-го. Базу для съемок тоже готовили усердно. Загородный дом генерала разыскивали дольше всего. Объехали почти весь Крым, просмотрели много дач, пансионатов и домов отдыха. Но как нередко бывает, нашли дом совершенно случайно. Продюсеру и режиссеру посоветовали заглянуть в детский санаторий, который размещается в особняке позапрошлого века, бывшем революционном штабе крымских партизан. Но «утвердили» его для съемок только после того как к нему собственными силами пришлось проложить нормальную дорогу из города.

Несмотря на то, что действие фильма происходит в относительно близкие к нам 1960-е годы, реквизит пришлось собирать буквально по вещице. Пришлось даже давать объявления по севастопольскому радио и ходить по блошиным рынкам в поисках «старья». Но в результате главный герой сидит на кухне в галифе, современной трикотажной футболке очень хорошего качества и с комсомольским значком образца 80-х на груди.

Самый настоящий в картине только ЗИМ, который тоже искали по всем экс-республикам Советского Союза. Но и найденный в Киеве экземпляр только что был отреставрирован по спецзаказу в Швейцарии. Правда, в отличие от «копеек» и другого раритета, для сцены аварии был изготовлен «клон» ЗИМа.

Над Севастополем тоже потрудились. Рекламу демонтировали или завешивали псевдосоветскими вывесками и известными плакатами... 70-х. По улицам гоняли старые автобусы и троллейбусы. Вот только над асфальтом, как всегда, трудиться не стоило.

Компьютерными в фильме стали только флаги Кремля, которые пришлось зарисовывать кумачом, и небо с деревьями, которыми «прикрыли» дома новой постройки.

Но, видимо, из-за этого мелочного старания создатели фильма упустили главное. От начала и до последнего кадра все время приходится себя одергивать и самому себе напоминать, что действие приходится на хрущевскую оттепель. А так кажется, что герои живут во времена махрового пред- и послевоенного сталинизма, но носят одежду то ли начала 70-х, то ли середины 80-х. А уж то, что из каждого радиоприемника несется твист и буги, просто сказки. Никита Сергеевич к 1962 году всем успел показать кузькину мать, и все как миленькие танцевали под Кристаллинскую.

Так что предсказывать будущее этой ленты сложно. С одной стороны, это картины для своих, и прежде всего для людей старшего поколения. А с другой - любовью к родине в этом фильме и не пахнет. А ностальгия на ненависти не строится.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: