«Пуп лета»

В ночь на Ивана Купалу распускается папоротник, а русалки выходят на охоту за мужчинами - обманщиками юных дев... Корреспондент «ВН» обратилась к специалистам по фольклору и культурологии, а также к литературным источникам, дабы узнать, кто же такой Иван Купала, какими обрядами и ритуалами почитали его древние славяне.

В ночь на Ивана Купалу распускается папоротник,
а русалки выходят на охоту за мужчинами - обманщиками юных дев

Фото Сергея ПЕРМИНА
 Иван Купала относится к числу самых древних славянских языческих праздников. Обычай праздновать Ивана Купалу в ночь с шестого на седьмое июля, а затем седьмого днем дошел до наших дней, но превратился уже не в обычай, а в какой-то день хулиганских выходок, таких как обливание водой прохожих, опрокидывание остановочных павильонов, переворачивание автобусов, замуровывание дверей подъездов. Но на самом деле смысл праздника совсем не в этом. Корреспондент «ВН» обратилась к специалистам по фольклору и культурологии, а также к литературным источникам, дабы узнать, кто же такой Иван Купала, какими обрядами и ритуалами почитали его древние славяне.


Жили на свете Купала
и его сестра Кострома

 Заведующая кафедрой народной художественной культуры НГПУ доцент Лилия Васеха говорит: современное убеждение, будто Иван Купала - праздник воды, а вместе с тем и главный лозунг бегающей с ведрами детворы - «Иван Купала - обливай кого попало» - неверные штампы. Согласно древним языческим верованиям, Иван Купала - праздник солнца. Главное в славянской купальской обрядности - магическая сила огня. Славяне называли этот день «пуп лета».

Итак, славяне поклонялись солнцу (Яриле), которое ассоциировалось у них с огнем. Поэтому на Купалу за околицей нагребали огромную «купу» хвороста. «Слово «купа» на древнеславянском языке означало «куча»,- поясняет Лилия Ивановна. - В украинских диалектах оно осталось до сих пор. «Купу» поджигали. Огонь, разведенный в купальскую ночь ровно в 12 часов, считался священным и всемогущим. Через него прыгали в надежде оставить в «купе» все свои несчастья и неурядицы. Считалось, если сжечь в этом костре заговоренные «ремки» (кусочки одежды) с больного человека - человек выздоровеет, так как его болезнь сгорит. В некоторых областях даже скот проводили через купальский огонь, чтобы предохранить его от порчи. Для парней и девушек, собирающихся пожениться, купальский огонь был испытанием. Если влюбленные сумеют перепрыгнуть «купу», не разомкнув руки - быть им всю жизнь вместе. Если руки разомкнут - лучше не жениться, не пара они друг другу».

В Сибири купой называли крапиву. Деревенские подростки из жгучего растения делали веники и хлестали ими друг друга. Еще было принято прыгать обнаженными в заросли крапивы. При отсутствии естественных зарослей устраивали кучу из заранее сорванной крапивы. Сибиряки думали, если набраться мужества и пройти через этот не очень приятный обряд, то потом весь год будет сопутствовать удача и не будут одолевать никакие болезни. Насчет болезней, между прочим, наши предки были правы. Современные врачи утверждают, что ожоги крапивы стимулируют кровообращение, укрепляют иммунитет, а поход в баню с крапивным веником оказывает прекрасное расслабляющее действие на нервную систему.

Поход в баню шестого июля, на Аграфену Купальницу, был обязательным. «А вот обычаев окатывать водой из ведер каждого встречного и поперечного мы не встречали, хотя во время экспедиций объездили много сибирских деревень и общались со многими хранителями древних обычаев, - говорит Лилия Васеха. - Также не было обычая пакостить соседям. Раскидывание поленниц и подпирание дверей - уже современное изобретение».

В некоторых среднерусских областях крестьяне старались в Иванов день не купаться и вообще поменьше иметь дело с водой, так как, по их поверьям, именинником седьмого июля был сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.

Автор Энциклопедии славянских верований Анастасия Александрова приводит красивую легенду, связанную с праздником Ивана Купалы. Жили на свете Купала и его сестра Кострома - дети языческих богов Семаргла и Купальницы. В день рождения Купалы прилетела к реке птица Сирин. Все, кто слушал ее сладкие песни, пропадали без возврата. Тайком от родителей Купала и Кострома побежали послушать птицу. Купалу по велению Повелителя тьмы Сирин унесла за тридевять земель. Прошло много лет. Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветру не сорвать венок с ее головы. Бог ветра наказал ее за похвальбу, сорвал венок и унес в воду. Там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Кострома не узнала родного брата. Обычай же повелевал им жениться. Была сыграна свадьба, а после свадьбы муж и жена узнали, что они - брат и сестра. С горя они утопились. Кострома стала русалкой, или - мавкой. Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок купала-да-мавка (иван-да-марья).

Девушка, желающая выйти замуж,
должна была три раза обежать вокруг поля голой

 Видимо, с этой легендой связаны купальские гадальные обряды.

Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтобы приснился жених. «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять».

В полночь под покровом темноты надо было нарвать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли 12 разных трав. Если да - в этом году выйдешь замуж.

Были и довольно страшные гадания. Например, девушки плели венки и бросали их на воду. Если венок утонет - хозяйка умрет, если прибьется к противоположному берегу - жди в жизни перемен. Если к тому же самому - все будет по-прежнему. Впрочем, толкования в разных местностях были разные. «В обрядности все всегда было всерьез. Поэтому нужно было иметь достаточно смелости, чтобы решиться на такое гадание, - продолжает Лилия Васеха. - Гадали также на вениках, брошенных с крыши бани. Если веник упадет в сторону погоста - к смерти. Все обряды обязательно доводились до конца, все ритуалы соблюдались неукоснительно. Прервешь обрядовую песню - твои дети заболеют...»

Незамужней, желающей создать семью, надлежало в купальскую ночь три раза обежать вокруг ржаного поля в обнаженном виде. Тогда суженый начнет ее видеть в своих снах, иссохнет от тоски, придет и сделает предложение. Ну а молодожены, дабы сделать свой брак плодовитым и дом богатым, в купальскую ночь занимались любовью на ржаном или пшеничном поле.

Русалки - это брошенные девушки,
которые мстят мужикам за поруганную любовь

 Лысых гор, на которых, по поверьям, в купальскую ночь ведьмы, оборотни, колдуны, русалки и всякая нечисть проводят свой шабаш, в Сибири этнографы не обнаружили. Тем не менее почти все деревенские бабушки, с которыми в экспедициях встречалась Лилия Васеха, говорят, что они общались с домовыми и банными. Но подробностей этого общения ни в коем случае раскрывать нельзя. Дух может за это наказать. И вообще, все, что связано с мистикой, - очень интимная сторона жизни. Даже заговоры в сибирских деревнях передаются только изустно и только от матери к дочери либо от бабки к внучке. Если заговор запишешь на бумаге или расскажешь чужому человеку, он потеряет свою силу.

Колдуньи в купальскую ночь собирали травы, из которых потом варили свои зелья. Позже все русские крестьянки собирали лечебные травы именно 7 июля, так как в этот день растения были наиболее сочными и зрелыми. До 7 июля дары природы собирать было нельзя, а после седьмого травы начинали увядать.

Еще считалось, что в купальскую ночь можно встретить русалку и увидеть цветок папоротника. История русалок очень интересна. Лилия Васеха говорит, у древних русичей были русалии - девы-птицы. Поэтому у Пушкина русалка и сидит на ветвях. Существовала легенда, что девы-птицы - это матери-детоубийцы, наказанные таким образом за свой грех. Девы-рыбы - украинский вариант русалок. По этой легенде рыбами становились брошенные девушки, которые потом заманивали в воду и губили мужчин. Это было мщение всему мужскому роду за поруганную девичью любовь.

Главным героем растительного мира становится в Иванов день папоротник. «Около полуночи из листьев внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть. Невидимая рука срывает его. Человеку никогда не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышен голос нечистой силы, не желающей допустить человека до цветка, имеющего волшебные свойства. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем», - пишет в Энциклопедии славянских верований Анастасия Александрова.

Праздник Иоанна Крестителя

 Для православных христиан день Ивана Купалы - праздник Иоанна Крестителя. «У нас был феномен двуеверия в течение нескольких сотен лет,- рассказывает старший преподаватель кафедры фольклора НГПУ Наталия Кутафина. - К XV веку сложилась традиция: первая часть праздника - в храме, а дальше идет народная часть, которую церковь принимала. Здесь уже нет язычества, но есть народные традиции. Разжигание костров, сбор трав и цветов, песни и хороводы не считаются грехом. Грешно предаваться разрушительным игрищам, вступать в контакт с потусторонним миром, например, гадать. Тем самым люди не умилостивляют высшие силы - на что, собственно, были направлены обычаи и обряды древних славян, а веселят злых духов».

Славянки-язычницы в купальское утро собирали на скатерти и полотенца росу. На эти полотенца принимали детей при родах. В христианских же церквях в день Иоанна Крестителя совершают водосвятные молебны. Вода, освященная в церкви, считается святой. Наталия Кутафина сообщила интересный факт: ученый одного из институтов Академгородка, убежденный атеист, решил доказать, что вода, которую христиане считают святой, ничем не отличается от обыкновенной. Но, как только начался эксперимент, у ученого вышли из строя все электрические приборы, завертелись электромагнитные рамки.

***

Сейчас у каждого из нас есть выбор: верить в Иисуса Христа и отмечать 7 июля праздник Иоанна Крестителя, либо вспомнить традиции предков и почтить языческих богов кострами, венками, собиранием трав, хороводами и песнями, либо исповедовать другую религию и праздновать другие праздники. Главное - не окатывать из ведер незнакомых прохожих, не сбрасывать с пятого этажа презервативы, наполненные водой, не направлять струи из шлангов и брызгалок в лобовые стекла движущихся машин. Зло ближнему, согласно любой религии, есть грех, и, между прочим, подобные действия, согласно Уголовному кодексу, расцениваются как хулиганство (мелкое или крупное - зависит от причиненного ущерба) и караются соответствующим образом.


Поделиться:
Копировать