Новосибирск 1.1 °C

Мост прослужил 103 года

02.07.2004 00:00:00

110 лет назад состоялась торжественная закладка железнодорожного моста

 При строительстве Транссибирской магистрали мост через реку Обь являлся одним из крупных инженерных сооружений. Именно благодаря мосту и появился наш город. Некоторые историки даже предлагали датой рождения города считать 20 июля - день торжественной закладки первого камня в крайний правобережный кессон железнодорожного моста. Поэтому повод праздновать достаточно серьезный.

30 апреля 1893 года на пароходах прибыли первые мостостроители. Более года велись подготовительные работы. Труд был очень тяжелый. С помощью лопат, тачек да повозок с лошадьми укладывали в высокие насыпи миллиарды кубометров земли.

По поводу закладки железнодорожного моста отслужили торжественный молебен. На церемонию прибыли томский губернатор Г. Тобизен и начальник строительства Среднесибирского участка магистрали Н. Меженинов. После закладки началось возведение с больших плотов-барж каменных опор моста. В работах по его сооружению принимали участие свыше 330 человек - 110 каменотесов и каменщиков, 120 мастеровых и рабочих по металлу, 40 плотников... Всего же на строительстве работали до пяти тысяч человек.

Мост сооружался по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского, крупного ученого в области проектирования мостов, строительной механики, строительных материалов. Его соавтором был инженер Н. Богуславский. Мост через Обь был одним из первых в России мостов, пролеты которого перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа. По проекту, русловая часть моста должна быть перекрыта семью пролетами общей длиной 794,77 метра.

Работами по мостостроительству руководил главный инженер Григорий Моисеевич Будагов. Опоры были построены за два года, два месяца и четыре дня. Металлические конструкции пролетов изготавливались на Урале, на Воткинском заводе. Сборка и клепка производились в пролете на сплошных деревянных подмостках. После назначения Будагова на более высокую должность монтаж пролетных строений заканчивал инженер Николай Тихомиров.

Мост был построен в небывало короткий срок - меньше чем за четыре года. 28 марта 1897 года он был принят государственной комиссией, возглавляемой профессором Белелюбским. А 31 марта уже было открыто движение по нему.

Железнодорожный мост прослужил 103 года. В 90-х годах была произведена реконструкция - смонтировали новые стальные пролетные конструкции. На месте снятых старых устроили второй путь. А в память о первых строителях одно из пролетных строений моста установили на набережной.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: