Новосибирск 4.3 °C

С органом нужно общаться, как с другом

23.06.2004 00:00:00

Глеб Никулин с органом на равных. Фото автора
 17 июня в Большом зале консерватории состоялось премьерное исполнение «Miserere» - сочинения на тему Псалома N 50 «Помилуй меня, Боже, по великой милости своей» прозвучало в исполнении ансамбля солистов «Новосибирская камерата», хорового ансамбля «Маркелловы голоса», Елены Забарской, Людмилы Тюхаевой, Александра Зверева и Николая Лоскуткина. А партию органа исполнил сам автор - молодой новосибирский музыкант Глеб Никулин.

«По диплому» Глеб - композитор. Вторая его специальность - органист. Причем впервые за этот инструмент он сел сравнительно недавно - в 93 году, когда начал учиться в консерватории. До того знакомство с органом у него было «шапочное» - видел, слышал, трогал, что-то попытался поиграть, но не более. Орган нравился, орган тянул - и вот, когда появилась возможность начать заниматься - он этой возможности не упустил. И, естественно, будучи и органистом, и композитором, он сочетает два своих амплуа, сочиняя и исполняя музыку для органа. И не без успеха.

В марте Глеб впервые рискнул принять участие в композиторском конкурсе на лучшее органное произведение, проходившем в рамках Международного органного фестиваля в Москве. И дебют оказался удачным - Глеб Никулин стал обладателем второй премии конкурса. А первая не была присуждена вообще. В результате «Готический триптих», принесший Глебу победу, вошел в обязательную программу исполнительского Органного конкурса им. Таривердиева - через полтора года в Калининграде его будут исполнять все участники - и, как надеется Глеб Никулин, исполнять с радостью. Ведь его представление о «готике» несколько отличается от общепринятого.

Война, любовь и вера

 - Для меня готика - что-то очень светлое и радостное. Это связано с готической архитектурой - высокие соборы, шпили, витражи, архитектурная ажурность и предельная красочность XII-XIV веков.

- При том, что первые ассоциации со словом «готика» - это те же самые шпили, только ночью, при свете луны - и связанные с этим ужасы, мрак, кровь...

- Это совершенно неверное представление. И мрачное восприятие готики началось всего-навсего с XIX века, когда появился жанр так называемого «черного готического романа», - причем откуда что взялось, я не могу понять. И приклеилось как ярлык. Но для меня это абсолютный абсурд - восприятие готики как чего-то мрачного, инфернального: с мышами и совами, с мертвецами.... Понятно, что это было, но... мне кажется, люди в то время гораздо проще к таким вещам относились. Это было предельно яркое, красочное восприятие мира. И оно отражалось и в одежде, и во всем. Если человек того времени был богат - он показывал, насколько он богат. Если беден - он кричаще подчеркивал свою бедность. И эти красочные контрасты, плюс архитектурный стиль, плюс культура трубадуров - вот это для меня готика. Ощущение чего-то светлого, устремленного ввысь.

А что касается самого «Готического триптиха» - это цикл из трех пьес, которые затрагивают три образных сферы. Вступление связано с военной музыкой - там моделируются позывные, боевые кличи, трубы, барабаны... Вторая часть - как раз трубадуры, светлая такая лирическая музыка. И третья часть - хорал, в основе его католическое песнопение, пасхальный гимн, который стилистически воссоздает музыку того времени, и на него накладывается еще и некая танцевальность.

- Получается некоторый синтез основных устремлений мужчины того времени - война, любовь и вера?

- Пожалуй, так. Да. Война, любовь и вера - три сферы.

Орган - инструмент для бедных?

 - С каждым музыкальным инструментом есть какие-то стойкие ассоциации. Ассоциации с органом - духовная музыка, причем классическая, старинная. И «органное композиторство XX-XXI веков» для многих звучит нонсенсом. Многие вообще считают, что после Баха для органа не писал никто.

- Да, потому что и репертуар играется в основном классический - века XVI-XVII, старинная добарочная и барочная музыка, большая часть - это сочинения Баха, огромный пласт романтической музыки - это XIX век. Но и в наше время тоже очень много было создано сочинений - и мы их часто пытаемся играть, воспитываем публику уже на современной органной музыке.

- А современная органная музыка насколько близка традиционной?

- Все на основе традиций. Просто в России с органными традициями очень сложно. Вот если взять Европу - там орган коренной инструмент, он там со времен Средневековья и так же распространен, как у нас, к примеру, рояль, который в любой деревне есть, в каждом клубе. Так же у них и орган. По всем германским деревням, например, сотни церквей с органами, в каждом городе очень много инструментов. А для России это инструмент привозной, экзотический, и как таковая органная музыка появилась в России только в ХIХ веке, причем в частных домах - в музыкальных салонах Одоевского, Глинки, а потом уже началось и концертное исполнение. Так что у нас это был изначально светский инструмент, хотя и церковная музыка исполнялась тоже. Но не так, как в Европе, где орган был непременным атрибутом службы. Там, кстати, органные концерты сначала проводились в церквях, обычно по воскресеньям: сначала литургия, а потом - концерт органной музыки, где звучали уже не только духовные, и концертные, светские произведения.

А потом, уже в XIX веке, появилась целая плеяда композиторов, которая воспринимала орган как оркестр, и были даже специально сконструированы органы, которые назывались «оркестрион», - их регистры напоминали звучание струнных инструментов: скрипки, виолончели, альты...

- Прообраз нынешнего синтезатора?

- Да, и музыка сочинялась уже по типу каких-нибудь классических симфоний. А итальянцы еще дальше пошли - там как раз оперный стиль «бельканто» вовсю цвел, так у них было очень много вещей для органа в характере итальянской арии. Причем идея была такая: далеко не всем было по карману сходить в оперный театр, а в церковь ходили все.

- Получается, в Европе орган был и оперой, и филармонией для бедных?

- Да, это опера для бедных, которые ходили в церковь и могли таким образом культурно просвещаться.

Очередь в триста лет

 В России органные концерты «музыкой для бедных» не были никогда. Для нас это - торжественный, парадный концертный инструмент, звучание которого знакомо далеко не каждому. И даже не каждому второму. В Новосибирске, к примеру, органные концерты проходят в Большом зале консерватории примерно раз в месяц. В зале - 450 мест. Если бы каждый житель нашего полуторамиллионного города решил хотя бы просто из любопытства, для общего образования послушать «живое» звучание органа, очередь растянулась бы на триста с лишним лет. Но на самом деле слушать орган ходят в основном одни и те же люди, постоянная аудитория. Глеб, по крайней мере, многих уже узнает в лицо. Да и его, наверное, тоже - консерватория - это учебное заведение, а не концертная организация. Поэтому гастролеры с нашим инструментом общаются редко. И наши органисты играют в основном «на своем поле»

- Глеб, а хотелось бы чаще концертировать, выезжать?

- Конечно. Это знакомство с другими инструментами - ведь все органы уникальны, нет ни одного инструмента, похожего на другой. И если даже за рояль незнакомый сесть трудно, то тут... ужасно, разница огромная! Они и по внешнему виду разные (хотя это не столь важно), и пульт управления, то есть клавиатура, педали, расположение регистров и их звучание... Каждый раз совершенно разные ощущения!

- А сколько органов уже довелось «попробовать»?

- Не очень много. Около десяти, наверное.

- А есть какой-нибудь инструмент, к которому сразу душа легла?

- Есть. Мне очень понравился орган в Челябинске. Просто великолепный инструмент, его совсем недавно построили, наверное, лет десять назад или чуть больше... Просто великолепный! Но наш инструмент тоже очень хороший, он привычный.

Сейчас в России органистов обучают только в пяти городах - Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде и Новосибирске. И Глеб Никулин выступает уже и в амплуа педагога - учит студентов премудростям органного дела. Играть на этом инструменте в Новосибирске сейчас учатся всего 15 человек - кстати, хотя орган традиционно и считается мужским инструментом, играют на нем сейчас в основном девушки. Может быть, потому, что укрощение органа требует упорства и усердия.

- Орган технически, наверное, самый сложный инструмент?

- Да, очень сложный инструмент, и самая большая сложность - как раз в первый год обучения. Нужно найти координацию, поймать ощущение. Потому что когда у тебя задействованы две руки, две ноги и перед носом три строчки (партитура трехстрочная обычно - одна строка для педальной партии и две строчки - для ручной) - это поначалу и зрительно трудно скоординировать, и телесно. Потому что точки опоры нет - и возникает полное ощущение подвешенности. Вот от полугода до года уходит на то, чтобы преодолеть все эти координационные сложности, а потом уже можно учиться всю жизнь. Когда уже есть свобода, когда уже не задумываешься, квадратными глазами не смотришь на то, что там в ногах играть... когда все это уже естественно - уже можно больше думать о музыке, об идее сочинения, а не о технических сложностях. А орган - инструмент очень коварный. Его надо любить, входить с ним в контакт. Если же к нему очень холодно относиться и машинально что-то играть... ну, он мстит просто. Он будет так звучать, что лучше бы и не звучал вовсе. Поэтому, кроме хорошей выучки и профессионального роста, нужно его очень любить и общаться, как с человеком. Как с другом. Только так.

- Это все-таки равноправное партнерство? Он не подавляет? Все-таки инструмент не просто большой, а огромный, он настолько больше человека...

- Вот как раз и нужно найти консенсус, чтобы быть на равных.

- Сверхчеловеком за органом себя не чувствуете?

- Я об этом не думал никогда. Любой исполнитель, вне зависимости от того, на каком инструменте он играет, является проводником между той музыкой, которую он играет, и публикой. И важно донести идею сочинения и качественно исполнить - и кроме этого попытаться что-то вложить свое личное в это сочинение. Когда играешь, об этом не задумываешься. Если ты владеешь материалом, если ты с этим сочинением прожил много лет, если оно уже вошло в плоть и кровь... то ты просто в нем растворяешься. И делаешь как раз то, что надо. Я такие моменты очень люблю - правда, они редко бывают.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: