Новосибирск 0.2 °C

Творчеством командовать нельзя - им надо жить

15.06.2004 00:00:00

В этом году кандидатом на ежегодную премию мэрии Новосибирска в номинации «Дети и город» в области воспитательной деятельности стал коллектив детского Дома культуры имени Пичугина. Премия и Почетный диплом будут торжественно вручены номинантам в День города. А сегодня Элла Александровна Дуркина, директор ДК, рассказывает о его истории, буднях и праздниках.

 - С чего Вы начинали свою работу в Доме культуры?

- Я пришла сюда тридцать три года назад. К тому времени это был уже очень известный коллектив. Здесь работало немало профессионалов. Многому, конечно, пришлось учиться. Сегодня у нас прекрасная хоровая студия, объединяющая около 450 ребят, студия оркестра народных инструментов, студия хореографии, отдел прикладного и изобразительного творчества. В прикладном отделе есть и резьба по дереву, и разные виды рукоделия - шитье, макраме, вязание. Ребята занимаются также живописью, керамикой. В хореографии - современная пластика и классический танец. С нового года у нас будет студия народного танца - это востребовано и интересно.

- Каждый ли ребенок способен раскрыться, или у вас занимаются только способные дети?

- Нет. Мы постоянно ищем пути привлечения к нам ребят «с улицы». Ведь огромной проблемой является даже не просто незанятость детей, а полное отсутствие у них интереса к какому-либо творчеству. Школа - улица или школа - дом. Хочется, чтобы дети были всесторонне развиты, чтобы у них был широкий кругозор. Мы не готовим их в музыкальное училище, хотя они поступают туда и учатся, заканчивают и потом к нам приходят. Семеро выпускников хоровой студии работают у нас педагогами, мы очень рады этому. Но не это главное. Наша основная задача - развитие, воспитание в детях нравственных и патриотических чувств, гражданственности. Вялый, безрадостный ребенок никогда не станет в будущем хорошим специалистом, какую бы профессию он ни получил. Поэтому мы объясняем детям: вы должны быть активными, должны влиять на события, которые происходят вокруг, должны иметь свое мнение. И совсем не обязательно, чтобы это мнение было агрессивным. С прошлого года мы начали работу с двухлетними детьми.

- Но что вы можете предложить таким крохам?

 - Дошкольное развитие - это очень важно. К школе ребенок сможет сориентироваться, что ему больше по душе. Группу дошколят мы называем «Гидами» (группа интеллектуальных детей). Мы начали работу с ними двадцать лет назад и ни разу не пожалели об этом. Но если раньше мы набирали детей в возрасте 4-6 лет, то с прошлого года - двухлеток. Занимаемся с ними хоровым пением, живописью и ритмикой. Это три основополагающих вида творчества, которые способствуют развитию координации, образного мышления. Четырехлетним детям добавляем английский язык и развивающие игры. Когда ребята достигают семи лет, уже понятно, к чему у них есть склонность. Случается, что ребенок способен создавать просто шедевры, а родители даже не догадывались об этом.

- Дети - они такие разные. Как Вам удалось сделать из них коллектив?

- Я категорически против установки, что всех детей нужно принимать такими, какие они есть. Когда ребята вышучивают и высмеивают кого-то - это вредит прежде всего им самим. Я запрещаю это делать. Смех и шутка не должны быть унизительными для того, на кого они обращены. Нравы, которые дети приносят с улицы, мы стараемся очень мягко корректировать.

В какой-то степени мы подменяем семью: не только учим чему-то, но и воспитываем, потому что нередко связь между детьми и родителями разрушена. Некоторые мамы и папы приводят к нам своих детей и уходят с праздников, которые проводят дети. Им это не интересно. Им не интересно, что происходит с их ребенком, развивается он или нет.

Нам удается строить хорошие, почти семейные отношения между педагогами и детьми. Мы не командуем - в творчестве команд давать нельзя. Этим надо жить. Нужно думать одинаково с детьми, одного хотеть.


 - Чем Вы особенно гордитесь?

- У нас люди работают по 20-30 лет - это большая редкость. Педагоги, как правило, очень ранимы, как и вообще творческие личности. К ним нужен особый подход. Когда я стала директором, мне показалось, что прикладники очень вольные люди. То есть, я хотела весь детский Дом культуры построить по типу хоровой студии. Слава Богу, у меня хватило ума не делать этого. Я стала более внимательно относиться к творчеству других и поняла, что каждый художник - самоценен, если он приносит хорошие плоды, если его деятельность эффективна. И необходимо считаться с его особенностями. Надеюсь, мне это удается.

- Как Вы отнеслись к тому, что ваш коллектив представлен на премию мэрии «Дети и город»?

- Я на седьмом небе от счастья и объясню, почему. На самом деле мы заслуживаем этого. Но сейчас оказались в очень трудном положении. Наш Дом культуры 50 лет принадлежал заводу химконцентратов. А тут вдруг предприятие от нас отказалось. По сути, нас просто бросили накануне пятидесятилетнего юбилея... Возникло такое чувство, что дети вообще никому не нужны. А им сейчас труднее всех. Я, честно признаюсь, не верила, что о нас вспомнят в связи с присуждением премии - ведь мы же «чужаки». Я говорила себе: «В городе столько коллективов и Домов культуры, неужели мы победим?» И когда мне сказали, что именно наш коллектив выбрала комиссия, я просто задохнулась от счастья. Нам так сейчас нужна психологическая поддержка!

Я говорю всему Новосибирску: «Огромное спасибо!» А нашим детям желаю терпения и трудолюбия, веры в себя. В остальном мы им поможем.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: