Новосибирск 9.9 °C

О целомудренном поколении и угрюмом мужском эротизме

05.06.2004 00:00:00

На сочинском фестивале «Кинотавр», открывшемся на этой неделе, одним из первых был показан фильм «Красное небо» Валерия Огородникова. Он снят по книге новосибирского писателя Василия Коньякова «Не прячьте скрипки в футлярах».

«Голливудская история»

Книга «Не прячьте скрипки...» (1964 г.)

 Помню, как еще в начале 80-х в город приезжала команда кинематографистов с «Ленфильма». Через писательские организации Сибири и Дальнего Востока они искали материал для экранизации. Тогда-то в поле зрения ленфильмовцев и попала эта повесть. Помню, как беспокоилась мама, говорила, «наверное, надо как-то людей отблагодарить». Но «отблагодаривать» она не умела - купила какой-то детский костюмчик ребенку одной из ленинградок, но отдать так и не решилась, потопталась у порога гостиницы и вернулась...

Потом лет на десять эта «голливудская история», как ее со смехом окрестили в семье, была забыта. Случилась перестройка, перестал существовать и сам «Ленфильм». И только много позже, уже после смерти отца, в маминой квартире раздался звонок из Санкт-Петербурга... Снимать фильм по книге начал Валерий Огородников, режиссер знаменитого «Барака» и начальных серий «Бандитского Петербурга».

Тема повести - жизнь маленького сибирского городка во время войны, где 17-летний Борис Лебедев со дня на день ждет повестки на фронт. Повесть во многом автобиографична. Отец тоже работал на эвакуированном в Сибирь заводе и в свои неполные семнадцать ждал повестки... Потом «отломал» короткую войну с Японией и еще служил очень долго - до 1951-го... Уже позже, когда поступил в Ростовское художественное, он очень переживал за свою «неотесанность» - танцевать мазурок и вальсов в армии его не учили.

«В стенах аудиторий / Был я, наверно, громоздок, неловок и неуклюж./ Обветренными руками /Листал я толстые книги, /Шагал по квадратам паркета /В кирзовых сапогах». И реакция вузовских девчонок «с губами надменными», «прическами «Юность мира» на его «кирзачи» казалась очень обидной. «А вузовские девчонки / Встречали меня насмешливо, / На танцах украдкой прыскали, / Увидев мои сапоги...». Его Борис Лебедев тоже из таких, не умеющих танцевать мазурок, но при этом необычайно цельных, честных и целомудренных, каким было поколение «шестидесятников».

О трех опорах драматургии и новой правде о войне

80-е. Писатели Владимир Сапожников и Василий Коньяков (справа)
 В фильме действие из сибирского городка будет перенесено на Урал, в город Сатку. Именно в Сатке, по признанию Валерия Огородникова, он нашел готовую инфраструктуру для съемок - маленький полукупеческий городок 10-20-х годов ХХ столетия: «Голливуд подобное строит, затрачивая на это огромные средства. А нам достраивать пришлось очень немного».

Первоначально фильм должен был называться «Красное небо, черный снег...». Красный и черный воспринимались режиссером как цвета непрекращающейся войны и цвета трех опор драматургии нашего фильма - похоти, вожделения и искушения. Об опорах драматургии нашего времени с режиссером, конечно, можно было бы поспорить, как и с его новой правдой о войне», которую он имеет желание рассказать.

Судя по уже появившимся в прессе отзывам на фильм, литературная основа достаточно сильно отличается от сценарного варианта. В фильме, например, появится любовный треугольник - «мальчишки-мужчины, сверстники-одноклассники, влюбленные в одну девочку. Женихи-соперники, уходя на фронт, поклялись, кто первый вернется, тот и муж этой всеобщей Любимой. Потому как только там, на фронте, можно доказать, что ты самый-самый... Наводнят фильм и новые действующие лица - например, начальник колонии, торгующий немецкими военнопленными, или девушка Сима - «воровка, купленная за бутылку самогона, - ее украли солдаты проходящего военного эшелона и держали на цепи в вагоне, пользовались ею...». Кроме того рецензенты говорят о некоем «угрюмом эротизме, который принимает опасные для героев формы». Не очень понятно, что имеется в виду, но волосы, признаться, уже шевелятся.

Эвакуированная скрипачка Лида, о которой в повести читаем: «Женщина тоненькая. В телогрейке и без платка. У нее большие глаза и длинная шея. Она молодая и красивая. Было в ней что-то такое, чего не видел Борис в других женщинах. Телогрейка, что ли? Нет. Телогрейка застегнута на груди петелькой, как у всех баб. Кажется, сиротски беспомощная, какая-то голая шея и гладко собранные волосы назад...» в фильме выглядит «зеленовато-бледной русалкой» - и на нее «западает» капитан-эпилептик, потому что она «одно лицо с его утонувшей невестой»... Тот еще триллер! Впрочем, возможно, это субъективный взгляд рецензентов, а на самом деле все окажется не так и страшно...

***

В конкурс «Кинотавра» включен стоминутный прокатный вариант фильма, на самом деле «Красное небо» длится около четырех часов и представляет собой сериал, который предположительно будет показан на одном из российских каналов. В фильме заняты известные актеры - Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный, Галина Бокашевская, Петр Семак и другие.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: