Новосибирск 2.9 °C

9 Мая из детства шестидесятых

08.05.2004 00:00:00

 Я вырос в доме, который был построен немецкими военнопленными. Таких на нашей улице было два. Помню, что в них жило очень много участников войны. Это были шестидесятые годы, и война была не просто «на слуху» - воспоминаниями о ней жили постоянно. Даже спустя двадцать лет еще восстанавливались семьи, на свалках мы находили пробитые каски, а игра «в войну» была главной во всех дворах. А еще было очень много инвалидов, но с каждым годом их становилось все меньше и меньше. 9 Мая, на парад, все надевали ордена - и мы очень гордились своими дедами. В этот день они приходили к нам в детский сад и рассказывали о войне. Мы слушали затаив дыхание. Однажды в садик пришел мой дедушка, он начал рассказывать о своих товарищах и неожиданно заплакал... Мы сидели притихшие и испуганные.

Перед 1 мая у заводской проходной ставили украшенный красным кумачом прицеп - эта была трибуна. Собиралось огромное количество народа, и участники войны с боевыми орденами шли впереди колонны. Это было какое-то особое братство, удивительное единство людей, вместе переживших нечто необычно тяжелое и трагическое.

В День Победы у этой же трибуны проходил митинг. Пионеры стояли в почетном карауле, к памятнику заводчанам, не вернувшимся с войны, возлагались цветы и гирлянды из еловых веток. Нести гирлянду или стоять в карауле была большая честь. Ты оказывался совсем рядом с солдатами, которые стреляли в воздух из карабинов, - это был салют, и иногда они давали подержаться за оружие... Ораторы говорили с трибуны, многие в толпе плакали, а мы стояли гордые и счастливые.

Но самый необычный и поразивший меня случай произошел уже намного позже. Это было в начале 90-х годов, когда мои бабушка и дедушка еще были живы. В День Победы мы сидели за столом, отмечали праздник. И отец с дедом вдруг ударились в воспоминания. Мой дед служил в 65-й армии генерала Батова, а после войны еще какое-то время жил в Германии - он был комендантом города Вальденбурга. К нему туда приехала семья - моя бабушка и отец. И вот они сидели, вспоминали - какой там был замок, где жили, пруд с зеркальными карпами, как они ездили на охоту...

- А помнишь, - спрашивает дед у отца, - как в нас стреляли из леса?

- Конечно! Мне тогда лет десять было. А ты меня прямо на дно грузовика бросил...

- А водителю нашему мочку уха, кажется, отстрелили...

- В борту вот такие дыры были, мы их еще ветками заделали! Это где-то уже году в 47-м было...

И тут я вижу - бабушка плачет: «А мне-то чо вы тогда ничего не сказали? Я тоже помню - приехали с охоты бледные, напуганные. Что-то наврали, что заблудились! А в вас, оказывается, стреляли и убить могли!»

Дед с отцом тогда долго извинялись и ее успокаивали.

Наверное, когда-нибудь эту и другие истории «про войну» мой отец расскажет моему сыну. У него тоже будет своя память и свои представления о той войне и своем прадеде, которого он не застал. И он тоже их расскажет своим детям. Наверное, это происходит у всех, в других семьях. И наверное, это и есть та «народная память» о той войне, которая навсегда была и будет Великой и Отечественной. И я не удивляюсь, когда 9 Мая вижу людей совсем не ветеранского возраста, но которые не могут сдержать своих слез...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: