Новосибирск -0.4 °C

Едут, едут по Берлину наши казаки...

07.05.2004 00:00:00

«Ветеран» - страница для старшего поколения

На снимке, сделанном 28 июля 1945 года в Германии, гвардии сержант кавалерии Борис Кривоносов (слева), ему 24 года. На груди две медали «За отвагу». Остальные пока не дошли до своего владельца.
 Эти слова - не плод поэтического воображения: советская кавалерия участвовала во взятии Берлина. В том числе и те ее подразделения, что входили во 2-й гвардейский Краснознаменный ордена Суворова Померанский кавалерийский корпус и в составе войск 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Жукова в упорнейших боях окружали столицу вермахта с севера. А затем во взаимодействии с войсками 1-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов, преодолев жесточайшее сопротивление врага, завершили Берлинскую операцию.

Перед войной Борис Митрофанович Кривоносов успел окончить курсы наблюдателей-метеорологов и год проработать начальником одной из метеостанций на Телецком озере. В сороковом был призван в ряды Красной Армии, служил в кавалерийском полку, расквартированном на берегу озера Ханка. Зимой 42-го полк отправили на запад. Отличившийся в рейдах по тылам врага в Смоленской области и под Москвой 2-й гвардейский кавалерийский корпус генерала Доватора нуждался в пополнении. В декабре 41-го отважный генерал погиб. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Сибиряки и дальневосточники влились в кубанскую и донскую конницу.

Кавалеристам не возбранялось не стричь волосы, рекомендовалось носить папахи и бурки, и обязательно - шашки. В энциклопедии «Великая Отечественная война 1941-1945» помещен снимок, на котором воины 2-го гвардейского кавалерийского корпуса преследуют врага осенью 43-го. Шашки наголо - и вперед, как чапаевцы!

2-й гвардейский кавалерийский корпус участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Белоруссию и Польшу, форсировал Десну, Сож, Припять, Вислу, Пилицу, Одер, поил своих коней водами Эльбы.

- Конечно, в условиях, когда поле боя насыщено техникой, - говорит Борис Митрофанович, - уязвимость кавалерии стала очевидной. Осенью 43-го количество кавалерийских корпусов было сокращено вдвое, оставшиеся усилили артиллерией и танками. Создавались конно-механизированные соединения. Кавалерия применялась для развития наступления после прорыва техникой обороны противника, действий в тылу врага. Нам не нужны дороги, на коне и по болоту пройдешь, и через лес незаметно проберешься.

За подвиги в боях с врагом сто тысяч кавалеристов были награждены орденами и медалями. В их числе и Борис Митрофанович, награжденный двумя медалями «За отвагу» - солдатскими знаками отличия за личное мужество, медалью «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», орденом Отечественной войны, другими наградами за войну. Позднее будет орден «Знак Почета», медали мирного времени.

А после Берлина была встреча на Эльбе с союзниками, передислокация в район города Штральзунд, потом в Восточную Пруссию и демобилизация. В Штральзунде гвардии старший сержант Кривоносов и сфотографировался с подбежавшим в последнюю минуту незнакомым кавалеристом. Фотографию вместе с письмом отправил в Новосибирск своей маме Антонине Николаевне, о чем свидетельствует надпись на обороте снимка: «Дорогой маме на добрую память от сына Бориса. 28 июля 1945 года». В 46-м приехал сам. Не было предела счастью Антонины Николаевны: все четверо сыновей вернулись с войны живыми, не зря каждый день ходила с молитвой в церковь. Оказалось, что со старшим братом Михаилом (в феврале 2004 года Михаилу Митрофановичу исполнилось 95) в одно время воевали по соседству на Курской дуге, старший - в стрелковой части. Средние братья (Федор 1914 года рождения и Ананий - 1916-го) были на Северном фронте. Теперь победителям предстояло определиться в мирной жизни. Все вернулись к довоенным профессиям.

Я познакомилась с отличником гидрометслужбы СССР Борисом Митрофановичем Кривоносовым в музее гидрометслужбы Западной Сибири. Мой гид - создатель, хранитель и руководитель музея. В тот день посетителей не было и ничто не мешало мне совершать увлекательнейшее путешествие вместе с увлеченным своим делом человеком. А всего с выставленными здесь экспонатами с момента открытия в 1993 году познакомились более пяти тысяч человек. В книге отзывов - восторженные записи. Экспонаты музея оказываются востребованными с самой неожиданной стороны. Вот лишь один пример. Наш великий Федор Михайлович Достоевский в первых числах марта 1857 года четыре дня провел в Барнауле, и вот одному из посетителей музея (скорее всего из пишущей братии) понадобилось уточнить: мог ли писатель в эти дни гулять по городу, какая тогда была погода. Обращение к одному из экспонатов - к Летописям Главной физической обсерватории, которые издавались в Петербурге, начиная с 1847 года, подтвердило, что погода тех дней вполне располагала к прогулкам.

За время работы в музее Борис Митрофанович выпустил одиннадцать книг воспоминаний ветеранов гидрометслужбы о пережитом. Показал сигнальный экземпляр двенадцатой книги.

- Понимаете, смысл музея не в том, чтобы увести человека в минувшее, а в том, чтобы прошлое приблизить к настоящему, - это как итог экскурсии и начало нашего большого разговора о жизни.

Когда окончилась война, за его плечами не было даже среднего образования. Работал и учился. Сначала в профильном техникуме в Москве, потом на географическом факультете Томского государственного университета, а после аспирантуры стал кандидатом географических наук. Тема диссертации «Типы климатов Горного Алтая», который он, инспектируя метеостанции, исходил вдоль и поперек, имела большое научное и практическое значение. Но Борис Митрофанович - не «узкий» специалист. Поражает его эрудиция, знания в области истории, литературы, философии. Его статьи в книгах воспоминаний отличаются хорошей публицистичностью. 65 лет назад связал он свою жизнь с гидрометслужбой. Даже за вычетом армейской службы и войны, все равно получается почти шесть десятилетий. Был техником-метеорологом, начальником отдела сети метеостанций, руководил лабораторией КАТЭКа, был заместителем директора Новосибирской гидрометеообсерватории, начальником отдела аэрологии Гидрометцентра, четыре года председательствовал в объединенном комитете профсоюза. Создание музея явилось естественным продолжением служению гидрометслужбе.

Каждое утро он спешит в свой музей.

- Если ты занят нужным не только тебе одному делом, то должен быть счастливым, - говорит на прощание мой собеседник.

А любимая песня Бориса Митрофановича «Едут, едут по Берлину...»


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: