Новосибирск 8.9 °C

Дымы Отечества

29.04.2004 00:00:00

Воздух в Новосибирске стал чище,
но мы этого не заметили

«Букет» на вдохе

Дымовые «шлейфы» остальных новосибирских ТЭЦ гораздо обширней. Фото Сергея ПЕРМИНА
 Спроси любого из нас о качестве воздуха в городе, и в ответ обязательно услышишь про загазованные магистрали, автомобили, пыхтящие под окнами, дымящие трубы заводов и котельных, серую дымку над городом, несколько раз за год сгущающуюся в смог. О том, что воздух в Новосибирске стал чище, не скажет никто, кроме профессионально занимающихся экологией. У экологической статистики другие исчисления. Уровень загрязнения воздуха она определяет по ИЗА - индексу загрязнения атмосферы, который исчисляется по пяти приоритетным загрязнителям - формальдегиду, бензопирену, двуокиси азота, пыли, иногда фенолу, иногда аммиаку. По данным Западно-Сибирского территориального центра мониторинга загрязнения природной среды, в 2003 году ИЗА в городе составил 11,63. В 2002 -13,03, то есть уровень загрязнения атмосферы стал ниже на 10 процентов. Правда, значительными эти проценты кажутся, пока не коснешься заложенного в ИЗА «букета».

Среднегодовая концентрация формальдегида в городе «крутится» вокруг 1,7 предельно допустимой концентрации (ПДК). Концентрация бензопирена средняя из средних по городу, в 2003 году по сравнению с 2002 годом даже увеличилась и превысила критерий, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения, в 2,9 раза. Как и прежде, город захлестывают «пыльные бури». Практически по всей территории Новосибирска среднемесячная концентрация взвешенных веществ, попросту пыли, превысила санитарную норму в 1,1-3 раза. То, что средний уровень азота, аммиака, фенола находится на уровне ПДК, уже не успокаивает. Большинство предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ определялось несколько десятилетий назад, сегодня же специалисты все больше говорят о беспороговой экологии - эффекте накопления невысоких уровней загрязнителей, которые могут создавать новые соединения. Дышим-то мы всем «букетом», а когда каждый его элемент хотя бы на уровне предельно допустимой концентрации - мало не покажется.

- Успокаиваться тем, что последние годы индекс загрязнения атмосферы снижается, нет никаких оснований, - считает Валентин Селегей, заслуженный метеоролог России, много лет возглавлявший Западно-Сибирский территориальный центр мониторинга загрязнения окружающей среды Запсибгидромета. - Чтобы говорить о тенденции, нужно иметь четкие данные проб по одним и тем же веществам, сделанных в течение нескольких лет и анализировавшихся в одной и той же лаборатории. Таких данных нет. Как нет и глубокого многофакторного анализа состояния атмосферного воздуха в городе, когда бы за основу брались выбросы загрязняющих веществ.

Господь Бог пока за нас

 В 2002 году общие объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города увеличились на 11 тысяч тонн и составили 308,5 тысячи тонн. В 2003 году цифра эта, как сказал руководитель контрольно-инспекционного отдела городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Даниленко, должна еще больше возрасти. Пока точных данных нет: считают.

В этом месте удивленному читателю самое время развести руками. Загрязняющие выбросы в городе растут, а качество воздуха улучшается. С законами физики сей факт никак не соотнести. По Ломоносову, «ничто никуда не исчезает и не создается из ничего». У нас именно исчезает. Как говорят метеорологи, благодаря улучшению условий рассеивания в связи с глобальным потеплением климата. Так что за улучшение воздуха в городе нам надо говорить спасибо не властям, радеющим за экологию и наше с вами здоровье, а главному экологу - Господу Богу. Кстати, по словам тех же метеорологов, при общей тенденции к улучшению, вполне возможно, выдастся год, когда условия рассеивания могут ухудшиться. Что тогда будет с нами и экологическими службами с их любовно выстроенными графиками?

С расчетом выбросов у самих специалистов масса проблем. Как, например, считать выбросы передвижных источников, к которым относится автотранспорт, дающий львиную долю загрязнения - более 70 процентов? До 1997 года выбросы автотранспорта рассчитывались по данным облкомстата - от количества реализованного бензина. Проданный «налево», чтобы уйти от налогов, в эту цифру, естественно, не входил. Считать от общего количества автомобилей тоже проблематично. Всего, по данным ГИБДД, на территории Новосибирска зарегистрировано более 348 тысяч единиц автотранспорта. Из них в 2003 году прошли техосмотр и признаны технически исправными около 145 тысяч. То ли остальные ездили без техосмотра, дымя синими шлейфами, то ли стояли на приколе - неизвестно. Выбросы печных труб частных домов в государственной статистической отчетности не учитываются вовсе, хотя это примерно 13 тыс. тонн загрязняющих веществ в год. Но все же «мелочь», если брать выбросы стационарных источников - муниципальных и заводских котельных, технологические выбросы предприятий, а самое главное - ОАО «Новосибирскэнерго», доля которого в выбросах стационарных источников составляет около 70 процентов.

Если стремительный рост автотранспорта и такой же стремительный рост его выбросов - это наша плата за цивилизацию - сами ездим, сами и дышим выхлопами, то за прогресс и доходы «Новосибирскэнерго», можно сказать, мы платим своим здоровьем.

- С 1995 года производство электроэнергии на предприятиях «Новосибирскэнерго» выросло чуть не вдвое - с 7,7 млрд кВт/час до 12,25 млрд кВт/час в 2003 году, - замечает Валентин Селегей. - Количество электроэнергии, потребляемой Новосибирском, за это время почти не изменилось и составляет меньше половины от производимой электроэнергии. Излишек идет в Сибирскую энергосистему. Дышим же всеми выбросами от ТЭЦ мы, новосибирцы. Не может не вызывать вопроса и то, что рост производства электроэнергии практически не отразился на выбросах ТЭЦ. Они остались примерно на том же уровне, что и в 90-х годах, даже снизились.

- Но есть всевозможные очищающие установки, использование газа, наконец, - пробую я соблюсти объективность.

- Газ используется в незначительном количестве, станции работают на угле, - парирует Селегей. - Природоохранные мероприятия в прежние годы действительно проводились, в «Новосибирскэнерго» работают высокопрофессиональные специалисты. Тем не менее рост производства электроэнергии не может не дать рост выбросов. Чтобы говорить об этом доказательно, анализ выбросов нужно сопоставить с анализом сжигаемого топлива, но этим никто не занимается. Отчетные цифры всех устраивают. Совсем не исключаю, что существует какая-то договоренность, поскольку все это связано с платой за выбросы и сбросы. Свой вопрос о «застывших» выбросах энергетиков я задавал в городском комитете экологии, комитете природных ресурсов и окружающей среды областной администрации, в Главном управлении природных ресурсов, но ответа не получил нигде.

- Рост производства был бы не так страшен, если бы предприятия продолжали проводить природоохранные мероприятия, гарантирующие снижение загрязнения атмосферы, - высказывает свою позицию начальник контрольно-инспекционного отдела городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Андрей Даниленко. - Как это было в прошлые годы и благодаря чему Новосибирску удалось вырваться из двадцатки самых «грязных» городов России. Существенную роль в этом сыграли и природоохранные мероприятия, проводимые «Новосибирскэнерго» начиная с 1992 года. Экологические затраты энергетиков тогда составляли половину от сумм, направляемых на все природоохранные мероприятия в городе. Сейчас установленное в то время оборудование уже вырабатывает свой ресурс, стареют и сами станции. Но в бизнес-планы энергетиков заботы об экологии сегодня не входят. С 2002 года «Новосибирскэнерго» прекратило выполнение мероприятий, включенных в программу по улучшению экологического состояния Новосибирска. Сегодня наибольшие объемы работ в финансовом выражении реализуются на объектах городских систем канализования и благоустройства. Тогда как раньше природоохранные мероприятия были непременной обязанностью каждого предприятия и утверждались одновременно с устанавливаемыми нормами сбросов и выбросов, за которыми на многих производствах осуществлялся свой лабораторный контроль. Теперь эти работы свернуты. Если так пойдет и дальше, мы рискуем вернуться в «грязную двадцатку», из которой с таким трудом выбирались.

Кто виноват?

 Вопрос, кто отвечает за экологическую ситуацию в городе, не так прост.

- Прежде городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов являлся и муниципальным, и государственным органом, организовывал всю работу по нормированию выбросов, выдавал предприятиям разрешения и контролировал их соблюдение, - объясняет Андрей Даниленко. - Это касалось, подчеркну, всех предприятий на территории Новосибирска. - Сегодня мы только муниципальная структура, соответственно, можем контролировать только предприятия, не входящие в сферу федерального контроля. Вопросы нормирования выбросов из ведения муниципалитетов тоже исключены. Утверждать нормативы предельно допустимых выбросов по представлению федерального уполномоченного в области охраны атмосферного воздуха органа должен субъект Федерации. Эти областные полномочия могут быть переданы Новосибирску субъектом Федерации соответствующим законом. Но с такой законодательной инициативой, которая должна осуществляться вместе с необходимыми ресурсами, областные власти не торопятся.

Главное управление природных ресурсов, являясь представителем федерального органа, по существующему порядку, должно контролировать только предприятия, подлежащие федеральному контролю. Отчеты, например, принимаются только у предприятий, чьи ежегодные выбросы больше 50 тысяч тонн. А поскольку разрешения на выбросы выдаются всем, достоверность проектов, на основании которых это делается, остается на совести самих предприятий. Какие предприятия отнести к федеральному, а какие к муниципальному контролю, тоже до сих пор непонятно. Для утверждения такого перечня у Министерства природных ресурсов уже два года не доходят руки.

Сил наверху хватает только на реорганизацию федеральных природоохранных структур. С 1998-го по 2002 год только крупных реорганизаций было 6! Сейчас очередная - с созданием Федеральной службы по экологии и надзору в сфере экологии и природопользования. Чиновникам от экологии работать некогда - усидеть бы в кресле. На уровне муниципалитета тишина, но и только. Кто должен контролировать, к примеру, НЗХК, Новосибирское локомотивное депо или ТЭЦ, дымящие над городом, неизвестно. Как говорят в городском комитете экологии, «наших инспекторов крупные предприятия принимают скорей по привычке: мало ли что в нашей стране может измениться. Мол, пошлешь его подальше, а там примут новый закон, так он тебе это еще и припомнит».

Жертвы этого экологического бедлама - мы с вами. Можно, конечно, ссылаться на неразбериху и бредни «верхов», но и от местных решений тоже многое зависит. А их в последнее время что-то не видать, в том числе и там, где все, казалось бы, в руках городских властей. С тем же автомобильным транспортом, выхлопы которого составляют львиную долю загрязняющих выбросов. Когда автомобилистов в Новосибирске обязали перейти на неэтилированный бензин, город почувствовал это сразу. С тех пор ни магистралей скоростного и непрерывного движения, ни подземных переходов, ни порядка на дорогах, запруженных коммерческим транспортом, у нас не прибыло. Хотя для этого не надо решений Москвы, достаточно и муниципалитета.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: