Новосибирск 0.9 °C

Да, мы не рады, что мы - пираты...

24.04.2004 00:00:00

Подпольное аудио - как это делается

Именно «Сибирский цирюльник» остановил пиратов. Но на время
 За распространение опусов типа «Ну где же вы, мальчишки, мальчишки, мальчишки, короткие штанишки, штанишки, штанишки» надо сажать по статье «убийство художественного вкуса». Пока, впрочем, сажают только за нелицензированное производство подобной продукции. Правда, не всех. Меня вот не посадили - хотя только лично я «испекла» для пиратского аудиорынка Сибири около 40 тысяч кассет группы «Руки вверх», чуть меньше - Алсу, Гурцкой и «Гостей из будущего», а разнообразные «сборники новейших хитов и суперхитов» учету не поддаются - имя им легион. А общее число кассет, к производству которых я приложила руку, перевалило за полмиллиона. Точное число знает, пожалуй, только бухгалтер подпольной студии - ведь зарплату нам платили сдельно...

На студию меня привел знакомый. «Хочешь подработать? График - сутки через трое, работа несложная - бумажки в кассеты вкладывать, нам в бригаду как раз «девочки» не хватает», - сказал Женька.

Пиратское производство базировалось на территории пустующих цехов одного из новосибирских предприятий. Чтобы попасть внутрь, надо было сперва миновать проходную, а потом стучать условным стуком (на «неусловный» - не открывали) в глухую железную дверь. За дверью обнаружились штабеля коробок с кассетами (еще чистыми и уже записанными), некоторое количество магнитофонов, здоровенный грохочущий агрегат под названием «полуавтоматический целлофанатор» и собственно «студия записи» - четыре японских рекордера (на четыре кассеты каждый), подключенных к компьютеру и с бешеной скоростью «выпекающих» готовую продукцию. На запись шестнадцати часовых кассет уходило чуть больше минуты. Умные японцы подсчитали, что производительность аппаратуры - шесть тысяч копий в сутки. На эту цифру и надлежало ориентироваться нашей бригаде.

Бригада состояла из четырех человек - точнее, трех «человек» и одной «девочки». «Люди» работали с техникой. Оператор записи - основная задача состояла в том, чтобы быстро... нет, очень быстро вставлять чистые кассеты в аппараты, нажимать кнопочки «пуск» и «стоп» и быстренько переправлять готовую продукцию на проверку качества записи («прослух»). «Прослухом» занимался второй человек. Ему надо было «быстренько» оценить, что же там записалось - не «плывет» ли запись? В порядке ли частоты? И все это за пару-тройку секунд прослушивания, дольше - некогда.

Дальше кассеты попадали в руки «девочке» (то есть мне), вместе со вкладышем засовывались в коробки и отправлялись к последнему члену бригады - на целлофанку и упаковку. За этот производственный процесс бригада получала одиннадцать копеек с кассеты (мальчики с их «квалифицированным трудом» - по три, девочка - две). Если учесть, что в ту пору оптовая цена чистой кассеты составляла рубля четыре, а розничная цена пиратского аудиоальбома - пятнадцать... В общем, производство, похоже, было рентабельным - для хозяев. И не особо прибыльным для нас, простых матросов пиратского бизнеса, вынужденных крутиться как белки в колесе в буквальном смысле за копейки. Поэтому на «судне» началась текучка кадров, и вскоре вместо двенадцати человек (три бригады по четыре человека) нас осталось шестеро. А тут как раз поп-звезды, как сговорившись, начали печь «хитовые альбомы» длиной в 45-50 минут (время записи - сорок секунд!), и студию завалили работой по самую шею, даже выше. Пришлось работать в «усеченном составе» сутки через сутки, осваивать «смежные специальности» и учиться работать «быстрее, быстрее, еще быстрее». Что, надо заметить, самым благотворным образом сказалось на зарплате, в том числе лично моей - в связи с кадровым кризисом половая дискриминация была отменена, я освоила производственный цикл «от и до» и при работе вдвоем получала уже не две копейки с кассеты, а все пять с половиной. Что ж, это оказалось неплохим стимулом для наращивания объемов производства. Вскоре мы с напарником стали «выжимать» из нашей аппаратуры по семь-восемь тысяч копий в сутки. То есть триста в час. То есть двенадцать секунд работы - и пожалуйста, очередной сборник «Хитов чего-то там».

Конечно, за такое время все операции проделать нереально. ВСЕ мы и не проделывали. Конечно, без записи, вкладышей и упаковки обойтись было нельзя. Пришлось экономить на «контроле качества» - проще говоря, прослушивать по паре десятков кассет из каждой партии и, если явного брака нет, отправлять продукцию с записи сразу на упаковку. Тем более, честно говоря, когда 6-8 часов подряд просидишь в наушниках, прослушивая секундные кусочки одной и той же записи, то уши «замыливаются» настолько, что уже абсолютно все равно - слушал ты эту запись или нет. Неявный брак все равно не услышишь, а откровенно некачественные кассеты мы научились определять «на глазок», по внешнему виду и «поведению» во время записи. К моему большому удивлению, количество кассет, возвращенных покупателями производителю (то есть нам) ни разу не превысило двух десятков (в месяц). За каждый возврат из зарплаты бригады вычитали пять рублей - в результате сумма «штрафа за халтуру» оказывалась настолько смехотворной, что мы откровенно махнули рукой на качество записи и достигли невиданных высот производительности.

Студия расцвела и расширилась. Вскоре начальство арендовало соседний цех и перевезло туда еще одну «точку» - коллеги тоже писали аудиокассеты, но не на ускоренной записи (как мы), а в режиме реального времени - но примерно с той же производительностью. Надо заметить, что интерьер цеха впечатлял куда как более нашего - большую часть площадей занимали стеллажи, уставленные слегка переделанными двухкассетниками «Нота» со снятыми передними панелями (общим числом 250). Все аппараты писали с одного источника на обе деки сразу, мигали лампочками и таинственно жужжали. В общем, впечатляло. А еще впечатляло качество записи - что бы там ни говорили про «отечественного производителя», а бердские «Ноты» писали куда как качественней нашей разъяпонистой аппаратуры - а главное, оказались значительно лучше приспособлены к работе с кассетами низкого качества (естественно, мы писали на дешевые кассеты низкого качества). По крайней мере, когда из кассет в процессе записи начинали вываливаться разные винтики, «Ноты» не перегорали, чего нельзя сказать об изделиях педантичных японцев. Впрочем, я думаю, их разработчики просто не предвидели такого развития сюжета.

Работая в два потока, мы «выдавали» в сутки до 15 тысяч аудиоальбомов. Видимо, дела у «хозяев» шли хорошо - поэтому в один прекрасный день в комнатенке по соседству появилось 80 видеомагнитофонов. И мы стали производить еще и фильмы - тоже, естественно, нелицензионные. Работников «на видео» отрядили своих, проверенных, со стажем работы на аудиозаписи. Туда, кстати, отправился и Женька, в свое время «завербовавший» меня в пираты. Работа (по сравнению с аудио) была спокойной и неспешной - и Евгений периодически мог позволить себе, зарядив «на запись» очередную порцию порнушки или боевиков, выбрать из видеотеки что-нибудь более интересное и посмотреть на свободном мониторе в свое удовольствие. Иногда, прервав на часок гонку «за длинной копейкой», к нему подключалась и я.

Погорели мы на «Сибирском цирюльнике». Только что вышедший хит Михалкова доблестные борцы за авторские права, похоже, отслеживали особо - не прошло и недели с того момента, как «видеоотдел» отгрузил первую партию пиратских копий, как на студию нагрянули люди в... Не знаю, в чем были эти люди, ибо утром, только пройдя через проходную, я наткнулась на моего напарника, который, увидев меня, замахал руками в сторону выхода и в двух словах изложил ситуацию. Придя по следам «Цирюльника» в цех видео, пиратоборцы (к своему огромному удивлению) обнаружили по соседству еще и нашу «японскую» точку и кучу невывезенной аудиопродукции. К счастью, работники в тот момент как раз выходили покурить - поэтому отвечать на вопросы «а что это вы здесь делаете» им не пришлось. Зато, по иронии судьбы, именно им пришлось выступать понятыми при описи имущества студии. К счастью, не всего. Цех, занятый «Нотами», располагался в другом здании - и сотрудники правопорядка до него просто не дошли.

Дальнейшее развитие событий мне не известно. Знаю только, что через несколько недель остатки студии переехали на территорию другого предприятия - с более строгим пропускным режимом, и там продолжили свои пиратские труды. С тем же начальством во главе.

Я же еще два года периодически встречала в киосках аудиозаписи и личных фонотеках новосибирцев, красноярцев, томичей, бийчан кассеты, на вкладышах которых моей собственной рукой был написан номер нашей бригады. Так сказать, визитная карточка. Было даже немного приятно - все-таки этот труд оказался кому-то нужен. Правда, сама я с тех пор нелицензионных кассет не покупала - прекрасно зная «кухню», я очень хорошо понимаю, что, если уж на «лицензию» нет денег, то гораздо проще и дешевле купить чистый носитель нормального качества, разыскать «по знакомым» оригинал записи и «списать» это дело лично, в домашних условиях. Качество записи от этого только выиграет. К тому же - неподсудно!


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: