Новосибирск 3.8 °C

Где пьют, там и бьют

29.01.2004 00:00:00

Весьма распространенное явление на российских просторах

 В двенадцать часов теплой июльской ночи вчетвером они пили во дворе дома водку с пивом. Думается, в ту ночь, как и в предыдущие и последующие, они были совсем не одиноки в таком истинно российском времяпрепровождении. И не только красным летом или там весенним поздним вечерком, но и белой зимой. Разве только в лютые морозы не найдется охотников вкушать удовольствие на вольном городском воздухе, да и то... Но кто-нибудь подсчитывал, какая часть таких сходок заканчивается совсем не так, как они начинаются? Уверенно можно сказать - нет. Фиксируются лишь инциденты с кровопролитием. Как в этом июльском случае.

Молодым мужикам явно не хватило. Двое побежали в ближайший круглосуточный. Далее цитирую пострадавшего: «Мы остались вдвоем. Разговаривали, я стал придираться к Евгению, какая причина - не помню, так как я был уже пьяный. Когда парни вернулись, мы еще выпили и пошли все вместе на остановку. С Женькой снова начали ругаться, из-за чего, не знаю. Я первым его ударил кулаком, мы схватились. И вдруг я почувствовал боль в левом боку. Но ножа я у него не видел. Парни вызвали «Скорую», я отлежал в больнице четыре дня, потом еще лечился. Считаю, что сам затеял ссору и драку - по пьянке. А потому прошу подсудимого строго не наказывать».

Суд учел столь откровенное признание и действительно приговорил этого Евгения к условной мере наказания. А обвинялся он по статье 111 Уголовного кодекса - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека. Нож вошел в брюшную полость. Можно сказать, пострадавшему крупно повезло - уйди лезвие ножа чуть влево или чуть вправо, и некому было бы оправдываться на суде, каяться, заступаться за подсудимого. А уж ему-то тогда, извините, вломили бы по полной - больше десяти лет - это уж точно. И все-таки кто же виноват? Если уж сильно обобщать, то нехорошая российская привычка пить где попало, в антисанитарных условиях, да еще и без закуски. Если по закону, виноват тот, кто ножиком «поигрался». А куда ж тогда раскаявшегося деть? Выходит, сам навлек приключения на свою голову.

Тяжкий вред здоровью, увы, довольно востребованная статья Уголовного кодекса. Потому что где пьют, там и бьют - весьма актуальная ситуация на российских просторах. И при всей вроде бы понятности - самая, кажется, странная уголовная статья. В пьяных дружеских разборках калечат. А случается, и вовсе убивают. Близким погибшего все равно, по какой статье засудят виновного - за убийство или за тяжкий вред здоровью, лишь бы наказали по справедливости. А ведь именно от квалификации преступления зависит срок в «зоне». Часто бывает непросто разобраться, ведь нередко сам потерпевший провоцирует разборку, цепляется, лезет на рожон. Иногда инцидент даже мало заметен для окружающих, для собутыльников, и финал просто повергает всех в шок. В таких происшествиях виновный, как правило, твердит - не хотел я, не собирался, как-то само вышло, случайно. Спонтанные преступления - такого определения хоть и нет в законе, но в жизни, увы, совсем наоборот...

Тяжкие спонтанные преступления с внезапно возникшим умыслом совершаются, как правило, в одиночку. Бывает, и группой, которая вдруг образуется в пьяной компании, когда ссорятся двое, а остальные принимают сторону того или другого. Обычно используется оружие, находящееся в фактическом владении виновного. Охотничье ружье, газовый пистолет, какое-нибудь самодельное стреляющее устройство. А чаще всего то, что оказывается под рукой, начиная с предметов домашнего обихода - кухонных ножей, молотков, отверток, табуреток и т. п. В основном спонтанные преступления - это убийства и причинения тяжкого вреда здоровью на бытовой почве, иногда грабежи и разбои, если, например, наркоману сию минуту необходимо зелье.

Такие преступления обычно не продумываются и не подготавливаются заранее. Умысел у виновных возникает внезапно. Эти происшествия в большинстве случаев не маскируются и совершаются в так называемых условиях очевидности, часто на людях. Виновный потому и не имеет возможности избежать наказания. По некоторым данным, удельный вес таких спонтанных проявлений агрессивности и жестокости составляет до половины, а то и больше в структуре вооруженной преступности.

...Судья спрашивает у тридцатипятилетнего Владимира Александровича Васильева, зачем он пришел в квартиру, где с его бывшей женой живут его двое детей. «Поговорить с дочкой», - слышит в ответ. Это в двенадцатом часу ночи! Этот Васильев в 1995 году уже приговаривался к девяти годам за нанесение тяжких телесных повреждений. Но бесконечно жаловался и добился-таки помилования - срок ему на треть скостили, освободился условно-досрочно. С женой развелся, женился второй раз, взял русскую фамилию второй супруги вместо своей запоминающейся немецкой, может, рассчитывал, что в случае чего по милицейским учетам его сразу не найдут. Значит, понимал скандальную основу своей натуры? Знал свой характер, основанный на, мягко говоря, нехороших привычках. А они, как гласят известные слова, определяют судьбу. Уж у Васильева точно определили. Да еще и обстановка в квартире бывшей жены, увы, не отличалась строгостью. Столь поздний визит, похоже, там вовсе был не редкость. Квартиранты, к которым присоединился Васильев, выпивали до позднего часа. Ночью уже, когда почти все разошлись по комнатам, Васильев вдруг громогласно выразился в адрес одного. Кажется, он его приревновал к своей бывшей благоверной. Но разве это сейчас выяснишь? Да даже если и так, то что это меняет. Тот услышал, вышел из комнаты, подрались. Потом их вроде бы помирили, даже с рукопожатием, и Васильев удалился. Но вскоре вернулся еще более возбужденный. Оскорбленный квартирант попытался спрятаться, но Васильев его настиг, ударил один раз ножом в грудь. И попал прямо в сердце - ранение левого желудочка.

Пострадавший, можно сказать, в рубашке родился, выжил. Васильев пытался объяснить происшедшее сильным душевным волнением, потом говорил о превышении пределов необходимой обороны. Но факты и свидетели подтверждали иное - ту самую статью 111. Почти десять лет придется теперь Васильеву обитаться на «зоне», непогашенная судимость за такое же преступление очень негативно повлияла на этот новый приговор. Как видим, и изменение фамилии не помогло, действительно, судьба.

Если уж подойти буквально, то слово «спонтанный» в переводе с латинского означает «самопроизвольный». То есть спонтанное преступление возникает вроде само собой, без видимых внешних причин, а является как бы следствием внутренних противоречий, не заметных со стороны. Что ж, в таком случае кое-что становится яснее. Но тревожнее - бродят среди нас люди с таким внутренним нагнетанием злобы ли, напряжения, неудовлетворенностью жизнью, что только и ищут повод сорвать это на других. Может, это буквальное, примитивное понимание, но, увы, похоже, близкое к истине. Мгновенный переход от довольства и дружеского расположения к скандалам, поножовщине - как еще можно объяснить спонтанные преступления. Алкоголь снимает все внутренние преграды.

...Женщина потеряла сына. Около пяти вечера к нему зашел приятель, они посидели, пошли на улицу. Часа через три матери сообщили, что сын ее мертв, его зарезали. «Он по характеру добрый и спокойный, первым бы не начал ссору», - говорила женщина в суде.

Ее сын с двумя друзьями зашел в кафе, пили пиво. За соседним столиком сидела группа кавказцев. Мирная воскресная картина. Как пишут в романах, ничто не предвещало трагического исхода. После все свидетели ничего толком не могли сказать, никакого особого шума, скандала вроде и не было. Продавщица фруктов на улице видела потерпевшего с друзьями, они покупали абрикосы. Потом обратила внимание, что две группы парней вроде ссорятся. Русского парня удерживал русский же, а грузина удерживал грузин. Драки не было. «Я отвлеклась на покупателя, - рассказывала женщина, - и услышала крик. Вижу, русский парень лежит на земле. Приехала милиция, ждали «Скорую». Но пострадавший уже не дождался: ранение в брюшную полость, сильнейшее кровотечение.

Что между двумя парнями произошло, осталось, по сути, загадкой. Грузин утверждал, что парень его оскорбил: «Чурки понаехали». Друг погибшего говорил, что слышал, как тот сказал в сторону кавказцев: «Не груби». А когда все вышли на улицу, взаимные резкие реплики закончились ударом ножа. Гражданин Грузии Ираклий Кавтарадзе по первой инстанции приговорен к длительному сроку в колонии строгого режима - за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Раньше за оскорбление, обиду вызывали на дуэль, теперь пыряют ножичком. Да и что считать оскорблением? Ощущение собственной ущербности частенько становится той почвой, где любое слово воспринимается, как смертельная обида... Впрочем, это уже иная материя.

Как уже было сказано выше, житейские ситуации, которые потом превращаются в уголовные дела по статье 111, нередко какие-то нелепые, странные для восприятия нормальным человеком. Приходилось слышать от судей, что и рассматривать их непросто. Большинство таких преступлений совершаются, так сказать, в быту, в обоюдной ссоре, драке, когда в возникшем конфликте зачастую есть вина и самого потерпевшего. В таких обстоятельствах смягчение наказания виновному выглядит, как правило, убедительно. Но ведь и причинение тяжкого вреда здоровью имеет разные градации. Один потерпевший выживает, хотя преступник попал ему в сердце. Другой истекает кровью от удара в живот. Преступления против личности - самые опасные, если считать, что человек - высшая ценность. Но, увы, сами отдельные человеки почему-то плохо это понимают...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: