Новосибирск 1.8 °C

НГТУ: профессии на все вкусы

29.01.2004 00:00:00

На вопросы журналистов «ВН» отвечает
ректор НГТУ Анатолий Востриков

Анатолий Востриков: «В вузах надо менять форму приема зачетов и экзаменов». Фото автора

 Анатолий Сергеевич Востриков, ректор Новосибирского государственного технического университета (более известного в народе как НЭТИ), «по совместительству» является еще и председателем совета ректоров вузов Новосибирска и вице-президентом всероссийского союза ректоров. Поэтому неудивительно, что разговор, который вели с ним журналисты «Вечернего Новосибирска», не ограничился стенами НГТУ и касался в основном вопросов высшего образования вообще и в Новосибирске в частности.

Всего в нашем городе сейчас около 30 вузов. «Около» - потому, что негосударственные учебные заведения могут появляться и исчезать, уходить с территории области, поэтому их число постоянно меняется. Государственных вузов у нас 19, три из них - военные. Остальные вузы - частные.

- Анатолий Сергеевич, насколько разнится уровень подготовки студентов в государственных и частных вузах?

- Конечно же, по качеству образования большинство частных вузов с государственными сравниться не может. Хотя бы потому, что ни в одном частном вузе Новосибирска хорошей лабораторной базы пока просто нет. Поэтому они и открывают, как правило, гуманитарные специальности, где можно обойтись небогатым оборудованием, а профессора пригласить приличного. Имейте в виду, что с появлением частных вузов преподавательский состав в городе не изменился. Одни и те же преподаватели могут работать в НГУ, в НГТУ и подрабатывать еще где-нибудь в частном университете. Так что уровень чтения лекций и проведения семинарских занятий везде, грубо говоря, одинаковый. Но лабораторной базы нет, методической поддержки нет - поэтому образование там априори ниже, чем в государственном вузе. Поэтому бывают случаи, когда студент, проучившись в негосударственном вузе 4 года, переводится к нам в НГТУ лишь на второй курс.

- Большое количество появляющихся частных вузов объясняется тем, что образование считается сейчас доходной областью?

- Это совершенно неправильно. Доходные - это все те области, в которых собственники друг в друга стреляют. Это просто как закон - где высокодоходная отрасль, там начинается стрельба. В России это нефть, связь, алкоголь, средства массовой информации. А в образовании я не помню, чтобы кого-то застрелили по поводу собственности.

- А те студенты, которые учатся в НГТУ на бюджетной основе и по контракту, - их уровень подготовки как-то отличается?

- Да, наверное. Дело в том, что сейчас к нам сложнее поступить, чем в любой другой вуз города. Средний балл аттестата зрелости среди зачисленных на бюджетной основе в НГТУ выше всех в городе и области - 4,7, очень показателен конкурс среди медалистов - 4 человека на одно место! Это, повторяю, только среди медалистов! Соотношение бюджетного и коммерческого набора у нас сейчас 50 на 50 - так же, как и в среднем по вузам Новосибирска. Уровень «платников», конечно, слабее - ведь контракт заключается с теми, кто не прошел по конкурсу на бюджетные места. Думаю, что эта разница в уровне сохраняется и к выпуску.

- А вообще, студенты-«платники» как учатся? Что их может стимулировать? Двойку ведь им не поставишь - ведь этот студент кормит преподавателя?

- В НГТУ это просто исключено - хотя бы потому, что когда преподаватель принимает экзамен, то он не знает - бюджетник перед ним или контрактник. Поэтому, если что - просто ставит двойку, и все. Если преподаватели ставят оценку в зависимости от того, «платник» сдает экзамен или нет, то его надо просто увольнять. На вступительных экзаменах бывали такие случаи, когда экзаменатор пятерочку поставил там, где была «тройка». Увольняли.

- В последнее время резко возросло взяточничество среди преподавательского состава. Появились, например, такие варианты взятки, как пересдача экзамена за деньги. Что можно придумать, чтобы этого избежать?

- Вообще эта гадость, эта зараза в вузах всегда была. Всегда находился один из 100 преподавателей, который гонял-гонял студентов, а потом говорил: «Вы мне соберите немножко... а я вам зачеты «автоматом» поставлю» - это, в общем-то, то же самое. А сейчас в некоторых вузах сочли возможным эту практику чуть ли не узаконить, кое-где это действительно очень развито - оценки и повышают, и снижают для того, чтобы богатый родитель пришел и заплатил. Как это устранить? Увеличивая гласность всех процессов. Например, если экзамен принимает не один человек, а несколько, то уже сложнее договариваться со «своими» преподавателями. Очень хороши и удобны в таких случаях письменные экзамены. В этом смысле процедура ЕГЭ удивительно хороша. Поэтому против нее, как правило, восстают те вузы, в которых взяточничество вовсю процветает.

В вузе надо менять форму приема зачетов и экзаменов. Например, у нас в России практика такая - оценки ставятся на экзаменах, как правило, за знания. За эрудицию. Пришел толковый парень, очень легко рассуждает об электронике, об автоматике... преподаватель и ставит пятерочку. А потом получаем на выходе неполноценного специалиста - он поговорить может обо всем, а решить конкретную задачу - нет. На Западе все экзамены по инженерным специальностям - это расчетные задачи. У студента десяток задач, можно пользоваться справочниками, но нужно рассчитать, решить и сказать, например, что колесо должно быть диаметром 1 метр 20 сантиметров. Наверное, надо переходить к таким же системам приема экзаменов, но для этого нужно пережить целую эпоху. Российское образование в этом смысле очень некачественное - в смысле технологий сдачи и приема экзаменов. Здесь нужно много и много учиться.

- А как вы относитесь к тому, что у нас фактически не осталось институтов - все они переименованы в университеты или академии?

- В советское время мы как-то не задумывались над смыслом слова «институт» - а в переводе с латыни это означает «установление». Говорить про учебное заведение «институт» - неграмотное использование этого слова. И практически нигде в Европе оно в этом смысле не употребляется. Так что все эти переименования - это просто возврат к нормальному русскому языку.

- Кстати, о русском языке. НГТУ - первый технический вуз, в котором был открыт филологический факультет. Что послужило причиной для этого?

- Жизнь показала, что технический мир в России очень косноязычен. А ведь для инженера очень важно уметь донести на хорошем русском языке результат своих исследований, поисков или расчета. Мы почувствовали это, может быть, раньше других - наши студенты порой просто не умеют говорить. Иногда приезжает директор завода (наш выпускник) и связать два слова не может, только матом-полуматом изъясняется, да еще цифрами. Поэтому мы и решили, что нам надо поднимать речевую, гуманитарную культуру. Внутри НГТУ к этому моменту уже сформировалась хорошая, сильная кафедра русского языка для иностранцев, возглавляла ее профессор Крибник Елена Константиновна. Она, кстати, через два года была приглашена в Мюнхен на пожизненную должность профессора на языковую кафедру в мюнхенский университет. К тому времени у нас на кафедре, кроме одного доктора, было 14 кандидатов филологических наук. И мы открыли факультет филологии. Первыми из технических вузов России. Пришлось долго убеждать министерство. И в первый же год у нас был самый высокий конкурс среди филфаков города. А сейчас у нас гуманитарный факультет прочно стоит на ногах.

- А вы не боитесь, что он постепенно поглотит технические факультеты?

- Чем отличаются технари от гуманитариев? Тем, что они создают все то, чем люди пользуются в повседневной жизни, - стол, стул, здание, где живут и чувствуют себя комфортно. Весь технический мир окружает гуманитария и держит его в своих цепких руках. С высоты всех этих позиций гуманитарий рассуждает о проблемах вечности, о ценности филологии, о здоровье. Он обогащает людей в культурном отношении. Положительным является и то, что девочек у нас после открытия гумфака стало больше. Сейчас их 45-50 процентов от общего числа студентов. Это тоже положительно влияет, кстати, на университетскую среду, когда девчонок много, - хамства мужского меньше и вообще...

- Среди выпускников НЭТИ - НГТУ огромное количество политиков разного уровня. С чем это связано? Это атмосфера такая?

- Конечно, атмосфера. Я должен сказать, что в советские времена НЭТИ отличался огромной активностью в общественной жизни. Таков был стиль работы ректората и второго нашего ректора, Лыщинского. Он сам из общественников. И он весь свой общественный потенциал вкладывал в работу и поддерживал людей, стремящихся к активности в общественной жизни. Поэтому в те времена у нас было много политических встреч, танцевальных встреч, активно делали стенгазеты... Вот и выросло много общественно активных людей, в том числе и депутаты Госдумы.

Сейчас обстановка у нас совсем другая. За последние 15 лет (пока я ректор) мы резко сбросили общественную активность, но требуем от ребят высокого академического уровня.

Но и в советские времена, и сейчас мы очень хорошо поддерживаем связь с нашими старыми выпускниками. Недавно образовали ассоциацию выпускников - нам удалось подобрать подходящего директора, и он очень активно взялся, хорошо поставил дело. Конечно, если среди «наших» появляется депутат, то мы с ним работаем, они нам часто помогают. Вот Александр Фомин, в частности, - он нам пробил через Госдуму 5 миллионов рублей на строительство Дворца спорта. Правда, на него нужно 100 миллионов, но и 5 миллионов - тоже деньги.

- Скажите, пожалуйста, а средний уровень нынешних абитуриентов как-то изменился по сравнению с советским периодом?

- Среди абитуриентов произошло серьезное расслоение. И те, которые не очень хорошо учились, учатся еще хуже, а которые хорошо - еще лучше. Например, сейчас среди абитуриентов значительно проще найти молодых людей с великолепным знанием иностранного языка. Иногда нашим преподавателям (не только нашим, во всех вузах) сложно приходится со студентами-первокурсниками, которые свободно лопочут на английском. Потому что парень, допустим, год учился в Америке, а наши преподаватели английского языка никогда в жизни за границей не были. Языковая подготовка стала намного лучше. А вот в отношении естественных наук - физики, химии - абитуриенты стали значительно слабее. В прошлом году в некоторых регионах половина выпускников получила на ЕГЭ по физике двойки. Наша область в этом отношении не очень хорошо выглядела, тут она не из передовых.

- Анатолий Сергеевич, мы поговорили о ваших профессиональных обязанностях, но хотелось бы еще узнать, как вы проводите свободное время, что читаете?

- Читаю я или в дороге, или вечером перед сном - как правило, специальную литературу по теории автоматического регулирования. Это моя специальность, я продолжаю ею заниматься, недавно даже учебник выпустил. А в дороге я обычно читаю что-то легкое, как правило, детективы - что подвернется (в поезде после кого-то на полке книжка осталась, или я сам на вокзале куплю). Я читаю очень быстро и за несколько часов прочитываю любой детектив. Но тем не менее все-таки западная детективная классика - конечно, качественная, хотя не всегда бывает хороший перевод.

Я вообще огромный любитель двух вещей - я автотурист и охотник. Поэтому лучший отдых - это сел за руль, взял ружье - и уехал. В Новосибирской области можно охотиться практически везде - отъехал на 100 километров, и если это лесостепь, то, как правило, там косуль много. А если глухая тайга - то там лось, медведь... кабан может появляться иногда. А вот заяц - он везде, это очень популярная личность.

- Разделываете добычу сами или жене отдаете?

- Привожу мясо разделанное - чтобы только в холодильник сунуть и готовить. Разделывать мясо жена у меня, по-моему, даже не умеет. А вкуснее дикого мяса ничего нет. Самое вкусное - это губы и язык лося, а на втором месте, наверное, телик из марала - берется кость и кладется в костер, костный жир внутри кипятится, а потом кость разбиваешь и ешь с солью и хлебом - вот это второй по вкусности охотничий деликатес. А из мяса для готовки, наверное, самое вкусное - это косуля. А утки - это самый популярный объект охоты, и учиться стрелять надо, конечно, на утку. Но - кусочек мяса-то небольшой...

Я не профессиональный охотник, конечно, просто любитель. Ездим на охоту своей компанией, там разные люди - и ректоры, и директора...

А недавно, в августе, я и три моих проректора (я их уговорил) проехали за 12 дней на внедорожнике по маршруту Новосибирск - Кемерово - Байкал - Улан-Удэ - Улан-Батор и оттуда уже по бездорожью до Ташанты, а потом через Горноалтайск обратно в Новосибирск. Всего получилось 6000 километров. В среднем 500 км в день - это немного, но ведь по бездорожью. Туда мы ехали 3 дня, а обратно - 9. Монголия - необычная страна. Там пространство и больше ничего нет. Едешь сутками - и ни поселений, ни городов, только иногда стада верблюдов.

- Спасибо за беседу!


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: