Новосибирск 1.8 °C

Каждому ребенку - по мешку конфет, каждому мужику - по бутылке водки, каждой женщине - по «Кристиану Диору». И смотри, Дедушка Мороз, не перепутай!

06.01.2004 00:00:00

Самый долгий «рабочий» период Дедов Морозов - в России. Мы начинаем отмечать самый любимый праздник большинства россиян 25 декабря - на этот день приходится католическое Рождество, а заканчиваем 13 января, когда наступает Новый год по старому стилю. К тому же страна у нас большая - чтобы добраться из Великого Устюга до Сибири, не один день нужен. А уж до Камчатки с Чукоткой... Так что и сегодня у Дедов Морозов еще много дел.

Олег Рожков «работал» Дедом Морозом во всех детских садах, на всех утренниках. Фото из личного архива Олега Рожкова
 Директор парка культуры и отдыха «Сосновый бор» Олег Рожков работает Дедом Морозом около 20 лет. Причем в красной шубе с кушаком он под Новый год является не только к детям, но и ко взрослым.

Дедморозовская карьера Олега Ивановича началась, когда он был 20-летним парнем, работал на ПО «Север» слесарем, а в свободное от работы время играл в самодеятельном театре при ДК им. Горького.

- Мы там оперетты ставили: «Вольный ветер», «Белая акация». У меня голос был - бас. Почти все басовые партии приходилось петь мне, так как у других артистов-любителей были тенора и баритоны, - вспоминает Олег Иванович. - И вот как-то перед Новым годом руководитель нашего театра Виктор Иванович Шпехт говорит: «А не побыть ли тебе Дедом Морозом? Типаж подходящий и голос у тебя - что надо». «А почему бы и не побыть», - отвечаю я.

После этого Олег Рожков «работал» Дедом Морозом во всех детских садах Калининского района, играл на всех утренниках в ДК им. Горького и других домах культуры.

Тогда в большой моде была сказка про бременских музыкантов и сценарии новогодних утренников несколько лет подряд писались по мотивам этой сказки.

- Дети ужасно невзлюбили Осла, так как по его вине с другими героями происходили разные неприятные вещи. Я всегда сочувствовал тому актеру, которому выпадало играть эту роль. Ему улюлюкали, свистели, выкрикивали всякие обидные слова.

Самые пышные утренники, рассказывает Олег Иванович, были в 80-е годы. На претворение в жизнь лозунга «Все лучшее детям» средств не жалели. Тогдашний директор ДК им. Горького Софья Чепрасова заказывала костюмы для героев новогодних представлений в оперном театре. Костюм Деда Мороза был просто шикарен - красная плюшевая шуба, серебристая шапка, замшевые сапоги с задранными носами. Под детскую елку отдавали огромный зал, где в другое, неновогоднее время проводились официальные мероприятия высокого уровня. В детских подарках - страшно дефицитные в те годы мандарины и шоколадные зайцы, конфеты «Мишка на Севере», «Красная Шапочка», «А ну ка, отними!» Купить все это в магазинах во времена тотального дефицита и талонной системы было практически невозможно. Может быть, поэтому дети ждали подарков, как чуда.

С этими годами у Олега Ивановича связано смешное воспоминание:

- Меня попросили поздравить детей нескольких сотрудников НЗХК у них дома. А в одной семье надо было вручить подарок не только ребенку, но и маме с папой - они их заранее приготовили друг для друга. Я перепутал мешки. Маленький мальчик, как подобает детям, тут же разворачивает упаковку и видит мужские трусы, бутылку водки и кусок колбасы. Папа хохочет, у мамы вытягивается лицо, а в глазах мальчика явственно читается: «Дед Мороз сошел с ума». Что делать? Нельзя ведь у ребенка из рук вырывать, говорить, мол, это не твое! Мама пытается отвлечь его внимание, я за спиной незаметно меняю мешки.

Если кто-то представляет работу Деда Мороза веселым развлечением: мол, нарядился в красную шубу - и ходи себе подарки вручай, наливают - выпивай, то он глубоко ошибается.

- Мне всегда стыдно было халтурить, особенно перед детьми. Поэтому я всегда тщательно гримировался, всегда тщательно выучивал сценарий и никогда не выпивал на работе. За исключением одного раза, о котором расскажу позже. Елки шли каждый день, да не по одной в день, на протяжении двух недель. К вечеру каждого дня у меня от грима горело лицо. Приходилось ведь не только пудриться и румяниться. Бороду и усы я приклеивал на клей, да еще закреплял при помощи специальных лямок на голове, потому что каждый сорванец норовил подергать Деда Мороза за бороду - проверить, настоящий или нет. Оконфузиться в такой ситуации никак было нельзя. Кроме того, я обязательно менял голос. Ну какой, скажите на милость, это Дед Мороз, если он разговаривает заунывным будничным голосом? Я всегда говорил басом, да эдак раскатисто. Мои две дочери тоже были тогда в детсадовском возрасте и присутствовали на моих представлениях. О том, что это был я, они узнали, когда учились в восьмом классе, случайно обнаружив в моем шкафу тот самый дедморозовский костюм.

- Главное в общении Деда Мороза с детьми, продолжает Олег Иванович, - не позволить им сломать сценарий. Ребята лет до десяти ни минуты не сомневаются в том, что все, что происходит, происходит по-настоящему, поэтому всеми силами стараются помочь положительным героям и всеми фибрами души ненавидят отрицательных. Был случай: в одном детском саду на роль Бабы-яги назначили нянечку - молодую девушку лет двадцати. Дети подкараулили ее в коридоре, сбили с ног, начали щипать, она насилу вырвалась.

- Мы обязательно репетировали в костюмах и гриме каждое выступление. Во-первых, для того, чтобы узнавать друг друга. Во-вторых, чтобы не допустить ни малейших промедлений и заминок, во время которых и просходят такие казусы, как нападение детей на Бабу-ягу.

Работать со взрослыми, признается Олег Рожков, намного тяжелее, чем с детьми. Им для того, чтобы расшевелиться, нужен «допинг». Поэтому реагировать на шутки-прибаутки, участвовать в конкурсах они начинают только ближе ко второй половине банкета. На одной из взрослых корпоративных вечеринок с Олегом Ивановичем и произошел тот самый случай.

- Атаковали нетрезвые женщины, давай приставать: «Дедушка, выпей с нами». Мужчинам-то я отказывал. Но нельзя же отказывать дамам! Ну вот и напоздравлялся. Кое-как добрался до гримерки, переоделся в обычный костюм, снял грим, выхожу в банкетный зал. Тут ко мне оборачивается один из сотрудников и удивленно восклицает: «Олег! А ты когда это уже успел?! Ты ведь только что пришел?»

За что сам Олег Рожков любит Новый год - в этом празднике никогда не было никакой идеологии, не приходилось подстраиваться под мировоззрение того или иного руководителя, называть черное белым, а потом белое черным, менять кумиров в связи с изменением политической моды. Баба-яга, Леший, Бармалей всегда были отрицательными героями, Дед Мороз и Снегурочка - положительными. Дети всегда декламировали стихи про елочку и водили хоровод. А лучшим подарком на Новый год всегда был мешок конфет...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: