Новосибирск 3.5 °C

Су-34 привез в Новосибирск десятки миллионов долларов

23.12.2003 00:00:00

 В минувшую субботу, 20 декабря, на аэродроме НАПО им. Чкалова состоялся первый полет серийного экземпляра новейшего многоцелевого супербомбардировщика Су-34 - «страшилки» для Североатлантического альянса.

Легендарный супербомбардировщик в окружении заводчан. Фото Сергея ПЕРМИНА

 20 декабря ближе к обеду у здания летно-испытательного цеха, неподалеку от взлетной полосы, собрались несколько сот заводчан. В городе термометры показывали всего -4, но аэродром - не город, тут ветер, метель и поземка. Однако люди терпеливо ждали главного события... нет, ни дня, ни года даже, а более чем десяти последних лет: это был первый испытательный полет серийного экземпляра супербомбардировщика, истребителя и штурмовика в одном «лице» - Су-34.

Еще десять лет назад, 18 декабря 1993 года, состоялся первый полет этого самолета, точнее - его опытного образца. Тогда за штурвалом находились летчики-испытатели авиационного конструкторского бюро Сухого, а сопровождал тот самолет фронтовой бомбардировщик Су-24, управляемый новосибирским экипажем в составе Евгения Рудакаса и Александра Гайваронского.

Через два с половиной месяца, 3 марта 1994 года, летчики-испытатели Ревунов и Соловьев выполнили на первом самолете Су-34 беспосадочный перелет из Новосибирска в Москву на аэродром летно-испытательного института имени Громова для прохождения дальнейших испытаний. Тем временем в цехах завода собирались следующие самолеты, предназначенные для государственных испытаний, и в конце 1994 года была завершена сборка второго летного экземпляра с шифром 10в4.

С первым полетом на серийном Су-34 экипаж поздравляет губернатор. Фото Сергея ПЕРМИНА
 Последующие десять лет были непростыми для разработчиков и заводчан. На испытательных базах в Москве и Ахтубинске пробовались шесть экземпляров новой модели, включая один - для прочностных испытаний. По их результатам было решено существенно модернизировать бортовое радиоэлектронное оборудование, что и воплотилось в седьмом летном экземпляре Су-34, чем и объясняется длительная задержка с назначением даты первого полета.

20 декабря 2003 года. «Главные именинники» - заслуженный летчик-испытатель РФ Евгений Рудакас и заслуженный штурман-испытатель РФ Александр Гайваронский.

В 15.10 серебристо-зеленый планер под восторженный гул собравшихся рабочих вырулил на взлетную полосу и через несколько секунд, оставив после форсажа облачко авиационного керосина, исчез в затянутом тучами небе. Еще до полета было известно, что он продлится 30-40 минут, но гораздо раньше «сушка» показалась на горизонте, встречаемая уже не гулом, а ревом наблюдающих, сделала две «бочки» и, заложив крутой вираж, ушла опять в небо.

- Хулиганит, - прокомментировал «бочку» присутствовавший на заводском аэродроме главнокомандующий ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов. - Никакой «бочки» в программе полета нет.

Фото Сергея ПЕРМИНА
 Правда, по голосу улыбающегося главкома можно было понять, что осуждения «лихачества» заслуженного экипажа нет и в помине. Тем более что для самолета, который может выполнять не только все фигуры высшего, но и сложного пилотажа, и выполнять полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, «бочка» - что двойной тулуп для Алексея Ягудина.

Минут через пять самолет вновь проревел над полосой, ушел в небо, а еще примерно через столько же времени появился на горизонте с зажженными огнями - пошел на посадку.

Торжество собравшихся на аэродроме было настолько велико, что, презрев всю субординацию, сминая заградительные ленты и обгоняя шедших навстречу приближающемуся самолету официальных лиц - главкома Владимира Михайлова, губернатора Виктора Толоконского и собственного директора Александра Бобрышева, - они ринулись к супербомбардировщику. Экипаж начали приветствовать еще до появления его на земле - Евгений Рудакас и Александр Гайваронский через стекло глядели на веселящихся людей и тоже улыбались.

Спустя пару минут, не умея скрыть улыбку, Евгений Рудакас докладывал Владимиру Михайлову:

- Товарищ главком! Разрешите доложить: полет выполнен. Самолет к дальнейшим испытаниям готов!

 Потом последовали объятия, приветствия и поздравления, вручение экипажу и директору НАПО главкомом сувениров на память о столь знаме-

нательном событии, крики «ура».

Чуть позже на пресс-конференции генеральный директор НАПО им. Чкалова Александр Бобрышев долго перечислял все службы, предприятия, институты, которые по праву могут считать себя причастными к состоявшемуся событию. Главком Владимир Михайлов отметил, что аналогов этому самолету нет в мире, и, в частности, намекнул, что представляемые на Всемирном аэрокосмическом салоне МАКС образцы каких бы то ни было летательных аппаратов, как говорится, рядом не летали: благодаря разработкам российских специалистов аэродинамики Су-34 может «выделывать» в небе то, что не может более никто. А главный конструктор КБ Сухого Ролан Мартиросов дополнил, что и бортовое радиоэлектронное оборудование, и цифровая навигационная система тоже аналогов в мире не имеет.

- За две недели до выборов я в этом зале говорил вам, что ваша зарплата станет выше, что область будет жить лучше, а вы мне не верили: я это чувствовал по настроению, - легко укорил губернатор зал, и зал ответил ему громкими аплодисментами и одобрительным смехом. Так смеются только люди, которые преодолели трудные времена, своего рода болезнь, и начинают чувствовать теперь, что начинается жизнь лучшая, интересная - другая, одним словом.

Знаковым событием назвал субботний полет Су-34 Виктор Толоконский. Причем не только в судьбе НАПО им. Чкалова, но и в жизни города и области. Размещение на «чкаловском» Госзаказа на серийное производство самолета означает создание на объединении около пятисот дополнительных рабочих мест, и весь семитысячный коллектив завода будет обеспечен работой как минимум на ближайшие пять лет; областной бюджет за счет этого существенно пополнится (некоторые СМИ даже называют сумму в несколько десятков миллионов долларов).


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: