Константин Райкин в спектакле «Синьор Тодеро Хозяин» |
Рождественского фестиваля ждут два года, потом с пристрастием читают фестивальную афишу, ревниво говорят: «А вот на прошлом Рождественском...» и начинают перечислять, что было на прошлом и чего нет сейчас - Владимир Фокин, «Мастерская Петра Фоменко», Ирина Архипова, хор Свешникова, оркестр Лундстрема...
В результате оказывается, что и «сейчас» имен, от которых захватывает дух, представлено не меньше, и посмотреть и послушать хочется буквально все. Так было и с пятым Рождественским, который открылся на этой неделе и продлится до 20 декабря. До этой даты все, что будет происходить на главных театральных, музыкальных и выставочных площадках города, будет проходить под знаком этого форума искусств, крупнейшего за Уралом, одного из лучших в России.
Среди участников театральной программы пятого Рождественского фестиваля искусств - Московский театр сатиры, театр «Сатирикон», Малый драматический театр под руководством Льва Додина, мастерская Театра на Литейном, Береговой Венгерский национальный театр имени Дюла Йееш... Всего 10 интереснейших коллективов России и зарубежья, каждый из которых в специальном представлении не нуждается.
Если говорить о созвездии актерских имен, то Константина Райкина зритель увидит в заглавной роли спектакля «Синьор Тодеро Хозяин» по пьесе Гольдони (режиссер - Роберт Стуруа). Актер признается, что давно мечтал о подобной ярко отрицательной возрастной роли, и осуществить мечту ему удалось благодаря случайной встрече с Робертом Стуруа в Венеции. Там и возникла вдохновившая обоих идея создания спектакля на фоне сказочных венецианских декораций. Спектакль получился, вопреки бытующему мнению, что русские не умеют играть ни комедию дель-арте, ни Гоцци, ни Гольдони.
Более всего звезд собрано в спектакле «Вишневый сад», совместном проекте Международного фонда Станиславского и театра «Мено Фортас» (Литва) - Алексей Петренко, Людмила Максакова, Евгений Миронов, Ирина Апексимова... Режиссер спектакля Эймунтас Някрошюс - тоже звезда первой величны и признанный мастер прочтения чеховских пьес. Он начинал с «Иванова» в Каунасе, затем поставил эту пьесу в Италии. Потом была «Чайка» со студентами Ecole des Maitres Франко Квадри, далее «Дядя Ваня», «Три сестры» и, наконец «Вишневый сад» как точка в завершение чеховской эпопеи Някрошюса.
Театр Сатиры представлен на фестивале спектаклем «Слишком женатый таксист» по пьесе классика фарса Рэя Куни в переводе и редакции Михаила Мишина. Осуществил постановку Александр Ширвиндт, который, как известно, знает толк в том, что такое юмор на сцене.
Самый «титулованный» из фестивальных спектаклей - «Московский хор» Петербургского Малого драматического театра - две «Золотых маски» (в том числе за лучший драматический спектакль большой формы), «Золотой софит» и Государственная премия России. Малый драматический, кстати, - один из трех театров мира, кто имеет статус театра Европы (два других - это парижский Одеон и миланский Пикколо). Спектакль поставлен Игорем Коняевым - учеником Льва Додина.
Сибирский регион, если говорить о приглашенных коллективах, представлен Минусинским театром драмы, старейшим в Сибири, в прошлом году отметившим свое 120-летие. У спектакля «Наваждение Катерины» мы насчитали 14 премий в разных номинациях, которые получены им только на сибирских фестивалях.
Это лишь немногое из того, что увидит наш зритель...
Впервые за 10 лет существования Рождественского форума не останется в стороне от «праздника жизни» и область, где в фестивальные дни пройдут выступления лучших творческих коллективов города.
Помимо театральной программы фестиваль предполагает выставочную (в НКГ открыта выставка работ Врубеля) и большую музыкальную. Музыкальная программа откроется в субботу, и о ней мы расскажем отдельно.