Новосибирск 7.7 °C

Пришла ли к ребенку школьная зрелость?

28.11.2003 00:00:00

Что должны знать родители будущих первоклассников

Педагог-психолог поможет определить, готов ли ребенок к обучению в школе

 Все родители хотят видеть своих малышей в будущем здоровыми, умными и получившими хорошее образование. Все чаще мы слышим слова: «Без образования никуда». От этого зависит вся дальнейшая жизнь - работа, карьера и даже семья. Поэтому, когда малышу исполнится шесть или даже раньше, родители судорожно начинают искать престижные школы с суперсложными программами и учителей-репетиторов, которые сумели бы подготовить их драгоценное чадо к поступлению в эти учебные заведения.

И вот радостное событие произошло: ребенок начал ходить в первый класс. Мы с замиранием сердца ждем долгожданных пятерок - ведь, конечно же, наш малыш самый талантливый, самый умный. Им должны восхищаться, его должны хвалить, ведь столько мы вложили в него сил, любви, терпения. И вот... Стоп! В какой-то момент происходит что-то непонятное: ребенок отказывается ходить в школу или ходит туда с неохотой, не учит уроки, получает плохие оценки. Начинается бесконечная, порой в течение всего школьного обучения, борьба родителей и учителей с ребенком, не желающим учиться. Что же происходит?

Об этом размышляет педагог-психолог первой квалификационной категории средней школы N 70 с углубленным изучением французского языка Наталья Николаевна Ткаченко.

- На самом деле причин может быть очень много, ведь каждый ребенок уникален. Однако есть нечто общее во всех этих случаях: это несоответствие между готовностью ребенка к началу обучения и требованиями учебной программы. Родители, желая дать своему малышу «лучшее», престижное образование, не всегда задумываются о том, что ребенок должен быть в состоянии усвоить эти знания, то есть быть подготовленным к процессу обучения. Такую готовность ребенка к обучению в школе психологи называют школьной зрелостью. Она подразумевает под собой определенный уровень развития у первоклассника мышления и речи, то есть интеллектуальную зрелость, зрелость эмоционально-волевой сферы, желание учиться и умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

Практика показывает, что дети с недостаточным уровнем школьной зрелости чаще других испытывают различные трудности при обучении. И эти трудности могут превратиться для малыша в непреодолимые препятствия, если родители приведут его в класс с программой обучения повышенной сложности.

- Как ведет себя ребенок, если он попал в такую ситуацию?

- Необходимо помнить, что каждый ребенок в начале обучения обязательно должен быть успешным. А это возможно только при условии, когда уровень сложности и направленность программы соответствуют возможностям и склонностям самого ребенка. Последствиями ошибочного выбора могут стать отклонения в личностном развитии ребенка. Дети, не справляющиеся с учебной нагрузкой, испытывают хронический стресс. Постепенно появляется страх, уходит вера в себя и свои силы, снижается самооценка, развивается комплекс неудачника, пропадает желание учиться. Многие дети начинают болеть, обостряются старые и приобретаются новые болезни. Таким образом ребенок защищается от непосильной нагрузки.

- Сегодня каждый лицей, гимназия или школа имеют свои учебные планы. Где родителям взять информацию о степени сложности учебной программы? Как определить уровень развития малыша, чтобы в будущем он успешно учился? К кому обратиться за помощью?

- В настоящее время в каждой школе есть педагог-психолог, который может предоставить родителям подобную информацию. Именно к нему вы можете прийти со всеми волнующими вас вопросами, связанными с началом обучения ребенка. Самое щадящее и доступное по содержанию обучение детей - в общеобразовательных школах с традиционной программой. Но если программа сложная - например, когда дети с первого класса изучают два иностранных языка и ряд дополнительных предметов, - то для успешного обучения, помимо хорошей школьной готовности, необходимо крепкое физическое здоровье. Но действительность такова, что состояние здоровья наших детей является одним из основных факторов риска и не способствует их успешному обучению.

Так, анализ медицинских карт первоклассников 2002-2003 учебного года показал, что детей с нарушениями в нервно-психической сфере 55 процентов, а нарушения осанки наблюдались у 65 процентов учащихся первых классов. Такие дети требуют особого подхода со стороны школы и родителей, обязательного соблюдения всех требований по учебной нагрузке и режиму. Поэтому, чтобы сохранить здоровье детей и дать возможность родителям будущих первоклассников сделать осознанный и ответственный выбор, предусмотрены консультации педагога-психолога до поступления ребенка в школу. Такая консультация обязательна для родителей, которые решили обучать своих детей по программам повышенной сложности.

 - Как проходят такие консультации? Что должен уметь делать малыш?

- После общего знакомства и короткой беседы психолог предлагает ребенку выполнить несколько заданий. В зависимости от своих индивидуальных особенностей дети справляются с ними за 30-40 минут, то есть за время одного урока. Эти задания не связаны с проверкой у ребенка педагогических навыков, то есть с тем, как он умеет читать или считать. С помощью надежных диагностических методик определяется актуальный уровень развития ребенка. Оценивается сформированность так называемых базовых психических процессов: мышления, памяти, внимания и их произвольности. Большое внимание уделяется выявлению у ребенка лингвистических задатков (в том случае, если родители планируют обучать его по программам с углубленным изучением иностранных языков).

Пока ребенок выполняет здание, взрослые, которые с ним пришли, имеют возможность смотреть и анализировать. После выполнения заданий психолог объясняет родителям, что определялось с помощью того или иного теста, какому уровню развития психических процессов соответствует результат малыша. Нужно рассказать, на что обратить внимание при дальнейшей подготовке ребенка к школе, порекомендовать развивающие игры и упражнения, методическую литературу для домашних занятий.

- Но выбор все равно делают родители?

- Окончательный выбор в пользу той или иной школы или программы, конечно, делают родители. И пусть этот выбор будет определен не соображениями престижа и нашего родительского тщеславия, а интересами ребенка.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: