Новосибирск 12.1 °C

Золотой век «КАОЛВИ»: древние традиции в современном дизайне

27.11.2003 00:00:00

Ерофеев - подходящая фамилия для начинателя винокуренного дела

 Из случайно услышанного диалога молодых людей в маршрутном такси:

- Нет, я беру только «КАОЛВИ». У меня почему-то особое доверие к молодым фирмам: они точно знают «правила игры» на рынке и не будут выпускать всякую дрянь.

- Это - да... Надо ж, организовал парень акционерное общество, и не где-нибудь в центре, в Новосибирске, а в Куйбышеве, и смотри-ка - в гору пошел!..

 Из всего сказанного молодыми людьми верны лишь два момента: ОАО «КАОЛВИ», действительно, процветающее предприятие, а продукция акционерного общества не раз отмечалась на различных конкурсах, выставках и ярмарках наградами за качество. А все остальное... как бы это сказать?.. заблуждение. Наверное, все дело в названии, которое звучит вполне по-современному, и молодым людям - не куйбышевцам, конечно, которые это прекрасно знают, - невдомек, что «КАОЛВИ» - аббревиатура, означающая: Куйбышевское акционерное общество ликероводочных изделий.

А для людей более старшего возраста, знатоков, так сказать, эта аббревиатура так же привычна слуху, как, скажем, «Рот Фронт» для сладкоежек или «Орифлэйм» для модниц. Продукция его настолько популярна, а имя так созвучно современности, что неудивительно заблуждение насчет возраста. Но ничто не может начаться вдруг. И как у родившегося только что ребенка есть не только родители, но и бабушки и дедушки, а у тех, в свою очередь, свои родители и т.д., так и у современного «КАОЛВИ» есть своя история, без преувеличения будет сказано, неповторимая и древнейшая среди предприятий пищевой промышленности не только Новосибирска, но и Зауралья вообще.

... Началось все с купца Венедикта Петровича Ерофеева, построившего в городе Каинске в 1867 году первый винокуренный завод. Строил купец на века: помещение ерофеевского завода используется до сих пор - сегодня в нем располагается спиртовой завод. А в 1897 году на средства акционерного общества и государственных субсидий начал строиться Каинский винный завод. Спустя три года царь Николай II решил монополизировать водочную отрасль, поскольку именно она приносила основной доход государству: в России, собственно, так было всегда. Царь издал указ о создании единых винных складов, согласно которому весь спирт, который производился на частных винокурнях, должен был поступать именно на склады. И уже там производилась водка, а сам склад при этом был стопроцентной собственностью государя. Братья-купцы Ерофеевы были основными поставщиками спирта - теперь это АО «Спирт», а «винный склад номер восемь» - это сегодняшнее «КАОЛВИ».

Начавшееся в 1897 году строительство завершилось в 1904-м. Этот год и считается по праву годом основания завода, а 2004-й - золотым юбилейным годом.

«КАОЛВИ» - территория истории

 Неподалеку от заводской проходной стоит в Куйбышеве двух-этажный жилой дом, в котором в начале прошлого века располагалась заводская контора. Сколько ремонтов пережил он на своем веку, подсчитать очень сложно. Но, заметьте, ремонтировали внутри - само помещение, а каркас - здание - как стояло, так и стоит.

Директор «КАОЛВИ» Игорь Барбашов. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО
 - Не раз наблюдал, как местные мужички отковыривают снаружи раствор между кирпичами, чтобы посмотреть: что это за чудо-раствор такой? - рассказывает Игорь Барбашов, генеральный директор ОАО «КАОЛВИ». - Да мне и самому интересно: отчего это кирпичу, которому уже под сто лет, сколько раз ни бросай его с высоты трехэтажного дома, все нипочем!

Тот дом все-таки за проходной, но и территория завода - сплошная история. Склад, например, располагается все в том же здании, что и тогда, в начале прошлого века. Внутри, конечно, многое поменяли, но фундамент, стены, крыша - еще тех времен. Конечно, возраст берет свое, и здание, как и человека, к старости к земле тянет: «подсел» склад примерно на метр в землю. Гости - а их на заводе бывает много - спрашивают: зачем так глубоко вкапывали? Им терпеливо объясняют: мол, строили грамотно, но не мы и не недавно, а без малого сто лет назад.

Ровесники складов - механические мастерские и спиртохранилище, оставшиеся в первозданном виде. Даже таблички тех времен сохранились - с «Ъ» на конце слова. Говорят, что в советские времена хотели было их поменять на «модерновые» - по советским понятиям. К счастью, нашлись умные головы, которые отстояли эти фрагменты истории. И кованые емкости в хранилище - с начала прошлого века. Правда, уберечь все не удалось. Не ржа поела, а в годы войны приказ пришел: металл нужен для производства танков. Тогдашний директор попробовал воспротивиться - знал, что есть в кованых емкостях какой-то древний секрет, обеспечивающий высокое качество хранящегося в них спирта. Но времена были суровые - поплатился за невыполнение распоряжения жизнью. Но другие емкости ценой своей жизни все-таки сохранил.

А рядом - здание, где непосредственно производится водка - тоже памятник истории, но уже советской архитектуры. Отстроено оно на месте прежнего, которое, говорят старожилы, сжег сам Колчак. Короче говоря, невозможно сделать по территории завода ни шагу, чтобы не столкнуться с историей.

- Когда мы еще в прошлом году стали задумываться, как будем встречать юбилей, то, естественно, подняли архивы, - говорит Игорь Барбашов. - И среди множества интересных, уникальных документов - фотографий, заметок, приказов - обнаружили потрепанную книжечку без переплета. Наш главный инженер Сергей Благо повнимательнее рассмотрел ее - оказалось, что это старинный рецептурник. Обратите внимание на стиль и на скрупулезность советов составителей рецептурника.

«Отливочный пенник, выгнанный из рябины. Раздавить в деревянной ступе 1 горнец зрелой рябины, но чтобы она была собрана до морозов, потом налить на эту рябину 3 ведра молодого хлебного квасу и положить 2 фунта хороших дрожжей, оставить квас бродить в теплой комнате при температуре 16 градусов, когда брожение сделается уже слабо, то всю эту массу кваса с рябиной, мешая, перелить в кубик и гнать несколько раз, пока получится хорошее пенное пиво, так добытый пенник не имеет дурного запаха обыкновенного пенника и очень приятен на вкус»...

Год под знаком 100-летия «КАОЛВИ»

 Неразрушающиеся здания-«вековухи», кованые емкости, старинный рецептурник и «Ъ» на табличках - с одной стороны; современное отечественное и импортное оборудование, новые маркетинговые решения, прогрессивные способы ведения производства - с другой. Это сегодняшнее «КАОЛВИ».

- Эта связь времен на нашем заводе неразрывна, - убежден гендиректор. - Когда мы разбирали архивы, то встречали фамилии, которые носят и нынешние наши работники. Когда говоришь об этом кому-нибудь из них, только тогда они вспоминают: мол, действительно, бабушка что-то рассказывала об этом... Мы сейчас, конечно, будем составлять списки династий, и я уверен, что найдем тех, общий стаж которых близок к вековому.

Сегодня средний стаж работающих производственников - двадцать и более лет. Почти сорок лет назад начала работать на заводе Мария Максимовна Фирук, в 1972 году пришла сюда ее дочь Ольга Яковлевна Зайнулина, а сейчас здесь же работает и внук Марии Максимовны Сергей. Есть династии Разнаевых-Достоваловых, Третьяковых-Волковых, Коробка-Толстиковых...

- Мы очень дорожим своей историей и хотим, чтобы о ней знали все, - признается Игорь Викторович. - По сути дела, история Каинска-Куйбышева связана с ней неразрывно. Поэтому мы и собираемся создать свой музей. Его фрагменты у нас уже есть - в дегустационном зале мы разместили несколько экспонатов, рассказывающих о заводе. Но этого мало, мы убеждены, что у горожан есть и атрибутика, относящаяся к заводу и производству наших напитков, и какие-нибудь документы и фотографии. Другое дело, что они просто предположить, наверное, не могут, как это нам нужно.

К месту будет вспомнить историю примерно месячной давности, когда в Куйбышеве при ремонте старого дома были обнаружены старинные монеты и... спички. С монетами все просто: рабочие их быстро «приватизировали», раздали по друзьям, а милиция впоследствии «реквизировала» находку. А вот спичкам должного внимания никто не придал, и теперь попробуй их разыщи. А ведь какой экспонат для любого краеведческого музея, тем более, уверяют свидетели, что они по прошествии стольких лет не потеряли своей способности зажигаться!

- Справедливо замечание, что для части наших потребителей «КАОЛВИ» - предприятие молодое, - возвращается Игорь Викторович к диалогу, пересказ которого был в самом начале этого повествования. - С одной стороны, это приятно, что нашу продукцию позиционируют с сегодняшним днем, его требованиями и вкусами. Но ведь есть и другие наши потребители, которым продукция «КАОЛВИ» хорошо знакома с давних-давних времен. Мне не раз приходилось общаться с такими людьми, в основном уже в возрасте - и во время экскурсий по заводу, и у прилавков магазинов, и просто в компаниях, - и от них особенно приятно слышать: «А ведь я ваш постоянный покупатель еще с 70-х годов»...

 - Мы и стараемся, чтобы будущий год прошел под знаком 100-летия «КАОЛВИ» и для тех и для других, - вступает в разговор начальник отдела продаж ОАО «КАОЛВИ» Елена Нефедова. - Признание давних наших потребителей нам особенно ценно, и мы ими особо дорожим, а молодежь просто хотим приучить к качественным напиткам, а не к тем, состав которых - сплошная химия, которая, кроме как к спаиванию, ни к чему хорошему не приведет.

Сегодня «КАОЛВИ» объявлен тендер среди рекламных компаний на лучший проект празднования своего юбилея. По замыслу юбиляров, торжество не должно и не будет ограничиваться одним днем и одним местом. О столетии завода узнают во всех районах области, потому что во всех районах реализуется его продукция.

- Мы хотим, чтобы юбилейная дата стала своеобразной точкой отсчета, - делится планами Игорь Викторович, - чтобы люди говорили потом: так было до столетия «КАОЛВИ», а так - после него.

- Будут, конечно, ведущие российские артисты и почетные гости, - добавляет Елена Владимировна, - будут концерты, показательные выступления, ярмарки, дегустации, выставки и т.д. А от себя, от «КАОЛВИ», подарок потребителям уже подготовлен. В рамках празднования столетия состоится презентация новой водочной марки «Золотой век». Без сомнения, это будет продукция класса «Премиум», потому что столетний юбилей нужно отмечать только по высшему уровню. Кстати, эта торговая марка была зарегистрирована специально для этой цели еще в 1994 году.

- Обратите внимание, - не упустил случая пошутить гендиректор, - иных производителей водки тогда еще и в проекте не было, а мы уже регистрировали марку на десять лет вперед. Десятилетиями шагаем...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: