Новосибирск 2.7 °C

Коренной талант

13.11.2003 00:00:00

Свои кружева Геннадий Пронин вяжет из... дерева

В домашней мастерской. Фото Валерия ЕФИМОВА.

 У Геннадия Пронина обыкновенная необычная судьба. Сельский учитель, партийный работник, чиновник областной администрации... Казалось бы, в конце жизненного пути можно поставить пенсионерскую запятую. Но вдруг оказалось, что его давнее увлечение вязанием из корней деревьев стало главным в его жизни. Именно вязание, поскольку действо это филигранней обычного плетения.

Как есть мастера-камнерезы, а есть ювелиры, так и здесь. Одно дело корзины из ивовых прутьев, а совсем-совсем другое - ювелирная работа из корней деревьев.

Весной, когда сходит большая вода, на берегах рек вытягиваются длинные, до 10 метров и больше, молодые корни деревьев толщиной с карандаш. И когда по ним пошли первые соки, их надо собрать, очистить от тонкой корочки, скрутить в жгуты и тщательно, в определенном температурном режиме (не дай Бог пересушить!) довести до той кондиции, когда пружина из эластичного корня становится удивительно податливой: делай с ней что хочешь.

Весна. Берег. Корни. Фото Валерия ЕФИМОВА.
 Так что каждую весну у Пронина - работа на берегу. Он не наносит вреда природе: корни все равно пересохнут. Но его взгляд на природу - эстетически утилитарен: давай, матушка, сделаем что-нибудь вместе!

И вот тут начинается главное - работа с корнем. Мастер берет его в руки и тонким ножом делит на нужное количество продольных долей - в зависимости от назначения. Каждая доля скручивается отдельно, и ей уже уготовано место в ее будущей жизни.

Пронин пробовал читать какую-нибудь вспомогательную литературу и откладывал книгу, понимая ее лишь формальную ценность. Подлинный мастер не нуждается в советах. Он действует по наитию, не имея предварительно никакого расчета. Вот он прикинул: это будет круглая высокая шкатулка. И начинается работа сродни ювелирной. Только порой еще более сложная и трудоемкая. Он изобретает на ходу узор, а потом каждый корень протягивает через очередное сочленение. Корешок к корешку, с высочайшей точностью и плотностью. После того как шкатулка готова, а это обычно около месяца напряженной работы, в нее можно налить воды, и она в ней будет держаться.

Процесс работы. Фото Валерия ЕФИМОВА
 Потом - вощение. Воск, разведенный скипидаром, заполняет поры корня, делает изделие долговечным и удивительно красивым. Оно так и светится чем-то бесконечно мягким и добрым.

В шкатулках есть еще два важных качества. Они очень прочны и в них нет сочленений. Каждая плетется из одного, максимум двух корней. Порой сам мастер не может найти концов: где же тут начало узору?

Он экспериментировал десятилетиями. А когда собралась приличная коллекция, друзья узнали о ней и посоветовали показать ее людям. И пришла слава. Негромкая: на «Сибирской ярмарке» Пронин получил золотую медаль.

Изделия «золотых рук мастера». Фото Валерия ЕФИМОВА
 А потом, в 1997 году, состоялась выставка Новосибирской области в Марселе. Возле его стенда всегда было многолюдно. Знатоки, понимая уникальность сибирского мастера, стали активно и за приличные деньги раскупать его поделки.

Там же, в Марселе, генеральный директор выставки вручил ему лично диплом, представляющий собой произведение искусства.

После Марселя его работам известный международный журнал уделил несколько страниц. И сейчас он изредка выполняет заказы для иностранных ценителей его искусства. «Новые русские» еще не обрели достаточно вкуса, чтобы коллекционировать такое. А за бесценок, как ширпотреб, отдавать их обидно: слишком много души и труда вложено.

...В его мастерской сохраняется уникальная коллекция удивительных работ. Это на память внучкам, говорит Геннадий Пронин. Жаль, если эти работы останутся только семейной реликвией, - они вполне заслуживают музейных стендов.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: