Новосибирск 7.5 °C

Истина в истинном вине

29.10.2003 00:00:00

 По сравнению с прошлым годом потребление вина в России выросло аж на 72 процента. Для страны с культурой потребления иных напитков совсем другой крепости это многозначительные цифры: раньше ежегодный прирост составлял 8-10%.

Статистики подметили еще одну деталь: россияне стали меньше пить крепких напитков. Производители вина считают, что структура потребления алкоголя должна меняться. И тот крен в сторону пива, о котором так много говорят медики и социологи, - лишь временное явление.

Рост потребления вина может быть связан еще и с тем, что в последнее время нам представляется возможность попробовать все знаменитые марки мира. И германские рейнвейны, и французское шампанское, и американское мерло, и испанские настоящие портвейны (без номеров), и даже чилийские и африканские аналоги французских сортов, превосходящие своих «родителей» по вкусовым качествам и цене. Но такую продукцию приобретают в основном покупатели нового типа. Не только предприниматели, банковские служащие и продвинутая интеллигенция, но и те, кто следит за своим здоровьем и для кого важно качество досуга.

Средней ценовой категорией считается вино, купленное за 150-400 рублей. В эту ценовую категорию попадают почти все немецкие вина, включая мозельские, часть итальянских (например, «Кьянти») и некоторые американские («Поль Массон»). К слову сказать, последние три напитка у себя на родине считаются ширпотребом, да и не у себя на родине, например, в Германии, продаются всего по 1,5-2 евро.

Кстати, 30-40 лет назад культура потребления вина в Советском Союзе была совсем иной. И так часто ностальгически вспоминаемые яблочные вина по рубль 22 копейки за бутылку отнюдь не были подавляющим большинством - две трети всех «винных» покупок составляли сухие, десертные и крепленые вина, а треть - шампанское и другие игристые вина. Причем именно среднего класса вина были, так сказать, «основой рациона». И импортные (болгарские «Гъмза», «Механджийское» или венгерский «Токай») были совсем не редкостью. Одна беда - бутылки из-под импортного вина не принимали в пунктах сдачи стеклотары. «Литературная газета» в одном из первоапрельских номеров опрометчиво напечатала заметку о том, что «решена проблема сдачи тары из-под иностранных вин. Теперь бутылки будут приниматься в посольствах соответствующих государств...» «Литературка» выходила тогда по средам. А уже в четверг возле болгарского посольства змеилась очередь.

 Сейчас этот реальный случай воспринимается как анекдот. Но прошло совсем немного времени винного затишья, и на российский рынок вернулось и болгарское вино, и почитаемый Екатериной Великой «Токай», и даже абхазское вино, столь любимое Леонидом Брежневым и Фиделем Кастро. Властитель острова Свободы во времена Советского Союза каждый год заказывал многочисленную партию «Апсны» и «Лыхны», а вот россияне за годы грузино-абхазского конфликта успели забыть эти легендарные сорта, без которых не обходился ни один обед отдыхающих в Гаграх.

А между тем российские винодельческие регионы - Краснодарский и Ставропольский края, Кубань, Осетия никогда не переставали производить натуральное виноградное вино. Да и сейчас, во время винного изобилия, те же беслановские вина не теряются на полках.

Но как раз-таки из-за этого изобилия нам подчас сложно сориентироваться в ассортименте. И винное разнообразие, к сожалению, не говорит о качестве. Фальсификатов по-прежнему много. Причем речь не идет о вине, приготовленном из молдавского или украинского виноматериала где-нибудь на Урале, Кузбассе или в Тюменской области (его виноделы хоть и называют «мертвым», но все же вином), а именно о фальсификатах. Причем по ГОСТу, действовавшему еще несколько дней назад и отмененному 1 октября, к вину относились и алкоголизированные напитки из ароматизаторов и спирта, вежливо называемые на этикетках «нетрадиционными». К таким, с позволения сказать, «винам» относится и семейство популярной «Монастырской избы».

Но, как говорят продавцы и производители, именно сейчас эти два фактора (повышение спроса и отмена хоть такого, но ГОСТа) могут способствовать валу подделок.

Спасти положение могли бы и поправки к налоговому кодексу. Сейчас акцизным сбором облагаются напитки крепостью свыше 9 градусов. Если поднять «акцизную градусность» до 15 (портвейны и другие крепленые вина обычно бывают от 16 до 21 градуса), то это помогло бы найти путь к массовому потребителю как раз винам среднего класса.

А пока придется доверять только своим знаниям и опыту при выборе очередной бутылочки. Как отличить настоящее вино от поддельного? Советов много, но все чаще встречается такой - не обращать внимание на цену. Особенно высокую. К тому же дорогие напитки подделывать гораздо выгоднее. А еще лучше всего покупать продукцию проверенного производителя у проверенного поставщика.

По сравнению с другими странами наши показатели потребления вина по-прежнему весьма низки - не больше 7-10 бутылок в год на человека. В то время как в советские времена эти показатели составляли 21 бутылку на человека в год. Но даже благополучный застой не сравнится с «эталонным потребителем вина» - французами. Они выпивают до 140 бутылок в год.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: