Новосибирск 9.2 °C

Здесь жить нельзя

19.09.2003 00:00:00

Правительство утвердило «Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания».
Что ожидать от принятия этого документа жителям развалюх?

Таких ветхих домов в нашем городе немало. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Почти пять миллионов россиян живут сегодня в аварийных домах, которые вот-вот развалятся. По всей России такого жилья 3,1 процента всего жилого фонда. С одной стороны, не так уж и много. А с другой... На почти 89 миллионах квадратных метров миллионы россиян живут в данную минуту в полускотских условиях. Заделывают растущие щели, штукатурят ежегодно «обновляющиеся» трещины, подпирают бревнами вываливающиеся наружу стены, подставляют тазики во время дождя и оттепели, меняют трескающиеся от перекоса рам стекла. И готовятся к очередной зиме, которую опять придется проводить в обнимку с обогревателем.

Причем речь идет не о частном секторе, где каждый сам себе хозяин, а о малоэтажных, зачастую деревянных домах на 8-12 квартир. Чаще всего такие дома находятся в не самых центральных районах города: на Первомайке, в Ленинском и Октябрьском районах. Отдельно стоящие, такие дома попадаются практически везде, начиная от ОбьГЭС и заканчивая задворками метро «Речной вокзал», но целые кварталы встречаются все же реже. Строились они когда-то как временные бараки или временные общежития. Пережив не одного генсека и повидав на своем веку уже не одного президента, такие строения явно несибирского хлипкого вида все также набивают оскомину работникам ЖЭУ и вызывают заслуженный ужас иностранцев.

По мнению специалистов, приведенному в «Российской газете», число граждан, проживающих в таких домах, скорее всего, занижено - муниципалитетам невыгодно признавать многие дома аварийными. Ведь после такого признания следует дома либо ставить на капитальный ремонт, либо сносить. В принципе, жильцы согласны на любой исход, лишь бы начать жить в нормальных условиях. Но пока чаще всего им просто чуть-чуть повышают процент износа - на одну цифру в несколько лет. Что это дает самим жильцам? В плане ремонта или перспектив сноса практически ничего, зато резко повышается ежемесячная плата за капремонт, который зачастую никто не делает.

Нередко власти сетуют на то, что такие дома невозможно снести, потому что потом невозможно расселить жильцов. Если дом находится около метро или в центре, жильцы, мол, не желают уезжать на окраину и селиться в панельных многоэтажных домах. Но даже если таких проблем нет у жильцов, возникают другие, на этот раз у муниципалитета. По закону, если квартира не приватизирована, то придется новую жилплощадь выделять с учетом всех прописанных. А если приватизирована, то не ущемлять в площади. Вот и получается, что в приватизированных двух-трехкомнатных квартирах прописаны зачастую один-два человека, а в неприватизированных «однешках» по шесть-восемь человек. И в том, и в другом случаях придется искать не менее чем двух-трехкомнатные квартиры.

Это взгляд официальный. Мнение самих граждан совсем другое. Зачастую аварийные дома не сносят, а реконструируют. В это время жильцы обитают в маневренном фонде. Вернувшиеся после реконструкции на родное пепелище, жители начинают обращаться в газеты и жаловаться на отвратительный ремонт. В одном сгоревшем доме при реконструкции использовали те же обуглившиеся и провонявшие гарью брусья, перегородки сделали из гипсокартона, а на обшитый плитами ДСП потолок наклеили обои. В другом доме, из которого не отселяли жильцов до тех пор, пока по весне не вывалилась наружу стена, реконструкция, по мнению новоселов, также оставляет желать лучшего.

Конечно, во многом этих жильцов можно понять, но во многом они не правы. Ведь даже маневренный фонд в Новосибирске не резиновый. Что же тогда говорить о новых квартирах, которые придется не продавать, а отдавать?

В Москве, например, сносу подлежат даже хрущевки, а в Новосибирске иной раз натуральные бараки без воды и канализации признаются вполне пригодными для проживания. Отчаявшиеся жители, чтобы добиться-таки долгожданного сноса, нередко специально доводят свое жилье до еще более неприглядного состояния, а иной раз и поджигают лачуги, чтобы и сносить-то было нечего. Правда, версии о поджоге чаще всего так и остаются версиями, да и сложно подозревать психически нормальных людей в том, что они сначала подожгли свое жилье, а потом выпрыгивали в сугробы со второго-третьего этажей в домашних тапочках...

На этой неделе опубликовано в «Российской газете» и, стало быть, вступило в силу утвержденное правительством России «Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания». По нему непригодными для проживания признаются дома, находящиеся в ветхом или аварийном состоянии, и те, в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Последний пункт вызывает больше всего вопросов и недоумения. Понятно, когда речь идет о радиоактивных балках или сырых комнатах. А можно ли считать еще не провалившийся, но кривой и вздыбившийся пол вредным фактором? Пол не сырой и не ветхий, но ходить по нему можно, только держась за стены. На этот вопрос будут отвечать специалисты, сверяясь с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами. А ветхими и аварийными дома будут признаваться по критериям, утвержденным Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Когда мы увидим этот закон в действии? Когда будут созданы межведомственные комиссии, которые с учетом региональных особенностей (плотность населения, состояние жилого фонда и т. п.) будут решать эти вопросы? Пока неясно. По Положению, в комиссию должны входить представители органов местного самоуправления, органов государственной жилищной инспекции, архитектуры и градостроительства, госсанэпидслужбы, государственной противопожарной службы, органов, осуществляющих федеральный надзор в области промышленной безопасности, организации технической инвентаризации и других органов и организаций. Также к участию в работе комиссии привлекается собственник жилищного фонда (или его представитель).

А теперь самый главный вопрос - как будут определяться «номинанты» на право быть обследованным этой комиссией? Рассматривать вопрос о пригодности жилья комиссии будут на основании заявления собственника жилья или указания органа исполнительной власти соответствующего субъекта федерации, либо органа местного самоуправления, или представления органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, государственной противопожарной службы, государственной жилищной инспекции или заявления граждан. То, что самая активная и заинтересованная в проверке своего дома часть населения упомянута последним пунктом, еще не говорит том, что меньше всего заявлений будет именно от них. Скорее всего, будет как раз наоборот.

Итак, после того, как такая комиссия будет создана в Новосибирске, гражданам, не дожидаясь милостей от органов местного самоуправления, можно будет обращаться туда по личной инициативе. Однако следует иметь в виду, что вместе с письменным обращением на рассмотрение комиссии придется представить:

1) копию технического паспорта, выданного организацией технической инвентаризации, с указанием степени износа основных конструктивных элементов и дома в целом, либо отдельного помещения, а также остаточной стоимости этого дома или отдельного помещения на день обращения в комиссию;

2) планы и разрезы помещений, подготовленные организацией технической инвентаризации;

3) акты проведенных за последние три года общих осмотров жилого дома с указанием видов и объемов ремонтных работ;

4) заключение органов государственной санитарно-эпидемиологической службы;

5) заключение органа государственной противопожарной службы;

6) заявления, письма и жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания;

7) заключение о техническом состоянии жилого дома, выданное проектно-изыскательской организацией по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций с указанием категории непригодности жилого дома;

8) и другие документы, которые комиссия признает необходимыми для подачи заявления.

Из этих пунктов легко выполним разве что п. 6, потому что после обращения в различные инстанции гражданам только и остается, что писать письма и жалобы, на которые чаще всего приходят отписки.

Единственное, что вселяет надежду после знакомства с этим Положением, это то, что в нем четко определены сроки, в которые должны приниматься решения о судьбе жителей аварийных домов. Решение комиссии должно быть рассмотрено в органах местного самоуправления в течение десяти дней. В случае же признания дома непригодным для проживания принимается решение о немедленном отселении граждан.

И все же не стоит забывать о русской пословице «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Даже если представить, что органы местного самоуправления по собственной инициативе проведут проверку таких домов и признают их непригодными для жилья, всех и сразу расселить не удастся - слишком долго не обновлялся жилой фонд.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: