Новосибирск 4.1 °C

Как живешь, самостийная?

26.07.2003 00:00:00

Путевые заметки корреспондента «Вечерки»,
побывавшего на Слобожанщине -
Северо-Восточной Украине

Харьков: Успенский собор - украшение города
У меня один уклон:
Дома - россиянин я,
Но под северным сияньем
Сразу становлюсь хохлом...

 Эти строки написал один из самых известных советских поэтов - Борис Чичибабин. Сам харьковчанин, он очень четко сформулировал чувства и мысли более 20 миллионов человек, проживающих на северо-востоке ныне «самостийной» Украины. Для них Россия ближе, чем Западная Украина, потому что живут они на Слобожанщине, Слободской, или Северо-Восточной, Украине...



Немного истории

 В 1480 году татары навсегда ушли с Руси. Однако воссоединить единую ранее славянскую общность, к сожалению, даже сегодня не удалось... Вплоть до 1654 года украинские земли подвергались набегам со всех сторон: татары, поляки и просто бандиты все время терроризировали украинцев... По самым минимальным подсчетам, около 2(!) миллионов жителей тогдашней Украины за 200 лет были проданы в рабство. И несмотря на это, из России, от крепостного гнета и беспредела сюда бежали целыми семьями и оседали на благодатной и богатой земле... Не зря же про Украину говорят: «Воткнешь в землю палку, и она прорастет...»

Харьков. Памятник Тарасу Шевченко
 Историки свидетельствуют, что после того, как гетман Богдан Хмельницкий с благословения Переяславской рады обратился к московскому царю с просьбой принять «под свою руку» Украину, царь и бояре думали долгих семь месяцев... В конце концов решение было принято, и Московское царство для себя приобрело богатейшие земли. В последующем это дало России возможность завоевать выход к Черному морю после взятия Азова. А затем русские войска во главе с Суворовым взяли Крым, и мир увидел воочию великую державу, которая, казалось бы, навсегда завоевала для себя огромные и плодовитые земли.

Когда говорят о сибиряках, я всегда вспоминаю, что, по статистике, каждый третий житель Сибири имеет начало своей родословной на берегах Днепра. Выходцы с Украины были в числе тех, кто строил Транссиб, сибирские гиганты экономики, гидроэлектростанции... Да что там говорить: возьмите новосибирский телефонный справочник и посмотрите, сколько там украинских фамилий! А сколько у нас смешанных браков?

Самостийность и экономика

Сквер Победы: знаменитая харьковская зеркальная струя

 Билет на поезд Владивосток - Харьков стоит 2700 рублей. Это купе, плацкарта - 1800. Далеко не всякий может себе позволить такую поездку. С дороги начинается осмысление плодов «развода» России и Украины на бытовом уровне... Разумеется, с собой в дорогу можно взять и колбаски, и хлебца, и сала, в вагоне-ресторане вы сможете получить совершенно великолепный суп или борщ рублей за 40, при этом вам его принесут в купе по заказу... Обидно одно: к сожалению, в этом году отменены вагоны Новосибирск - Харьков.... Совершенно непонятно, почему есть вагоны Чита - Харьков, Иркутск - Харьков, Красноярск - Харьков, а у сибирской столицы нет пассажирских вагонов в этом поезде?

Исторически сложилось так, что крупнейшие города северо-востока Украины - Харьков, Донецк, Днепропетровск, Запорожье, Кривой Рог и другие - были сборочным цехом промышленности всего огромного Советского Союза. И здесь сегодня повсеместно с грустью вспоминают расхожую во времена перестройки фразу, которая тогда бесконечно повторялась в украинских СМИ: дескать, «все, что производит Украина, все «сжирают москали»... Вот приобретем-де независимость, и тогда «усе буде гарно...» Однако, попробовав «самостийности», ощутив на себе, что означает разрыв хозяйственных связей, Северо-Восточная Украина в буквальном смысле этого слова рухнула...

Такие «парады» боевиков-националистов УНА-УНСО и антифашистские демонстрации - не редкость на улицах украинских городов
 Новосибирск и Харьков похожи друг на друга прежде всего тем, что формировались как центры науки, образования и высокоразвитой промышленности. И в Новосибирске, и в Харькове огромное количество высших учебных заведений, научно- исследовательских институтов и промышленных предприятий. Новосибирский и харьковский авиазаводы, «Элсиб» и «Турбоатом», «Сибсельмаш» и харьковский «Серп и молот», да разве возможно перечислить все эти гиганты ранее могучей экономики... Можно без конца рассуждать на эту тему, но есть факты: мне за последние годы много раз приходилось писать о новосибирских предприятиях, научно-исследовательских институтах, и не было ни одного случая, чтобы там добрым словом не вспоминали своих харьковских коллег... И везде сожалеют, что с распадом СССР многие хозяйственные связи оказались безвозвратно утраченными.

  Вот, например, Харьковский тракторный завод... Еще в середине 80-х здесь работало 32 тысячи человек, а сейчас через проходную ХТЗ ежедневно проходит чуть больше 9000... Раньше тут ежеминутно с конвейера сходил знаменитый Т-150, сегодня, как сказали мне в заводоуправлении, за месяц выпускается штук 30-40. И это при всем том, что в России существует дефицит на такую технику. В Новосибирской области нет ни одного хозяйства, где бы ни трудились харьковские трактора Т-150, но самому «молодому» из них лет 10... Не скрою, что душу буквально выворачивает наизнанку, учитывая, что в наших селах новой техники почти нет. И весь идиотизм нынешней ситуации можно описать одной фразой: техника есть, но ее нет... Подобная же картина кризиса и развала на всех харьковских предприятиях: завод «Серп и молот», производивший дизельные двигатели для всех комбайнов СССР, - банкрот и стоит, харьковский турбинный завод, поставлявший турбогенераторы для советских АЭС, стоит... Харьковский велосипедный завод скорее мертв, чем жив, а в Новосибирске полным-полно китайских велосипедов...

Парадоксы украинской действительности. Харьковский вокзал... Представьте себе, выходите вы из вагона и сразу же попадаете в совершенно фантастический мир... На привокзальной площади разбит сквер, повсюду изящные светильники, цветомузыкальный фонтан... Поэтому каждый пассажир, приезжающий в Харьков, сразу же чувствует себя попавшим на феерический праздник. Правда, за годы независимости в Харькове сняли и сдали на цветные металлы огромное количество электрических проводов, которые обеспечивали освещение улиц: по оценке городских властей, сейчас в городе работает всего... 10 процентов прежней осветительной сети! Поэтому буквально в 100 метрах от вокзала можно попасть в кромешную мглу... Сейчас в связи с грядущим в будущем году 350-летием Харькова развернута бурная деятельность по восстановлению уличного освещения: устанавливаются новые столбы и протягиваются электрические провода.

Надо сказать, что, несмотря на все трудности, связанные с экономическим развалом, Харьков красив. Чистота его улиц порою попросту вызывает изумление. Витрины магазинов, по сравнению с новосибирскими, оформлены более затейливо, изящно и красиво. В городе почти нет столь распространенных у нас пивных «забегаловок»-шатров с надписями «Сибирская корона», «Винап» и т. д. Харьковские уличные кафе представляют собой уютно и в каждом случае индивидуально оформленные уголки, где по-настоящему можно хорошо отдохнуть. Здесь есть и фонтаны, и бассейны, в которых желающие могут даже искупаться. Вежливость и предупредительность официантов вне всякой критики. Как, впрочем, и поведение кондукторов в харьковском общественном транспорте: складывается впечатление, что для них пассажир - это едва ли не самый близкий родственник. Вы когда-нибудь слышали от новосибирского кондуктора слово «спасибо», когда расплачивались с ним за проезд? Я - нет, а в Харькове это вполне обычное явление... Но больше всего поразило то, что в городе почти нет светофоров на переходных переходах. Дело в том, что в Харькове регулярно проводятся акции по «воспитанию» водителей: милиция беспощадно штрафует тех из них, кто не пропускает пешеходов, переходящих через дорогу по «зебре». И сумма вроде бы не ахти какая - 10 гривен (60 рублей), но это, по украинским ценам, 5 литров бензина. И водителей такой подход заставляет быть более дисциплинированными.

Бывшая «всесоюзная житница»

Как и в России, дети на Украине перестали быть «привилегированным классом»

 Для Харькова заработная плата в 400 гривен (примерно 2400 рублей) считается вполне нормальной. Официально считается, что на Украине средняя зарплата - 448 гривен, к концу этого года ее планируется довести до 500 (примерно 3000 рублей). Участники Великой Отечественной войны получают пенсию в 179 гривен (1000 рублей), остальные пенсионеры - чуть больше 150. И хотя цены на основные продукты питания немного ниже, чем у нас, можно представить, на какие ухищрения приходится идти большинству украинцев, чтобы выжить... Продавцы промтоварных магазинов, как правило, с изумлением смотрят на тебя, когда ты просишь их показать что-либо. При такой бедности людей особо удивляет то обстоятельство, что в Харькове почти нет бомжей и нищих, их можно увидеть только рано-рано утром возле мусорных контейнеров. Кстати, недели две назад видел такой случай: возле мусорного контейнера стояли довольно прилично одетые пожилые мужчина и женщина. Моя соседка тетя Клава как раз выносила мусор, и старик вежливо уступил «очередь» посмотреть очередную партию мусора даме...

Мой приезд в Харьков совпал с резким скачком цен на продукты питания, и люди дочиста смели прилавки продовольственных магазинов. Еще бы, мука, сахар, крупы в одночасье подорожали почти вдвое! А началось все с того, что по первому каналу украинского телевидения показали очередь за мукой в Днепропетровске. Затем тут же рассказали, что из 26 миллионов тонн прошлогоднего урожая 10 миллионов попросту исчезли, и хлеба может не хватить. Реакция населения была вполне предсказуемой, и народ пошел на штурм магазинов... К слову, Днепропетровск - вотчина и президента Украины Леонида Кучмы, и премьер-министра Виктора Януковича (ранее дважды судимого), поэтому в дни продовольственного ажиотажа на улицах часто можно было услышать мнение, что на повышении цен наживутся вполне определенные лица, весьма близкие к власти...

Надо сказать, что за последние годы сельское хозяйство бывшей всесоюзной житницы пришло в упадок. В начале 90-х здесь полностью разогнали колхозы и совхозы, фермеры же пока особых побед на сельскохозяйственном поприще не одержали. В результате такой «реформаторской» деятельности в прошлом году, по свидетельству харьковской газеты «Время», урожайность на Украине составила всего 17 центнеров с гектара! Но и это, как говорится, еще не предел: как считают специалисты, в этом году из-за засухи урожайность еще больше снизится... И сейчас Украине надо закупать два с половиной миллиона тонн зерна... В такой ситуации людей спасают только самая строгая экономия средств и личные подсобные хозяйства. А на Западной Украине встречаются села, в которых проживают только мужчины - отцы семейств и дети. Где же женщины, спросите вы? А жены и мамы «зарабатывают» на жизнь «второй древнейшей профессией» в Италии, Испании и других странах. Еженедельно из Львова, Ивано-Франковска и других городов туда идут автобусы, водители которых обратным рейсом привозят мужьям деньги. По самым скромным подсчетам, за годы независимости с Украины уехало до 500 тысяч молодых девушек и женщин...

Ждать лучшего не стоит...

 Пожалуй, именно эта фраза наиболее точно характеризует нынешние настроения подавляющего большинства населения Украины... Из 46 миллионов ее жителей 20 миллионов являются пенсионерами, в дальнейшем их число будет возрастать, и аналитики считают, что в 2015 году пенсии вообще придется прекратить выплачивать, поскольку такого количества работающих, которые были бы способны обеспечить стариков, попросту к тому времени не будет...

Пожалуй, одним из наиболее ярких и грустных напоминаний о том времени, когда Украина и Россия были вместе, является отправление поезда Харьков - Москва: на протяжении долгих лет он отходит под звуки старого марша «Прощание славянки»... И кажется, что его первая строка: «Прощай, любимый край...» - звучит как послание России от Украины...

Новосибирск - Харьков


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: