Яндекс.Метрика

Русская песня фальши не терпит

Ольге Гуриной, руководителю ансамбля «Рождество», присуждено звание «Человек года». С русской песней связана вся ее жизнь.

Ольге Гуриной, руководителю ансамбля «Рождество»,
присуждено звание «Человек года»

Ольга Гурина

 С русской песней связана вся ее жизнь. Хорошо пели мама и бабушка, певцами и певуньями были родственники по отцовской линии. Жили в маленьком городке, в частном секторе, и Ольга хорошо помнит большую лужайку, на которую выходили дворы. Закончив работу, все собирались там - рядом со взрослыми дети усаживались на скамейки, и начиналось: один запевал, другой подхватывал... Уже став профессиональным музыкантом, закончив «Гнесинку» по двум специальностям (сольное народное пение и дирижирование народным хором), она не переставала удивляться чуткой природной интуиции своей мамы и ее подруг, которые, не владея музыкальной грамотой, очень точно чувствовали мелодию и угадывали, как надо вести песню.

- Русская песня фальши не терпит, - говорит Ольга, - одна фальшивая нота, и песня сворачивается...

***

Фольклорный ансамбль «Рождество» родился 10 лет назад. Уже через полгода стал дипломантом II Всероссийского радиоконкурса «Голоса России», через год получил статус профессионального, а еще через два года стал лауреатом Российского конкурса... Основу его репертуара составляет народная музыка - синтез пения, инструментальной игры, танца и обрядового действия. За каждой песней - свой неповторимый мир, своя органика...

Главной премьерой прошедшего сезона стало народное представление «Русская свадьба Сибири», где перед зрителями развернулось подлинное действо, настоящая свадьба, какой она утвердилась в Сибири: с женихом и невестой, со сватовством, девичником и расплетанием косы.

Значительную часть репертуара «Рождества» составляет фольклор Новосибирской области. Материал черпается в многочисленных экспедициях. Не так давно «фольклорная бригада» вернулась из своей очередной поездки. «Выпытать песню» - наука особая. Тут и расположить к себе человека надо, и на песенный лад настроить. А бабушки-песенницы, увы, стареют, теряют память, да и не так много их осталось. Но Ольга не перестает удивляться:

- Хоть и тяжелую жизнь прожили эти бабушки, но последним готовы поделиться. И приветливости у них поучиться стоит. И накормят, и продуктов принесут, и перекрестят на дорогу, и молитву прочтут, чтобы путь был добрым...

На экспедиционном материале в музыкальном колледже, где Ольга Гурина заведует отделением дирижёров народного хора, ставятся спектакли. Семь лет назад было решено государственные экзамены здесь проводить в виде таких спектаклей, представляющих обрядовые сцены народной жизни в жанре фольклорного театра. Некоторые из них - «На Подгорной улице», «День Петра и Павла», «Гей, долиною казаки идут», «Обрядность земледельческого круга» - можно было видеть на ТВ. Очень зрелищно и динамично.

***

Она уже и не знает, что в ее жизни главное - артистическая, педагогическая, исследовательская или организаторская составляющая. Все это, говорит, части единого целого. Все неразделимо и нерасторжимо, как неразделим и нерасторжим фольклорный театр, где пение неотрывно от танца, танец - от обрядового действия, а действие - от костюма.


Поделиться:
Копировать