В годы молодости мне довелось работать корреспондентом солдатской газеты «На боевом посту». Вел многие годы рубрику «Встреча для вас»: знакомил читателей с кинозвездами, прославленными артистами театров и другими деятелями культуры.
Особенно мне запомнилась встреча с выдающимся мастером сцены и экрана Игорем Владимировичем Ильинским. Интерес к его творчеству велик, и недавно, в праздничный День Победы, на экранах телезрители смотрели документальные кадры из жизни великого артиста. А я вспоминал события более чем четвертьвековой давности...
В семьдесят пятом году минувшего столетия в Новосибирск приехал на гастроли Московский малый академический театр. С большим трудом мне удалось купить билет на спектакль «Лес». В нем роль Аркашки исполнял Игорь Владимирович. Так я впервые в жизни увидел знаменитого артиста на сцене. То были незабываемые минуты. В другой раз мне посчастливилось не только встретиться, побеседовать с ним, но и сфотографировать его. Помню, я попросил Игоря Владимировича рассказать о том, когда и при каких обстоятельствах начался его творческий путь в театр. Артист посмотрел внимательно на меня сквозь очки и, доброжелательно улыбнувшись, начал:
- Ну, это уходит, можно сказать, в далекие времена. Я был еще мальчиком, когда отец, врач по профессии и поклонник искусства, стал прививать вкус к театру. Я, в то время гимназист, принимал участие в любительских спектаклях.
Из рассказа Ильинского я узнал также, что в тот же период ему довелось встретиться с великим певцом России Федором Шаляпиным.
Как-то молодых актеров пригласила к себе на беседу управляющая гостеатрами Малиновская. Среди приглашенных был и Игорь Владимирович.
Когда молодые люди ожидали в приемной вызова, в комнату вошел высокий мужчина. В нем юноши узнали Шаляпина.
- Вы к Малиновской? - спросил он.
- Да, но вы проходите, Федор Иванович, - не растерялся Ильинский. - Мы подождем.
Однако Шаляпин отказался от такой привилегии и стал ожидать своей очереди. А потом подошел к молодым людям и спросил:
- Вы курите, коллеги? - протянул портсигар. - Курите, пожалуйста.
- Таким корректным и вежливым человеком запомнился мне Федор Иванович Шаляпин, - вспоминал Ильинский. - Была с ним еще одна встреча, но только за границей. Тогда к нему не смог подойти. Помешали обстоятельства.
...Я внимательно слушал Игоря Владимировича. Видя его доброжелательное отношение, попросил знаменитого артиста рассказать какую-нибудь историю, которая произошла с ним в период съемок кинофильмов. Он охотно согласился.
- Вы, видимо, помните кинокартину «Процесс о трех миллионах». В ней я исполнял роль мелкого воришки. Съемки на натуре происходили в Ялте. Как-то в перерыве между съемками, не переодеваясь, я направился в портовый базарчик. И тут же обратил внимание на то, что торговцы косо посматривают на меня. И вдруг один из них закричал. Он вообразил, что я украл у него с лотка кусок брынзы. С одной стороны, это меня обрадовало: значит, мне удалось настолько перевоплотиться, что меня приняли за вора. Но когда ко мне подошел милиционер и предложил пройти в отделение, я понял, в какую историю влип.
- Да я артист! - уверял я блюстителя порядка.
- Знаем, какой ты артист, - отвечал милиционер. - Таких гастролеров на рынке много ходит.
Когда мы прибыли в отделение милиции, там стали выяснять, кто я и откуда приехал. В конце концов позвонили на кинофабрику, там подтвердили, что я действительно являюсь Игорем Ильинским. И только тогда меня отпустили.
- А вот другая история, - продолжал Игорь Владимирович. - В тридцать восьмом году начались съемки кинофильма «Волга-Волга», в котором я исполнял роль Бывалова. Большая часть съемок проходила на натуре. На пароходе «Память Кирова» были размещены участники съемочной экспедиции. Затем буксир привел пароход «Севрюга». И вот что произошло со мной в Химкинском речном порту. По ходу действия я должен был прыгать с палубы парохода в воду. Стоял осенний солнечный день. Можно было взять дублера-пловца, но мне хотелось обойтись без его помощи. Я сказал режиссеру Александрову, что никому не доверяю этот прыжок и лично прыгну с капитанского мостика. Мое предложение он поддержал. Когда я влез наверх, прыгать в осеннюю воду желание у меня пропало. Очень уж высоко находился капитанский мостик. «Что делать? - думал я в смятении. - Отказаться? Но что подумают обо мне мои товарищи?» Мне ничего не оставалось, как прыгнуть...
В заключение разговора я попросил Игоря Владимировича попозировать перед объективом фотоаппарата. Он охотно согласился. Через неделю вручил ему снимки, а в ответ получил памятные автографы. Их храню как самые дорогие реликвии.
член Союза журналистов России