Новосибирск 11.4 °C

Каскадер Олег Козловский мчится по жизни на чужом горбу

13.06.2003 00:00:00

Фото Михаила ТУЛЬСКОГО

 Вопреки прогнозам врачей, Олег Козловский не стал болезненным «ботаником». Впрочем, страсть питает ко всему живому - к цветам, насекомым, собакам. А особые чувства испытывает к лошадям. На спинах своих любимцев он и несется по жизни. Объехал с цирком весь бывший Союз и заграницу, снялся в нескольких зарубежных кинофильмах. В Новосибирске он - единственный специалист по конным эффектам, каскадер-конник. В этом году Козловский заложил у нас в городе «первый камень» будущего уникального конного театра.

Во времена детства Олега Козловского теле- и киноэкраны были заполонены фильмами про индейцев - ловких, хитрых и грациозных вооруженных наездников. Но особенно сильное впечатление произвела на него отечественная лента «Сильные люди», о спасении конного завода в войну. И Олег твердо решил найти в Новосибирске место, где обучают верховой езде. Дело было в 1973 году. По состоянию здоровья Козловский был тогда не пригоден к любым занятиям спортом из-за перенесенного энцефалита и хронической болезни почек. Максимум, что было разрешено - шашки, шахматы... На нем поставили крест как на активном жильце.

Помог в конце концов коллега отца Игорь Брайчев, он в это время развивал конный спорт в Новосибирске. Олег попал в конно-спортивную секцию, к своему первому тренеру Сергею Литвинову. И стал сильным человеком, как в том кино.

- Олег, каким был ваш первый «конный» подвиг?

- Пожалуй, подвигом можно считать то, что в одиннадцатилетнем возрасте с ростом метр тридцать я выполнил заскок на голого (без снаряжения) движущегося полутораметрового коня на полном ходу. Я был первый на конюшне, кто сделал это из моих сверстников. Схватился за гриву и прыгнул. За мной этот трюк освоили и другие, и потом мы стали устраивать родео. Когда на конюшню привозили племенных жеребцов - норовистых, со звериным характером, их выпускали на проминку в поле (чтобы не застаивались в помещении), а мы их «обуздывали». Дальше мы увлеклись джигитовочными трюками, дикой лихой ездой, одним из элементов которой как раз и является заскок с ходу. Пробовали в том числе отрывные трюки, они предполагают потерю контакта с лошадью до двух секунд. Сразу так сложилось, что конный спорт не стоял у меня на первом месте, зато конные эффекты потрясали воображение.

- Каким образом и где вы получали свою профессию - конного каскадера?

Каскадер Олег Козловский собирается «заразить» конными трюками весь родной Новосибирск. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО
 - Этот статус мне присвоили лишь в 90-е годы на польской киностудии. А сначала я стал цирковым наездником-акробатом.

Окончив восьмилетку, я долго не мог определиться, кем стать, чем заняться. Посмотрел как-то в нашем цирке выступление грузинских наездников с конной пантомимой «Бахчисарайский фонтан». После этого я попросился на работу в наш цирк конюхом. Хотя детям запрещали работать в зоне повышенной опасности, «благословение» в исполкоме я себе выплакал. Выступал под руководством Александра Корнилова в номере с дрессированными слонами, при которых выступала конная кадриль. Следующие полтора года я провел в сельхозтехникуме, не окончил его, потом - армия.

Демобилизовавшись, я окончательно пришел в цирк, в башкирский коллектив «Веселые охотники». Там впервые выполнил один из самых крутых и популярных трюков - «длинный отрыв». На полном ходу падаешь с лошади, как будто тебя сдернули. В последний момент на ноге затягивается петля, и ты волочишься за лошадью, а по команде ведущего возвращаешься в седло. Работал на этом аттракционе почти год.

И однажды моя жизнь в буквальном смысле перевернулась. На гастролях в Баку я познакомился с Анатолием Барановым - человеком, которого считаю и моим настоящим учителем, и Богом в работе с лошадьми. Он тогда приезжал из Москвы покупать лошадей очень редкой арабо-карабахской породы. Анатолий пригласил меня в свой коллектив, создавать номер «Римские игры». И, попав к Баранову, я понял: все, что я умею, находится на очень низком профессиональном уровне. За два года подготовки аттракциона прошел всю школу конного цирка, включающую несколько жанров, сольную и групповую свободную дрессуру...

Еще мы возродили жанр «римская почта» -- всадник стоит на спинах двух лошадей (что само по себе встречается очень часто), но управляет не только этими двумя, но и всеми остальными, которые по очереди пробегают на манеже под наездником и выстраиваются параллельно. Начинается фигурная езда. Один из самых сложных и замысловатых трюков - «гребенка». Лошади разделяются на две группы, идут навстречу друг другу и проходят каждая в своем направлении.

Вот так я стал профессиональным артистом цирка. С Барановым проработал в этом номере шесть лет. На это время приходятся мои первые эпизодические, совершенно незначительные роли в российских и в индийских фильмах.

- Поведайте нам свою «киноэпопею».

- Действительно серьезную каскадерскую работу я впервые выполнил в 1991 году, в польско-франко-русском фильме «Эскадрон», о казачьем карательном отряде, подавлявшем польские восстания. Там снимались, например, Януш Гайос («Четыре танкиста и собака»), наши Виктор Проскурин и Сергей Шакуров.

В следующем - американском «Франкенштейне» -- я и новосибирские конные спортсмены Павел Нефедов и Владимир Верясов уже дублировали актеров, делали ночные трюки с падениями, переворотами на спину с задних ног лошади, со «свечи». Жена Павла Людмила дублировала главную героиню.

Своей гордостью я считаю участие в фильме «Лисовчики» (Польша) - там именно мы, та же новосибирская троица, срежиссировали и исполнили всю трюковую часть. Эта картина - о развитии польской верховой езды. Народный польский полководец Лисовский изучил тактику ведения боя монголо-татарской конницы, которая была способна за сутки преодолеть расстояние в тысячу километров, и применил опыт чужеземцев в собственном войске (лисовчиков). В этом же фильме снималась каскадерская группа, признанная в 1990 году чемпионом мира среди каскадеров, «Пираты Ганга».

В «Магнето», кино о старом бродячем цирке в послевоенное время, я дублировал главного героя, метателя ножей. «Мишенью» была моя жена. И последняя работа - в историческом фильме про войну с Наполеоном, с рабочим названием «Воспоминания полковника Хабберта». Съемки шли зимой, были рубка на саблях, падения, перевороты со «свечи». Там я работал с известным французским каскадером, которого считаю лучшим из лучших, - Марио Лю Раши.

- Русские и польские каскадеры по уровню профессионализма стоят на одной ступени?

- Примерно да. Поляки-конники - классные профессионалы. Но зато у нас плюс ко всему выше техничность исполнения трюков и русский характер, необузданность и лихачество.

- Каковы гонорары конных каскадеров?

- До тех пор пока мы, русские, не сделали себе имя (в «Эскадроне»), поляки нам платили меньше, чем своим соотечественникам. Но потом гонорары сравнялись.

В среднем конные каскадеры получали, по крайней мере в те годы, от 350 до 500 долларов за один съемочный день. Хотя, например, в «Магнето» мне платили тысячу. По срокам я работал в разных фильмах от двух дней до трех месяцев.

- Травмы были во время съемок?

- Так получилось, что все нажитые мной травмы вообще с профессией не связаны.

- Характеры наездника и лошади должны быть примерно одинаковыми?

- Желательно. Главные черты любого конника - терпение, спокойствие, умение доминировать. Если лошадь дерзкая, норовистая, то у тебя этого должно быть на порядок больше. Ну и враг номер один - нервозность.

- Где еще в России, в других странах есть конные театры, аналогичный которым вы собираетесь открыть в нашем городе?

 - Идею конного театра мы с моими единомышленниками вынашивали несколько лет. Таких учреждений не так уж и много в мире. Знаю, в Германии есть подобное, в Дюссельдорфе. Во Франции, в сорока километрах от Парижа, стоит замок с конным театром. Его посещает в основном элита, это считается престижным. У нас, в России, в восьмидесятые годы пытался организовать театр сын родоначальника джигитовки Алибека Кантемирова Мухтарбек. Есть и любительские попытки при больших конных комплексах устраивать показательные выступления.

- Что у вас готово на сегодняшний день, чтобы начать работать?

- Прежде всего это мы, одержимые идеей люди. Желание, знание, опыт, помещение, частичное финансирование. Не хватает лишь симпатичных, работоспособных лошадок, не обязательно высокопородных. Главное, чтобы подходили для нашей цели.

- Что будет представлять собой ваше детище, чем конкретно будете заниматься?

- Во-первых, это будет разнообразная демонстрация контактов человека с лошадью, тематическая программа для сцены, рассчитанная на детей и взрослых. Во-вторых, конное родео, не имеющее ничего общего со спортом. Мы хотим заразить всех любителей верховой езды экстремальными конными эффектами, устраивать турниры и шоу-программы. Обязательно создадим детскую (по составу) конницу. Вспомним и представим в художественном виде культуру и фольклор сибирского народа. Цель - не соревнования, а скорее, популяризация верховой езды и собственного круга общения.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: