Новосибирск 0.1 °C

«Скорая» обязана быть бескорыстной

21.05.2003 00:00:00

- убежден главный врач новосибирской «Скорой помощи»,
депутат областного Совета Олег Иванинский

Олег Иванинский

 В последние годы в здравоохранении происходят весьма существенные изменения. О них наша беседа с главным врачом новосибирской «Скорой помощи» Олегом Иванинским, который пришел сюда два года назад. До последнего назначения он работал хирургом-урологом в областной больнице, возглавлял отдел здравоохранения в Центральном районе, затем - заместитель начальника управления в мэрии. И вот самостоятельный участок работы, где под началом, ни много ни мало, полторы тысячи человек, Центральная «скорая» и 13 подстанций по всему огромному городу.

В том же 2001 году он был избран депутатом областного Совета и возглавил комитет по социальной политике.

Но наша беседа все-таки о проблемах здравоохранения и о «Скорой помощи».

- Олег Иванович, что-то изменилось в работе «Скорой» в последние годы?

- В каком-то смысле мы переживаем очередной виток - вверх по известной спирали. Хочется на это надеяться. Было налажено программное обеспечение нашей работы. Сейчас даже трудно представить себе, что относительно недавно каждую заявку мы оформляли, пользуясь картонными карточками алгоритма.

Даже сатирики прежде над нами потешались, что мы, прежде чем отправить бригаду, выспрашивали некоторый минимум информации о пациенте. Но с бухты-барахты работать ведь нельзя, лучше потратить минуту на первичный анализ ситуации, чем часы на исправление ошибки, допущенной неточности.

- Мой знакомый, недавно побывавший в Китае, рассказал, что пришлось столкнуться с таким фактом: вдруг что-то непонятное произошло с одним из членов официальной делегации области. Из-за непривычной восточной кухни он не мог даже из номера выйти. Хотели по российской привычке вызвать «Скорую», но узнали, что в этой стране просто отсутствует понятие скорой или неотложной помощи...

- И таких стран в мире немало. Понятие скорой медицинской помощи зародилось относительно недавно, ему немногим больше столетия. В конце позапрошлого века произошел пожар в Венской опере. Были большие жертвы. Тогда и зародилась идеология скорой медицинской помощи (1881 год - Вена, 1898 - Москва, 1899 - Санкт-Петербург). Но первая неотложка была создана профессором Гаазом на благотворительные деньги в Москве еще раньше - в 1844 году.

Да что там Азия или Африка! К нам приезжали французы, и когда они увидели реанимационную машину «скорой помощи», то удивились: это же страшно дорого! А у нас на постоянном дежурстве есть еще и детская реанимация, и кардиология, нервнопатологические и психиатрические бригады. Да, это дорого, но необходимо.

Сейчас мы повсеместно наблюдаем рост обращений в «Скорую помощь». За прошлый год у нас было 401,5 тысячи вызовов. Получается, что мы побывали в более половины семей новосибирцев. Тенденция роста обращений сохраняется. Чем это вызвано? Односложно можно ответить так: развитием рыночных отношений. Цены на лекарства возросли многократно. Большая часть населения просто не в состоянии приобретать их в нужном количестве и качестве. Вот и звонят в «Скорую»: может, приедут да хоть укольчик сделают. Хотя около половины обращений, адресованных нам, вполне могут быть удовлетворены поликлиниками и участковыми врачами.

Вообще медицинская форма обслуживания по месту жительства с поликлиниками и участковыми врачами, можно сказать, идеальная. Участковый врач должен наблюдать за вашим семейством, знать болезни каждого члена семьи, их генетику. А поликлиника, оснащенная оборудованием, обследовать и лечить больного.

Но это в идеале. Деятельность поликлиник в последние годы дисредитирована отсутствием средств. Неукомплектованность врачами очень большая. Оборудование изношено. Разовые акты помощи Всемирного банка наших проблем не снимут. Значит, нужно больше вкладывать средств самим. И когда в облсовете меня упрекают, что я не вижу ничего, кроме нужд медицины, я отвечаю: мало денег, нужно больше. По данным Всемирной организации здравоохранения, если государство тратит на медицину меньше 5 процентов ВВП, то значит в нем система здравоохранения отсутствует. Мы тратим 2,8 процента. Правда, в последние 3-4 года у нас в области обстановка меняется к лучшему, но все равно денег крайне мало.

Когда меня назначили главным врачом, приехал мэр города Городецкий. Я ему рассказал и все показал без утайки. В развитие и поддержание материальной базы лет 15 не вкладывалось почти ничего. Машины изношены до крайности, комнаты отдыха медперсонала обшарпаны и т. д. Хорошо, обстоятельно побеседовали, и сдвиги появились. За последние два года автопарк пополнился 70 новыми машинами. Строятся новые и ремонтируются старые здания медучреждений, появляется новое оборудование, лучше стало с медикаментами. Хотя надо сказать, что и в самые трудные времена мы все равно приезжали по вызову и стремились оказать посильную помощь.

- Олег Иванович, может, мне везло, но когда случалось вызывать «скорую», приезжали всегда очень внимательные и предупредительные люди. А семьи ведь всякие бывают... Наверное, ваши работники в чем-то выполняют и социальные функции? Например: звонят из семьи алкоголика...

- И мы не можем не ехать, потому что пьяный тоже может быть при смерти. Да, случаются и неоправданные вызовы. По-видимому, это неизбежно. Случается и такое: приедет бригада к бабушке, а той и нужно-то всего, чтобы поговорить с кем-то о своем здоровье и о жизни. У нас есть свой телефон доверия. До 300 звонков в сутки поступает на него. Врач-консультант, человек с опытом, всегда терпеливо выслушает, даст совет. А в целом «Скорая» работает где-то на стыке между острой необходимостью в медицинской помощи и плановым лечением. Тут уж делить сферы деятельности особо не приходится.

А что касается стационарного лечения, то давно убедился, что половина коек в наших больницах - социальные. Человеку, особенно пожилому, нередко с мизерной пенсией, больница нужна как форма социальной поддержки. И врачи на это смотрят сквозь пальцы: не обеднеет государство, если бабушка месяц проведет на гособеспечении. Я говорил и говорю: не нужно в центрах социальной защиты развивать систему своих стационаров. Давайте признаем тот факт, что каждая вторая койка в больнице - социальная, и выделим на ее содержание специальные деньги.

Мне нередко замечают: как депутат ты проповедуешь непопулярные меры, когда поддерживаешь идею о сокращении койко-мест, когда ликвидируются отдельные больницы и вместо них создаются специализированные отделения в крупных медицинских учреждениях. Но эти изменения необходимы. Ни для кого не секрет, что в стационарах лечат лишь в утренние часы, а остальное время больные там находятся либо без лечения, либо вообще уходят домой. В то время как неукомплектованность кадрами более крупных лечебных учреждений весьма значительна. И вот мы возим больного из специализированной больнички по всему городу, обследуя его. Хотя куда удобнее было бы его содержать в крупном стационаре, где есть все.

Но, подчеркиваю, у нас в России, несмотря ни на что, сохраняется одна из лучших в мире систем здравоохранения. В США на медицину тратится 13 процентов ВВП. У нас, напоминаю, 2,8. Но 42 миллиона американцев живут вообще за чертой медицинского наблюдения по принципу: твое здоровье - твое личное дело. У них прекрасно действует система экстренной медицинской помощи. Но что касается твоего здоровья в целом, то, будь любезен, позаботься о нем сам. Мы так не можем. И исторически у нас сложилось по-другому, и сейчас у подавляющего количества населения карманы худые. Личная совестливая ответственность врача сейчас возросла многократно. Ему бы еще платить надо как следует. А то если участковый едва сводит концы с концами на свою зарплату, то, представляете, в каком он иногда настроении заходит в квартиру к больному?

- Сейчас заметно расширяется количество платных медицинских услуг населению, в том числе и в поликлиниках по месту жительства. Нередко врачей подозревают в корысти. Мол, к иному специалисту попадешь только через кассу. Ваша точка зрения?

- Никто там, в поликлиниках, не озолотился. Во-первых, выручка от платных услуг мизерная по сравнению со всеми затратами, что несет государство. И, во-вторых, когда принималось решение о платных услугах, то было стремление их как-то упорядочить, узаконить с главной целью хоть немного увеличить зарплату врачей. Но недостаточность финансирования медучреждений заставляет их руководство с помощью привлеченных и заработанных средств латать зияющие дыры. Поэтому я говорил и говорю: мало отпускается средств на здравоохранение. А ведь технологии идут вперед, лекарства тоже появляются каждый год новые и высокоэффективные. Ну что же, нам в хвосте у всего цивилизованного мира плестись?

- А что касается самой «Скорой», не думаете ли вы тоже внедрять у себя коммерческие формы обслуживания?

- Упаси Боже! Хотя предложения такие есть со стороны. Организуется какой-нибудь фонд, и его руководители нам говорят: давайте заключим договор на медицинское обслуживание наших клиентов. Оно должно быть качественнее, и мы с вами рассчитаемся. То есть изначально предполагается: люди с тугими кошельками хорошие, а все остальные - так себе. Не пойдет.

«Скорая» должна и обязана быть бескорыстной и вне политики. Нищий ли нам звонит или человек состоятельный - любой в России должен обладать одинаковым правом на первичную медицинскую помощь. Я изучал ситуацию в других городах: ничего путнего пока никто не придумал.

- Нередко «Скорую» упрекают за то, что она отнюдь не скорая...

- В часы пик или в праздничные дни, когда количество вызовов достигает наивысшей точки, мы иногда действительно вынуждены выбирать: ехать ли прежде к человеку с больным сердцем, к месту автокатастрофы или к больному с прострелом в спине. Но все равно все заявки удовлетворяем. Нередко приехать вовремя нам мешает обыкновенное бездорожье. Город-то огромный, от Пашино до ОбьГЭС. Случаются и экстремальные ситуации: нападения на врачей и т.п.

Но, как всегда, каждый вызов мы принимаем и пишем в компьютере на диск, через считанные секунды информация поступает в группу анализа, которая моментально решает, какой бригаде надо ехать в зависимости от случая, и выдает команду или здесь, или на подстанции на выезд. Ежедневно, ежечасно мы можем узнать, сколько и каких выездов было на такое-то время, и, постоянно анализируя собственную работу, вовремя корректировать ее.

Каждая бригада имеет возможность в случае необходимости обратиться за помощью к опытнейшему врачу из консультационного кабинета и даже передать с помощью телефона сюда, на пульт, электрокардиограмму больного, чтобы, не дай Бог, чего не вышло...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: