Новосибирск 0.3 °C

Первое шоссе города

17.05.2003 00:00:00

К 110-летию Новосибирска

Слово «шоссе» сегодня в устной речи практически не употребляется - состарилось и вышло на пенсию. В Новосибирске его можно встретить разве что в названиях улиц - Старое шоссе, Бердское шоссе, Гусинобродское опять же... А были времена, когда звучное французское словечко из пяти букв в нашем городе произносили с придыханием, как название заветной мечты новониколаевцев, переименованных в новосибирцев

Будущее Бердское шоссе: убран последний пень

 Шоссе... Нам, детям асфальта и бетона, трудно даже представить, что были времена, когда по Красному проспекту не то что заграничная «Тойота» - отечественная телега пробиралась с большим трудом, утопая в грязной колее. Не всякий кирзовый сапог выдерживал переход из одного района сибирской столицы в другой - а уж о театральных туфельках для тогдашних дам и речь не шла. Понятно было, что долго так продолжаться не могло: ни в городе, ни на выездах из него.

Письмо N Д012 от 08.11.1929 г.: «Начальнику участка службы пути Алтайской ж/д. Постановлением Новосибирского окрисполкома и решением Сибдортранса в 1929-1930 г.г. намечено построить щебеночное шоссе Новосибирск-Бердск. Проводятся изыскания дороги; трасса будет проходить рядом с Алтайской ж/д в 30-40 м от нее. Перцев».

Почему именно Бердск был выбран тогдашними дорожниками? По двум причинам - трасса эта являлась естественным продолжением Красного проспекта, стало быть, появлялся повод достойно отделать и главную улицу города тоже. К тому же уже существовал проект строительства станции Эйхе, ныне Инская - самой большой грузовой железнодорожной станции всего Сибирского края. Да и сам город Бердск, три десятка лет спустя утопленный гидроэнергетиками, в ту пору был немалой точкой: поставщиком продуктов и рабочей силы для лихо растущего Новосибирска. Словом, будущая дорога с ходу убивала целую стаю зайцев.

Записка в правление Омской ж/д от 05.04.1930 г.: «На основании постановления Новосибирского окрисполкома от 30.09.1929 г. Доротдел с весны 1930 года приступил к постройке шоссе Новосибирск-Бердск. Шоссе запроектировано с правой стороны Алтайской ж/д до 19-й версты. Иня - рассматриваются варианты перехода выше и ниже существующего ж/д моста. Зав. Окрдоротделом Перцев».

Сегодня можно извлечь из пыли архивов имена первых дорожников, создававших наше первое шоссе по имени Бердский тракт. Изыскатель переходов через реки Иня и Бердь - техник Зарембо Николай Петрович, впоследствии один из главных строителей труднейшего Шегарского тракта, открывающего путь к лесным богатствам Севера и Притомья (ныне дорога Новосибирск-Колывань-Пихтовка). Начальник работ по Бердскому тракту, назначенный приказом по Окрдоротделу N 29 от 18.01.1930 г., - Векшин Николай Ильич, уроженец Томской области. Больше о нем, увы, ничего не сохранилось...

Из проекта Новосибирск-Бердского тракта: «Утвердить направление от завода «Труд»: деревня Усть- Иня - поселок Анастасьевский - поселок Матвеевский - деревня Нижняя Ельцовка - Бердск. Дорога 4-го разряда: до пересечения с ж/д магистралью Новосибирск-Ленинск - мостовая шириной 18.60 м, дальше - щебеночное шоссе шириной 12.10 м. Утвердить строительство моста через р. Иня в 60 м ниже существующего ж/д моста Алтайской ж/д. Предусмотреть плотоходный пролет моста шириной 20 м и высотой не менее 2.5 м».

Дорога строится (участок возле Ини)
 Прикинем по-нынешнему. Деревня Усть-Иня давно стала городом: это часть Октябрьского района от реки Плющихи до карьера Борок. Поселок Анастасьевский найти не удалось: можно лишь предполагать, что речь идет о части Первомайского района, примыкающей к станции Сибирская. Поселок-мужичок Матвеевский после операции по перемене пола (кем? когда?) стал и по сей день остается дамой Матвеевкой. Нижнюю Ельцовку сегодня деревней обозвать сложно, но стоит она на том же самом месте...

А вот одну загадку этого документа можно хоть сейчас направлять в краеведческое «Что? Где? Когда?» - черта с два кто угадает, даже с десятого раза... 12 метров 10 сантиметров - стандартная ширина дороги тех лет: так строились и Московский, и Каменский, и Кузнецкий тракты. Лишь Бердский в проекте значился в полтора раза шире. И по сей день он один такой - желающие могут сравнить ширину выезда из города, к примеру, в сторону Академгородка и Ленинска-Кузнецкого...

А ответ, между тем, прост, как снесенное Колумбом яйцо.

Из протокола Межведомственного совещания при Сибкрайдортрансе от 10.04.1930 г.: «Учитывая, что к концу 1931 года Новосибирск должен иметь трамвай, предусмотреть при проектировании Бердского тракта трамвайную линию от завода «Труд» до проектируемой грузовой сортировочной станции на новой ж/д ветке Новосибирск-Кузнецк».

Так что строили наши отцы и деды свою первую благоустроенную дорогу с дальним прицелом для потомков, оставив место для трамвая на Первомайку. Не могли же они всерьез предположить, что через полсотни лет эти самые потомки начнут крушить трамвайные линии по городу в мелкую капусту по дурости неизвестного начальника... Не все сегодня и помнят, что до семидесятых годов новосибирские трамвайчики бегали до самой Плющихи по улице Большевистской, а оттуда до Первомайского района было уже рельсой подать.

В полтора раза шире с учетом трамвая проектировался и красавец-мост через Иню - сегодня от него торчат одни «бычки» ровно в 60 метрах ниже моста железнодорожного. Место для него дорожники выбирали под обстрелом, причем настоящим - воспоминания на эту тему сохранились. Несмотря на мирное время, первую группу изыскателей железнодорожная мосто

вая охрана приняла за диверсантов, обстреляв ее на месте: слава богу, в ходе пальбы ни в кого не попали, но в грязи разведчикам тракта полежать пришлось изрядно.

Забавно - но мост впоследствии лишил тех же дорожников большого куска хлеба с маслом. Дело в том, что до него переправа через Иню осуществлялась паромом, доходы от которого шли в Окрдоротдел. Сохранилась даже сумма дохода от эксплуатации инского парома за 1930 год - 7439 рублей 71 копейка, немалая по тем временам цифра.

Но вот вроде все учли, все утрясли и согласовали, включая судоходство: в те годы по Ине эскадрами шастали катера и прочие шаланды, полные карасей, плюс стройными рядами шли плоты с лесом. Пора вроде бы и строить...

Из плана дорожно-строительных работ на 1930 год: «...п. 6. Тракт Новосибирск-Бердск: вырубка леса, корчевка пней, устройство земляного полотна - 26 км».

Попробуйте сегодня представить здоровенный пень поперек федеральной трассы М-52: так теперь именуется Бердское шоссе. А лес там по описаниям стоял могучий, стало быть, и пеньки соответствовали... При этом всех дорожных работников на строительстве тракта было аж четыре человека: десятник, двое дорожных рабочих да сам начальник строительства товарищ Векшин... Дали, правда, им в помощь практиканта-студента - и на него сохранился документ:

Записка N 012 от 26.05.1930 г.: «В магазин АКОРТ. Просьба отпустить за наличный расчет один костюм практиканту-студенту Томского техникума Ершову Николаю Владимировичу, работающему на постройке Бердского шоссе. Он абсолютно не имеет более или менее годной для носки одежды. Как работник, заслуживает особого внимания. Векшин».

Трудгужповинные первостроители
 Не стоит улыбаться над такими вот строчками - небогато жила вся страна (как, впрочем, и по сей день). А дорожники, люди дела, неделями и месяцами пропадающие на своей кровной трассе, к аристократам никогда не относились: эта бесхитростная записка - лишнее тому свидетельство.

Понятно, что впятером такой объект, как Бердский тракт, было не осилить даже былинным богатырям. Кто его строил на деле - под руководством товарища Векшина?

Обычная участь рядового - хоть военного, хоть штатского: имя забывается, труд остается. Трудились на дороге сельчане из окрестных деревень: мне уже доводилось писать в этом историческом цикле о таком забытом сегодня понятии, как «трудгужповинность». Мое поколение еще помнит его же наизнанку в виде «шефства» - когда горожан гнали в колхозы и совхозы бесплатно вкалывать на уборке урожая, дабы освободить сельчан для работы на личном огороде. Тогда же это выглядело примерно таким образом.

Записка в Доротдел от 16.05.1930 г.: «Прибывшие на работу в порядке трудгужповинности раскулаченные из с. Бердск требуют у меня топоры, пилы и сахар. С этим они ко мне приставали и в РИКе, где я им в резкой форме заявил, что предоставить это не могу и не обязан, и что не верю им, что они не знали, что указанные инструменты надо иметь при себе. Басню, что топоров у них нет вообще, считаю с их стороны саботажем. Председатель РИКа тов. Мальц уверял меня, что у них действительно все отобрали при раскулачивании, и они не знали, что надо являться с инструментом...

Позже я сам убедился, что кулаки не пришли пешком, как они говорили, а приехали на лошадях, и инструмент у них был. Но тов. Мальц расценил мой нажим на кулаков и подкулачников - форменных саботажников - как грубое обращение с крестьянами вообще. Так позиция тов. Мальца воодушевляет кулаков, а он сам занят тем, что пишет на меня доносы краевым властям. На работу призванные по трудгужповинности являются пьяными. Дисциплина слабая. Был случай, когда дорожный десятник убедил одного возчика наложить песка полный воз, то другой возчик набросился на него с кайлом и словами: «Бить вас всех, подлецов, надо!..» Начальник работ Бердского шоссе Векшин».

Из песни, как говорится, слова не выкинешь - между сельчанами-строителями и горожанами-дорожниками прямо на тракте шла глухая война, изредка прорывающаяся такими вот сполохами. Любой принудительный труд непроизводителен сам по себе, а в тогдашнем селе он был вдвойне непроизводительным. Без дороги крестьянин 1930 года прожить худо-бедно мог, хотя бы по схеме «что вырастил, то и съел», а вот без лошаденки он неминуемо скатывался в лютую бедность. Так что «отказчики» берегли не столько себя, сколько свое средство гужевого передвижения, а дорожникам оставалось констатировать тоскливую статистику.

Из акта от 24.05.1930 г.: «Трудгужповинность на Новосибирск-Бердском шоссе - 10-15% от списка. Большая часть возчиков нормы не вывозят, ссылаясь на недостаток фуража. Никто больше 4-х дней не проработал. Большинство стремится симулировать и отделаться от работы. Имеются случаи прямого запугивания дорработников, которые, в свою очередь, заявляют, что с тракта уйдут... Векшин».

Впрочем, и сельчане в долгу не оставались.

Из протокола N 1 совещания уполномоченных сельсоветов от 28.05.1930 г.: «В селе Морозово в списке привлеченных к трудгужповинности - кормящие грудью женщины, старики старше 60 лет и все инвалиды! Нет кормов для лошадей, работающих на дороге, - от непосильной работы уже пало две лошади, а остальные еле сами себя носят. На постройке шоссе - ряд безобразий. Нормы таковы, что даже молодые коммунары в 12 дней не могут сделать 6-дневной нормы. Возчиков обмеривают, занижают перевезенное, а сами дорожники играют в карты, пока мы работаем...»

И самое удивительное - что при всех сложностях дорога упрямо ползла вперед! И прежде всего - благодаря своему бессменному - до окончания строительства! - командиру. Когда не помогал кнут - в ход шел хоть небольшой, но пряник.

Записка от 03.05.1930 г.: «Окрдоротдел просит отпустить для рабочих, занятых на постройке Новосибирск-Бердского шоссе, папирос на 100 человек. Не имея папирос, рабочие отказываются работать, так что просьба не отказать. Начальник постройки тракта Векшин».

Записка от 04.05.1930 г.: «По договоренности с окрторготделом отпустить для постройки Новосибирск-Бердского тракта 1 (один) вагон сена за наличный расчет через начальника работ Векшина Н. И. Зав. Доротделом Перцев».

Забытые листы пыльного архива: папиросы вместо «Мальборо», сено вместо бензина и солярки... Не обходилось, думается, и без русского мата - последнего средства административного убеждения еще с петровских времен. Но давно уже ушли из этого мира первостроители Бердского тракта, и не нам, теперешним, их судить, и подневольных, и профессиональных... Главное, что дорога, дело их жизни, живет, и ездим мы по ней по сей день.

Заслуженный строитель Российской Федерации, почетный дорожник Александр Пичугин: «Моему поколению дорожников выпало продолжать Бердский тракт. И нам тоже есть чем гордиться: в конце 60-х годов асфальтобетонное полотно трассы соединило Новосибирск и Барнаул. Понятно, что дорожники 30-х годов могли разве что мечтать об этом, - но перед их безымянным теперь трудом впору склонить голову всем нам, сегодня живущим. По крайней мере я как специалист четко представляю, какой трудности задачу они осилили. Поэтому убежден в том, что Бердский тракт как минимум заслуживает памятника своему первому начальнику, а на месте безликого названия «Старое шоссе» на карте Первомайского района Новосибирска более чем достойно смотрелась бы улица Николая Векшина - или улица дорожника Векшина, как хотите...»

Увы, коротка людская память, только в архиве сохранившая имя того, благодаря кому к 1932 году дорога до Бердска была в основном готова - то самое ПЕРВОЕ новосибирское шоссе. И какие бы потом ни строились дороги и шоссе в могучем асфальтобетоне - все равно они были уже только ОЧЕРЕДНЫМИ...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: