Новосибирск 4.9 °C

И в Омск, и в магазин теперь на электричке

13.05.2003 00:00:00

Железная дорога берет на себя часть функций создаваемого
в Новосибирске мультимодального транспортного узла

 12-13 мая в Новосибирске проходит научно-практическая конференция «Транспортная стратегия Сибири», организованная Министерством транспорта и Министерством путей сообщения РФ, администрацией Новосибирской области и Сибирским отделением Российской академии наук. На обсуждение вынесен широчайший спектр проблем, касающийся состояния и перспектив автомобильного, авиационного и железнодорожного транспорта и роли транспортной системы в социально-экономическом развитии регионов Сибири и Дальнего Востока.

Темой отдельного круглого стола стала реформа железнодорожного транспорта, предполагающая акционирование в условиях единой транспортной системы, привлечение в железнодорожный транспорт частного капитала и создание новых компаний-операторов. Приехавшим со всей страны железнодорожникам есть чему поучиться у новосибирцев. В том числе и организации пригородных перевозок. Работающая у нас уже шестой год ОАО «Экспресс-Пригород» - пока единственная акционерная компания, действующая на железных дорогах России. Какая стратегия у нее? - задали мы вопрос генеральному директору ОАО «Экспресс-Пригород» Александру Кузьмину.

- Если о стратегии сегодняшнего дня - справиться с возрастающим объемом перевозок. Летом он увеличивается многократно, и мы к этому готовимся всю зиму. Довольно сложна и сама методика перехода к пиковым перевозкам. Мы, например, были готовы уже 26 апреля - открыли максимальное количество касс, назначили поезда, но, оказалось, поторопились. Весна нынче запоздала, и дачники не торопились к своим участкам. Не было увеличения пассажиропотока и 1 мая, а вот 2 мая мы перевезли уже 25 тысяч пассажиров. В сравнении с 8-10 тысячами пассажиров в среднем в «допиковый» период. Сейчас идет уже обычная работа - обеспечить необходимое количество электричек и касс, чтобы люди не стояли в очередях и смогли без проблем добраться до нужного места.

- А о стратегии в целом? Судя по недавнему открытию движения электропоездов до Омска и Томска, она тоже меняется?

- Еще не так давно считалось, что функция пригородного сообщения - только доставка дачников и жителей ближайших населенных пунктов. Дальних перевозок в пригородном сообщении не выделяется. Но вот два с лишним года назад мы открыли движение ускоренных поездов повышенной комфортности Новосибирск - Татарская и сразу увидели, что они пользуются спросом. Пассажиров привлек в «Ласточке» выигрыш во времени (электропоезда идут всего с четырьмя остановками), а также немало значит и возможность комфортного проезда. Первое время, правда, большинство стремилось приобрести билеты в вагоны третьего класса, и только если билеты раскуплены, в вагоны второго и первого класса. Сегодня пассажиры уже выбирают сервис. Они хотят не просто добраться от пункта А до пункта Б, а доехать в хороших условиях. В зависимости от достатка, люди могут выбрать или обычный вагон электрички, или второй класс с мягкими креслами, или вагон первого класса, оборудованный мягкими креслами и столиками, где можно посмотреть телевизор или воспользоваться баром.

Проанализировав этот первый опыт, мы пришли к выводу: ускоренные поезда повышенной комфортности могут с успехом использоваться и для соединения регионов. Это что касается стратегии. Сегодня на «Ласточке» можно доехать до Кемерова и Новокузнецка, а с 30 апреля открылось движение ускоренных электропоездов Новосибирск-Омск и Новосибирск-Томск. Для региона это огромное событие. Больше 600 км до Омска «Ласточка» проходит в рекордное время 6 часов 30 минут - быстрей любого скорого поезда. Средняя скорость движения - 98 км в час. В ближайшей перспективе время в пути должно сократиться до 6 часов - такую задачу поставил перед службами начальник Управления Западно-Сибирской железной дороги. В программе этого года - открытие движения ускоренных электропоездов между Новосибирском и Барнаулом. Пока пассажиры вынуждены, доехав до Черепанова, пересаживаться в другой поезд, поскольку до Черепанова идет линия постоянного тока, а затем до Барнаула - линия переменного тока. Новый электропоезд с электровозом, который сейчас проходит опытную эксплуатацию, может работать на постоянном и переменном токе. С его пуском пассажиры смогут доехать до Барнаула без каких-либо неудобств. Всего за 3,5 часа.

Железная дорога берет на себя часть функций создаваемого в Новосибирске мультимодального транспортного узла. Он будет работать на более широкий полигон, нежели Новосибирская область, и для этого должно быть устойчивое и эффективное пассажирское сообщение с другими регионами. Для нас ускоренные электропоезда дальнего сообщения - еще и возможность покрыть убытки пригородных перевозок внутри области.

- Раз вы выходите на другие регионы, вероятно, предстоит укрупнение компании?

- Это в будущем. Мы были первой компанией в России, взявшейся за пригородные перевозки. Сетью дорог МПС и Управлением Западно-Сибирской железной дороги положительно оценен опыт «Экспресс-Пригорода». Сейчас компании, аналогичные нашей, созданы в Омске, Барнауле, Кузбассе. В перспективе планируется создание холдинга - управляющей компании, которая бы координировала действие региональных компаний с целью эффективного использования собственности. Совсем скоро нас ждут большие перемены. С 18 мая вступает в силу закон о создании ОАО «Российские железные дороги». Акционерные общества будут наделяться имущественным комплексом. Тогда станет выше и эффективность работы региональных компаний, занимающихся пригородными перевозками, и острее необходимость в создании холдинга.

- Есть еще и проект «Городская железная дорога». Компания собирается участвовать и во внутригородских перевозках?

- А разве в этом нет необходимости? Об этом скажет всякий, кто едет наземным транспортом по центру города в час пик. Для внутригородских перевозок у нас есть все возможности: железная дорога проходит через восемь из десяти районов Новосибирска. Сегодня пассажирам электричек, приезжающих в город, приходится ехать сначала до вокзала Новосибирск-Главный, а потом пересаживаться на другие виды транспорта. Конечно, это неудобно. Мы попробовали продлить рейс из Искитима до Новосибирска-Восточного. Однако устойчивого пассажиропотока не наблюдалось. Чтобы городская железная дорога работала эффективно, нужно построить еще две остановочные платформы: «Гагаринскую» - рядом со станцией метро «Гагаринская» и «Плехановскую» там, где железнодорожный трубопровод пересекает улицу Ипподромскую. С городским управлением пассажирских перевозок мы уже обсуждали возможность продления части маршрутов с площади Калинина. Жителю 5-го микрорайона, к примеру, в этом случае не понадобится сначала ехать до железнодорожного или речного вокзала. Только добраться до остановочной платформы и сразу сесть на электричку. Кроме того, по проекту «Городская железная дорога» от станции Новосибирск-Восточный до станции Обь, между Инской и Сеятелем или Бердском, будет курсировать «трамвайчик» - небольшой электропоезд с четырьмя вагонами. С интервалом порядка 20 минут и четким расписанием, как положено на железной дороге. Что тоже будет способствовать удобству пассажиров. Городская железная дорога позволит разгрузить центр города и улучшит в целом схему транспортного обеспечения Новосибирска. Это должно положительно сказаться и на экологиии города. В выигрыше будут и пассажиры дальних рейсов. На них, благодаря работе городской железной дороги, будет меньше остановок, а значит, сократится время в пути.

- Когда городская железная дорога заработает?

- По плану уже в этом году. Об этом есть соответствующее постановление губернатора и подписан «тройственный» договор, по которому мэрия, областная администрация и Западно-Сибирская железная дорога берутся нести расходы по строительству остановочных платформ в равных долях.

- А что ждет в этом сезоне дачников, жителей пригорода?

- На железной дороге самое ценное - стабильность. И наша цель - сохранить стабильность пригородных перевозок. Стараемся, по возможности, не менять даже минут во времени отправления электричек. Тем более что к нашему расписанию подстраиваются многие предприятия сельской местности. Как и прежде, можно будет купить месячный абонемент и проезд, билеты выходного и будних дней. Последние дешевле примерно на 30 процентов. Это как бы наше обращение к пенсионерам - воспользоваться электричкой в будни, чтобы не загружать их сверх меры в выходные. С целью рассредоточения пассажиропотока используются и другие способы. Мы накопили уже определенный опыт отправления поездов не с Новосибирска-Главного, а с Новосибирска-Западного и Новосибирска-Восточного. В этом сезоне часть пригородных поездов будет отправляться еще и с Речного вокзала.

- В прошлом году было много недовольства пассажиров из-за опозданий и задержек в движении электропоездов.

- Причина - в ремонте путей. Много работ капитального характера выпало именно на 2001 и 2002 годы. «Экспресс-Пригород» к ним отношения не имел, но недовольство пассажиров, естественно, падало на нас. В этом году позиция начальника дороги такова: ремонт путей должен проходить не любой ценой, а по четкому графику, который бы обеспечивал бесперебойное движение. Так что, думаю, существенных задержек не будет, а неудобства пассажиров постараемся свести к минимуму. Прошлой осенью кое-что в этом плане уже пробовали. Во время ремонта дороги на участке Искитим-Ложок заказывали автобусы, которые перевозили их через закрытый участок к электропоезду, отправляющемуся дальше. Народ очень удивлялся такому сервису. А для нас это был немаловажный опыт. Кстати, очень своевременный. С введением МПС новых правил мы обязаны теперь возвращать пассажиру полную стоимость проезда, если незапланированный перерыв в движении пригородных поездов составляет больше часа.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: