Новосибирск -0.2 °C

Пассажирский транспорт: льготы на проезд не только сохранятся, но и прибавятся

18.03.2003 00:00:00

 О качестве жизни горожан можно судить по состоянию общественного пассажирского транспорта, поскольку это один из ярких показателей уровня развития социальной и производственной инфраструктуры города. О том, как сложился 2002-й год для структурных подразделений департамента, отвечающего за функционирование общественного пассажирского транспорта, состояние дорог, благоустройство и озеленение города, рассказывает его директор Владимир Кривушкин:

- Оценивая итоги прошедшего года, можно сказать, что департамент транспорта, связи и дорог со своими задачами справился. Хотя, безусловно, год нельзя назвать простым. Проблемы были, в том числе и финансовые, но тем не менее все подразделения смогли обеспечить бесперебойную работу городского хозяйства.

Муниципальный: выживает тот,
кто умеет экономить

 Транспортная отрасль несет огромную социальную нагрузку, поскольку ее бесперебойная работа сказывается на жизни горожан. Прошлый год для электротранспорта начался нестабильно: из-за отключений электроэнергии останавливались троллейбусы и трамваи, а иногда и просто не выходили на линию. Однако к концу года ситуация кардинально изменилась, благодаря тому, что мэрия сумела выстроить отношения с энергосистемой и погасила свои долги по городскому хозяйству. Теперь есть уверенность, что в текущем году городской электротранспорт будет работать стабильно.

Сегодня в муниципальный транспортный комплекс входят 8 автотранспортных предприятий, 4 троллейбусных и 2 трамвайных депо и 9 специализированных предприятий. На их балансе числятся 892 муниципальных автобуса, 338 троллейбусов и 197 трамваев. Полностью изношено 36% автобусного парка, 60% - троллейбусного и 4% - трамвайного. В прошлом году услугами муниципального транспорта воспользовались 415,4 млн пассажиров. При этом надо отметить, что план по пассажирским перевозкам был выполнен на 100,6%. Общий доход от всех видов перевозок составил 688,6 млн руб. Это почти на 9% больше, чем в предыдущем году. Конечно, увеличение тарифов пополнило доходы, но не меньшую роль сыграло и улучшение организации работы пассажирского транспорта: обеспечение полноты сбора выручки за счет усиления контроля на маршрутах движения транспорта, оптимизация схемы и расписания движения подвижного состава на маршрутах.

В непростых финансовых условиях, когда средств не хватало на оплату электроэнергии, ГСМ, были найдены, совместно с управлением финансов и налоговой политики, нестандартные подходы, которые помогли обновить подвижной состав. В прошлом году были получены 12 новых автобусов, 10 из которых машины большой вместимости. Благодаря этому снята напряженность на одном из сложных транспортных направлений: Новосибирск - Речной вокзал - Цветной проезд (Академгородок). Новые комфортабельные автобусы хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. Это подтверждают и многочисленные благодарности от жителей Советского района, поступившие в департамент. Уже в марте этого года в Новосибирске появятся еще 15 таких машин, которые начнут работать на наиболее напряженных, социально значимых маршрутах.

 Троллейбусный парк также пополнился в прошлом году на 15 новых машин. На базе Ленинского троллейбусного депо уже не первый год работает участок капитально-восстановительного ремонта. Ведь новый троллейбус стоит 1,5 млн руб., и в условиях дефицита бюджета регулярно обновлять парк практически нереально. А на восстановление троллейбуса тратится в три раза меньше средств, и машина послужит потом еще минимум 7 лет. Поэтому такое направление в работе ремонтных служб будет продолжено. А в прошлом году отремонтировано 52 троллейбуса. При ремонте специалисты начали использовать новую технологию: вместо сварочных швов применяются специальные высокопрочные клеи. Троллейбус, прошедший капитально-восстановительный ремонт и покрасочную камеру, практически ничем не отличается от машины, вышедшей из сборочного цеха завода. В 2003 году в Новосибирске должен появиться и первый сибирский троллейбус, собранный собственными силами на основе новых кузовов. Такая программа разработана совместно с управлением промышленности мэрии и Сибэлттрансом. В текущем году планируется собрать пять таких машин.

Значительную экономию приносит эффективное использование производственных площадей. Так, после слияния ПАТП-5 и ПАТП-6 подвижной состав был перебазирован на одну площадку, а освободившиеся помещения сданы в аренду, средства от которой направляются на развитие. В прошлом году шла подготовительная работа по переводу ПАТП-1 на площадку Дзержинского трамвайного депо. В марте 2003 года ПАТП-1 должно обосноваться на новой площадке, где проведена реконструкция, созданы хорошие условия для ремонтной службы, для стоянки автобусов, для технического персонала.

 С чем не удалось справиться, так это с долгами по зарплате. Транспортная отрасль сегодня единственная, где есть задолженность. В прошлом году ее работникам повышали размер заработной платы дважды, и в целом рост составил 40%. Конечно, повышение сказалось на графике выплат, но тем не менее к концу года задолженность сократилась с 3 месяцев до 1-1,5. И сейчас перед управлением пассажирских перевозок мэром поставлена жесткая задача: в течение ближайших месяцев выйти на нормальный график.

Очень удобным и самым быстрым городским транспортом было и остается метро. И в прошлом году Новосибирский метрополитен работал стабильно. Ремонтные службы закончили замену рельсов на метромосту и провели профилактику на участках, нуждающихся в ремонте. Работники метрополитена освоили ремонт эскалаторов собственными силами, что позволило в три раза удешевить его стоимость. Пассажиропоток в метрополитене практически не сократился, несмотря на дублирующие маршруты по линии метро наземного транспорта. А с вводом станции метро «Березовая роща», которую ждут новосибирцы, он еще больше возрастет. Ввод новой станции позволит открыть сквозное движение по улице Гоголя и значительно разгрузить параллельные улицы.

Условия конкурса для немуниципалов
будут меняться

 Городской транспорт сегодня немыслим без немуниципальных перевозчиков. Коммерческий транспорт, по разным оценкам, обслуживает 15-20% пассажиропотока, хотя в количественном соотношении его намного больше. Это объясняется тем, что по улицам города курсируют маршрутки и автобусы в основном малой вместимости. Но городская уличная сеть не создавалась под такое количество машин, и поэтому сегодня звучат предложения о реорганизации системы немуниципального пассажирского транспорта.

Речь не идет о переделе рынка и сокращении немуниципальных перевозчиков. Без них городу не обойтись. Рынок пассажирских перевозок уже сложился, но вот качество его услуг должно претерпеть изменения. Прежде всего, необходимо убрать с улиц морально устаревший, не обеспечивающий безопасность пассажиров, транспорт: кавзики, рафики... Их модели планируется выводить из системы общественного транспорта, но постепенно. По окончании срока договора перевозчику будет предложено заменить устаревшую модель, и если он в состоянии приобрести новый автомобиль, ему предоставят место на этом же маршруте. Есть и второе направление. Необходимо разгрузить центральные магистрали, перенеся движение на параллельные улицы. Хотя сделать это очень сложно, поскольку улицы Советская и Каменская достаточно грузонапряженные.

Сейчас, по распоряжению мэра, создана рабочая группа, задача которой - комплексно проанализировать ситуацию и оценить условия конкурса на право работы на муниципальной маршрутной сети, внести изменения в Положение о немуниципальных перевозчиках.

Мэром поставлена и другая задача: найти с частными перевозчиками взаимопонимание в вопросах бесплатной перевозки инвалидов и участников ВОВ, а отдельных категорий льготников (например, пенсионеров) - за 50% стоимости проезда. Перевозчикам в ответ будет гарантировано, что в течение 2-3 лет они сохранят право выполнять пассажирские перевозки на своих маршрутах и в конкурсах участвовать не будут.

Сегодня всех льготников перевозит муниципальный транспорт, причем 60% из них пассажиры, проезд которых должен компенсироваться из федерального бюджета. Дотация пока же идет только из городского бюджета на пенсионеров и еще несколько категорий пассажиров, которым предоставлено право бесплатного проезда решением муниципалитета. Чтобы компенсировать муниципальным транспортным предприятиям перевоз льготников, необходимо 400 млн руб., в бюджете заложено 260 млн руб. В некоторых городах муниципалитеты отказались дотировать проезд пенсионеров. Но, как заверил мэр Владимир Городецкий, как бы ни было тяжело, в муниципальном транспорте Новосибирска сохранится право пенсионеров на бесплатный проезд.

В прошлом году началась реализация программы по реорганизации конечных остановок общественного транспорта. Например, в Советском районе на остановке «Цветной проезд» разведены частный и муниципальный транспорт, организованы остановочные платформы, оборудованы карманы отстоя. В Калининском районе реорганизована остановка на улице Кочубея. Проблемы конечных остановок существуют. Практически все они строились под количество только муниципального транспорта и не рассчитаны на возросшее число немуниципального. Программа реорганизации конечных остановок в первую очередь решит проблемы жильцов, которые недовольны скоплением машин, особенно в зимнее время, когда постоянно работают двигатели. С другой стороны, улучшатся условия и для водителей. На конечной остановке будут предусмотрены пункты горячего питания, бытовые помещения, площадки отстоя. В 2003 году планируется реорганизовать пять конечных остановок в Октябрьском, Кировском, Ленинском и Калининском районах. Уже сейчас прорабатывается вопрос о реорганизации остановки «Восточный жилмассив».

С новыми технологиями
ямочный ремонт уходит в прошлое

 Не менее важное направление, причем не только для департамента, но и для всех жителей Новосибирска - благоустройство. Положительная тенденция увеличения вложений в благоустройство города, которая наметилась в последние годы, сохранится и в 2003 году. 2002-й год не стал исключением. Многие, наверное, помнят, с какими дорогами город встречал минувшую весну. Резкие перепады температуры привели к тому, что дороги города к апрелю были в ужасном состоянии. Проехать в отдельных местах практически было невозможно, приходилось даже кое-где останавливать пассажирское сообщение между районами города для ремонта проезжей части. Тем не менее меры, принятые ремонтно-дорожными службами, позволили уже к июлю привести дороги в нормальное состояние. С появлением современной техники дорожники перешли не к латанию ямок, а к заделыванию, фрезерованию больших карт, целых перекрестков. Этим видом ремонта освоено 60 млн рублей, в три раза больше, чем планировалось. Средства поступали из городского бюджета и территориального дорожного фонда. Помимо этого привлекались средства предприятий, использовалась недоимка по платежам в бюджет. Это позволило увеличить объем работ и выполнить текущий ремонт на площади 174,4 тыс. кв. м. В 2003-м, юбилейном для города году, перед ремонтниками мэром поставлена жесткая задача: закончить текущий ремонт ко Дню города.

В 2002 году увеличили объем и капитального ремонта дорог. Продолжалось приведение в нормальное состояние улиц Б. Богаткова, Большевистской, проведен комплексный ремонт транспортной развязки улиц Гурьевской, Зыряновской и Восход с обустройством трамвайного переезда чугунными плитами. Теперь транспорт может спокойно пройти по параллельной улице. Проведен ремонт Красного проспекта, улицы Станиславского. На улице Серебренниковской, от оперного театра до улицы Кирова, выполнено мощение трамвайной плиткой. Ее производство, по муниципальному заказу, освоило одно из новосибирских предприятий. Плитка хорошо себя показала в эксплуатации, она не мешала уборке дороги в зимний период, и в этом году мощение Серебренниковской продолжится.

Перед дорожно-строительными службами города поставлена задача - не снизить объемы строительства дорог в 2003 году. В прошлом было реконструировано 16,2 тыс. кв. м дорожного покрытия. Несмотря на сложности финансирования, не были остановлены работы по улице Станционной, и в текущем году ее планируется сдать в эксплуатацию. Время переезда из аэропорта Толмачево в Новосибирск значительно сократится. Для этого еще предстоит выполнить достаточно большой объем работ - с выносом газопровода, со сдачей ливневой канализации, с обустройством освещения. Эти работы только в городской черте оцениваются специалистами в 60 млн руб.

Продолжились и работы на скоростной магистрали по улице Ипподромской. Велось строительство путепровода по улице Фрунзе, монтировались сваи под переезды. Но самое главное, что в конце года был сдан 120-квартирный дом на улице Пермской, куда будут расселены жители частных домов, попавших в зону строительства. В 2003 году улицу Ипподромскую сдать не получится, слишком велик объем работ, он оценивается в 300-400 млн рублей. Но если сохранится такой темп, то вполне реально сдать дорогу в 2005-2006 годах. Это значительно разгрузит Красный проспект, повысится его пропускная способность, уменьшится нагрузка и на другие улицы центральной части города. Поэтому строительство этого объекта остается приоритетным.

Пешеходный мост через водосливную часть ОбьГЭС также в числе основных объектов дорожного строительства. Пока он не задействован, но буквально в ближайшие дни автомобильный мост, находящийся в аварийном состоянии и эксплуатирующийся сегодня в ограниченном режиме, будет закрыт для капитального ремонта. Планируется, что в ноябре работы будут завершены, и ближайшие 10-15 лет мост будет эксплуатироваться в нормальном режиме.

В 2003 году, несмотря на то, что налог с владельцев и пользователей автомобилей отменен и средств, выделяемых из территориального дорожного фонда на капитальный ремонт дорог станет меньше, объемы работ не снизятся. Запланирован даже их рост. Выполнить план департамент надеется за счет лимитов, заложенных в городском бюджете, а также за счет недоимок предприятий. В 2003 году продолжится капитальный ремонт по улицам Станционной, Б. Богаткова, Ипподромской, Жуковского, Учительской, Красному проспекту. В этом году на наших дорогах будет применена новая защитная технология «Сларри-Сил». Для ее внедрения одна из дорожных строительных компаний города ведет переговоры о приобретении комплекса по производству специальной смеси. Применение новых технологий позволит сократить сроки текущего ремонта, а с импортной техникой можно будет привести наш город в порядок уже в июне.

Кардинальных и больших капвложений требует путевое хозяйство города. В прошлом году заменено 1,5 км трамвайных путей. Особое место занимает программа реконструкции трамвайных переездов, которая в 2002 году была продолжена. В прошлом году были сделаны три значимых для города трамвайных переезда: на перекрестках улиц Гоголя и Мичурина, Мира и Аникина, Кирова и Гурьевской. На этих участках всегда были пробки и достаточно напряженное движение транспорта. Реконструкция позволила повысить скорость проезда через трамвайные пути, а значит, увеличилась пропускная способность. Качество трамвайных переездов вызывает положительную оценку автомобилистов, да и у пешеходов. В текущем году реализация программы продолжится. Есть договоренность с заводом «Сиблитмаш» о производстве чугунных плит, часть комплектующих для реконструкции трамвайных переездов уже получена. Сейчас продолжается работа по заготовке рельсов, шпал, гравия и других материалов. В этом году запланировано реконструировать три трамвайных переезда: на пересечении улиц Станиславского и Широкой, Станиславского и Вертковской, пр. Дзержинского и ул. Красина.

Важное направление деятельности департамента - обеспечение безопасности дорожного движения. В прошлом году дорожные службы совместно с управлением ЗСЖД оборудовали развязку на площади Трубникова, реконструировали площадь Южную. Обустройство островков безопасности в местах напряженных транспортных потоков позволило значительно снизить аварийность и повысить безопасность дорожного движения. Для этих целей продолжалось строительство светофорных объектов, которых стало на 8 больше, светофоры старой конструкции менялись на светодиодные, потребляющие меньше электроэнергии и более заметные для автомобилистов. На 2003 год на мероприятия по безопасности дорожного движения заложен лимит в 2 млн рублей. На эти средства планируется построить островки безопасности на проспекте Димитрова в районе площади Кондратюка, на площади Энергетиков, на пересечении Красного проспекта и улицы Писарева, улиц Танковой и Ипподромской и др.

Наступивший год для нашего города значимый. 110-й юбилей Новосибирск должен встретить по-особому. К этой дате планируется разбить дополнительные цветники, клумбы, обустроить кольцевые развязки. В прошлом году был проведен эксперимент по посадке крупномерных елей и лип с помощью спецтехники, привезенной из Барнаула. Эта техника хорошо себя зарекомендовала. Например, барнаульцы с ее помощью за год высаживают до 300 крупномерных саженцев. В этом году своя спецмашина появится и в Новосибирске. И есть надежда, что подходы к озеленению города изменятся кардинально.

Крупномерные саженцы приобретаются в Ботаническом саду, а вот посадочным материалом для клумб и цветников городских улиц обеспечивает муниципальное предприятие «Совхоз «Цветы Сибири». В прошлом году было высажено около 3 млн цветов, традиционно украшающих наш город. Впервые на клумбах появились 5 тыс. лилий голландских селекций, цветовая гамма которых преобразила наши улицы. В этом году планируется увеличить количество посадочного материала, уже выделены средства для приобретения лилий высших сортов. Сейчас на предприятии началась пикировка рассады, а это значит, что озеленители смогут в установленные сроки высадить цветочную рассаду и украсить город.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: