Новосибирск 1.5 °C

«Минск»: был российским, стал китайским

27.02.2003 00:00:00

История одной сомнительной сделки

 «Минск» был гордостью Военно-морского флота СССР. Теперь авианесущий крейсер «Минск» стал луна-парком и приносит китайцам до миллиона долларов в неделю. Некогда знаменитый флагман Тихоокеанского флота нынче стоит в гавани китайского города Шэньчжэня. Как он туда попал? Несколько лет назад при непосредственном участии командования ВМФ России и российского Тихоокеанского флота крейсер был продан южно-корейской компании «Йон Ютхон». Китайцы перекупили его и превратили его в корабль-музей, точнее, целый развлекательный комплекс - «Мир «Минска». Чтобы побывать на советском авианосце, который уже стал основной достопримечательностью Шэньчжэня, местные жители и гости города занимают очередь ранним утром и готовы выстаивать в ожидании экскурсии часами. Ежедневная прибыль, которую получают нынешние владельцы «Минска», превышает 200 000 долларов. В эту сумму входят прибыль от продажи билетов, доходы от ресторанов и сувенирных лавок. Любопытно, но, если туристический бум не спадет, с таких прибылей вполне можно будет уже в ближайшее время построить новый авианосец.

Как продавали «Минск»

 Впервые вопрос о продаже двух тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) «Минск» и «Новороссийск» встал в 1992 году. Тогда в ходе официального визита в Пекин президенту России Борису Ельцину китайская сторона предложила купить списанные авианосцы. Славившийся щедростью Борис Николаевич со свойственной ему прямотой посоветовал китайцам подготовить официальный запрос, что китайская сторона и не преминула сделать в кратчайшие сроки. Но идиллию межгосударственной коммерции разрушили вездесущие журналисты. Информация о готовящейся сделке века, способной повлиять на стратегический паритет сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, попала в прессу. Дело получило международный резонанс, и российскому правительству пришлось отказаться от далеко идущих планов.

Однако судьба российского авианосца как лакомого куска не переставала будоражить умы в первопрестольной, и вторично вопрос о возможной продаже «Минска» и однотипного с ним «Новороссийска» был поднят в апреле 1993 года. Тогда с предложением выкупить у России списанные авианосцы обратилась американская компания «World Business Network Inc», но правительство РФ в очередной раз ответило отказом.

Дело сдвинулось с мертвой точки после того, как к реализации сделки века подключились профессионалы в многозвездных погонах. В апреле 1994 года при посредничестве АО «Компас» между центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (ЦУМР и ВЭС) Министерства обороны РФ и южно-корейской компанией «Young Distribution Corp.» начались переговоры о продаже авианосцев. И проблема сразу же была решена...

6 октября 1994 года между ЦУМР и ВЭС и южно-корейской компанией были заключены контракты. «Минск» продали за 4583000 долларов США, «Новороссийск» же оценили в 4314000 долларов.

Посредниками в этой сделке выступили бывший начальник тыла ВМФ СССР вице-адмирал Махонин, бывший главком ВМФ СССР адмирал Чернавин, бывший начальник тыла ВМФ СССР адмирал Сидоров, бывший начальник главного управления эксплуатации и ремонта ВМФ адмирал Алпатов. «Минск» и «Новороссийск» продавали, судя по цене, на... гвозди. Планировалось, что в самом скором времени начнут их разделку и утилизацию на одной из верфей корейского порта Пусана...

Но уже тогда многие специалисты сомневались, что авианосцы будут когда-либо утилизированы. 1 декабря 1994 года газета «Владивосток» в материале «Кому понадобились «Минск» и «Новороссийск»?» писала: «Крайне велика степень вероятности того, что тяжелые крейсера в результате окажутся именно в Китае, что, скорее всего, может иметь два варианта последствий: или они будут восстановлены заботливыми китайскими руками; или Китай получит бесплатно (кроме металлолома) полную схему постройки уникальных авианесущих крейсеров, и тогда не стоит изумляться, если через несколько лет китайский авианосец, удивительно похожий на «Минск», вступит в строй китайских ВМС».

Что же продавали: металл или технологию?

 После досмотра «Минска» и «Новороссийска» таможенниками и контрразведчиками выяснилось, что существенным довеском к металлу стали недемонтированные радиолокационная станция освещения воздушной (надводной) обстановки, обнаружения целей МР-700 РЛС «Фрегат» с грифом «Сов. секретно», секретная станция управления стрельбой корабельной зенитной установки 76 мм калибра МР-1053, секретная станция управления стрельбой установки АК-630 МР-123 («Секретно»), автоматизированная система сбора и обработки информации, целеуказания и выработки рекомендаций для использования средств противолодочной противовоздушной обороны «Аллея-2» («Сов. секретно»), автоматизированная радиотехническая система ближней навигации и посадки самолетов (вертолетов) МНРА «Привод-СВ» («Секретно»), навигационный комплекс «Салгир» («Сов. секретно»), система целеуказания «Корвет-1143» («Сов. секретно»), корабельный зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» («Секретно») и масса других приборов и агрегатов с тем же грифом. Все это обнаружилось после того, как министр обороны РФ Павел Грачев доложил правительству о том, что все работы по конвертации кораблей выполнены, а все секретное оборудование снято... Однако в начале 1996 года «Минск» и «Новороссийск» отправились в южно-корейский порт Пусан.

Сколько стоит неустойка

 Дотошным журналистам, посмевшим усомниться в заявлениях о невозможности последующей перепродажи авианосцев в Китай, высокие чиновники неоднократно заявляли, что в контракте на этот случай предусмотрены серьезные штрафные санкции. Корреспонденту «Владивостока» (тогда единственному из всех журналистов) удалось заглянуть в тщательно оберегаемый от чужих глаз контракт. Действительно, в договоре имелся пункт 18.4, который гласил: «В случае, если Покупатель не предоставит Продавцу сертификат о разделке судна или в случае установления использования судна для иных целей, кроме как на слом, Покупатель выплатит штраф в 10-кратном размере стоимости контракта». Сертификат разделки не предоставлен до сих пор. Да он и не может быть предоставлен. Потому что в июне 1998 года тяжелый авианесущий крейсер «Минск» перепродан.

Как наш авианосец стал парком культуры и отдыха

 Последним владельцем «Минска» стала компания «The Minsk Aircraft Carrier Industry Company Ltd», учредителями которой стали некая пекинская фирма, специализирующаяся на организации культурных проектов, и правительство китайского административного района Янтань. Корабль был приобретен за 5 миллионов «зеленых». Реконструкция продолжалась три месяца в доках в районе бухты Дапенг на верфях Хуангпу Венчон (Huangpu Wenchong Shipyard) в Гуанчжоу. В переоборудование «Минска» компания вложила аж... 28 миллионов долларов! Сейчас ежедневно комплекс посещают 6000 туристов.

Прогулки по «Минску»

 Каждый турист платит 12(!) долларов за прогулку длиной в 17 километров. Посетители культурно-развлекательного комплекса «Мир «Минска» первым делом попадают в огромный кинозал. Экскурсия начинается с демонстрации фильма об истории авианосцев. В фильме подробно рассказывается о возникновении авианосного флота, авианосцах разных стран. Демонстрируются и уникальные кадры, повествующие об истории «Минска». Здесь и спуск его на воду, рассказ о боевых службах и ратных буднях авианосца. Фильм длится всего 18 минут, уровнем профессионализма создателей фильма восторгаются даже профессиональные военные историки.

Экскурсия продолжается уже по верхней палубе авианосца. Здесь вниманию посетителей представлены макеты вооружения крейсера - реактивная бомбометательная установка, торпедные аппараты, зенитные комплексы. Здесь же, на верхней палубе, выступают... белорусские фольклорные танцевальные группы «Хорошки» и «Медуница». Причем выступления танцоров из столицы Белоруссии всегда проходят, что называется, на «ура». Пожалуй, самая интересная часть экскурсии начинается на самолетной палубе «Минска». К величайшему сожалению компании «The Minsk Aircraft Carrier Industry Company Ltd», ей пока не удалось приобрести базировавшиеся когда-то на авианосце самолеты Як-38. Поэтому в экспозиции пока есть два самолета МиГ-23 и несколько макетов боевых вертолетов. За отдельную плату все желающие могут побывать в кабине советского геликоптера или же сфотографироваться, сидя на крыле истребителя.

На второй палубе посетители попадают в ракетное хранилище, где выставлены макеты ракетного вооружения, базировавшегося когда-то на «Минске»... Дальше, в стометровом коридоре, располагается музей, экспонаты которого рассказывают об истории освоения космоса в Советском Союзе. Любопытно, что материалы экспозиции предоставлены китайцам рядом российских музеев. В числе прочего здесь демонстрируются личные вещи первого космонавта Юрия Гагарина, которому, кстати, посвящена практически половина всей экспозиции.

Большой интерес для посетителей составляет экспозиция, представленная Центральным военно-морским музеем России. Здесь выставлено более 100 экспонатов из архивов ЦВММ, рассказывающих об истории и современности советского Военно-морского флота. В ЦВММ говорят, что их специалисты регулярно работают на развлекательном комплексе, готовят новые экспозиции, выступают в качестве консультантов. ЦВММ планирует продолжать долгосрочное сотрудничество с комплексом «MINSK World».

Далее в сопровождении гидов, одетых в костюмы, стилизованные под советскую военную униформу, посетители комплекса попадают во флагманский салон тяжелого авианесущего крейсера «Минск». Здесь в разное время, когда авианосец еще бороздил под советским флагом моря и океаны, побывало практически все военное и политическое руководство СССР, здесь они обедали и отдыхали. Теперь же во флагманском салоне, опять же за отдельную плату, могут перекусить практически все желающие. Впрочем, как говорят, такое удовольствие стоит очень дорого, и позволить себе такую роскошь могут не многие. В большинстве же своем посетители предпочитают обедать в расположенном в бывшей кают-компании «Минска» ресторане белорусской кухни. Здесь традиционные русские и белорусские блюда готовят специально выписанные из Минска повара. Вся экскурсия занимает более четырех часов. Но это только начало. По словам представителей компании «The Minsk Aircraft Carrier Industry Company Ltd», в ближайшее время будут реставрированы и подготовлены к приему посетителей другие помещения корабля. В частности, уже скоро начнут водить экскурсии в машинное отделение авианосца. Планируется, что длина туристического маршрута по палубам и проходам «Минска» достигнет 17 километров.

Китайские поговорки подходят к российской действительности?

 Древние китайцы были чрезвычайно богаты на афоризмы, чего стоят только изречения великого Конфуция... Но еще 3000 лет назад один, оставшийся безымянным философ изрек: «Если чиновник делает глупость, то он ее делает не бесплатно...» Разумеется, Россия, оставив себе «Минск», могла бы иметь такие же доходы, которые имеет сейчас Китай... Но если китайские чиновники думали о доходах страны, то о чем думают наши чиновники, даже если носят погоны?

По материалам электронных СМИ и газеты «Владивосток»


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: