Новосибирск 9 °C

«Стрелялки», «бродилки», «гонялки»...

20.02.2003 00:00:00

Вслед за наркоманией пришла игромания.
Как далеко это зайдет?

 ...Горский жилмассив. Глубокая ночь. А в квартире Лепняевых ни сна, ни покоя: тринадцатилетний сын Алешка опять не вернулся домой. Родители и старенькая бабушка не звонят в милицию - они знают, где его искать. Вся семья одевается потеплее и отправляется в ночной поход... по компьютерным клубам.

Алешку нашли только утром в одном из клубов на окраине города. Мальчишка преспокойно играл себе в «стрелялки». А на появление родных почти не среагировал, лишь на мгновение взглянул в их сторону - так поглотила его игра.

Домой возвращались вместе. Но родители и бабушка знали: дома Алешка пробудет не долго. Ругать и уговаривать напрасно - этим ничего не добьешься. Страсть мальчишки гораздо сильнее - он снова помчится туда, где есть компьютеры. Главное - найти место, чтобы его не скоро нашли...

«Помогите! Мы теряем мальчика. Он уже не принадлежит себе. Обещает: «Больше не буду», а потом срывается», - на приеме у главного областного нарколога Равиля Теркулова две женщины, мать и бабушка Алешки Лепняева, горько плакали. Обратиться за помощью к врачу их заставило глубокое отчаяние: сын и внук приходит домой, только чтобы попросить денег на игры. Ночует же больше по подвалам и подъездам неподалеку от компьютерных клубов. Мать и бабушка убеждены: если не давать денег, то пойдет воровать. Из-за страсти сына почти распалась семья. Отец Алешки с головой ушел в работу и старается реже бывать дома, а мать и бабушка целыми днями бегают по городу в поисках мальчишки.

- С подобными проблемами к нам обращаются все чаще и чаще, - признался на встрече с корреспондентом «ВН» Равиль Анатольевич. - Сегодня мы наблюдаем тот факт, что наркомания среди подростков становится менее выраженной. Зато все большую силу набирает проблема компьютерной зависимости, в частности - чрезмерное увлечение компьютерными играми. Игромания - это болезнь, которую надо лечить. И у нее много общего с наркоманией. Здесь та же психологическая зависимость, заставляющая идти на что угодно, даже на преступление. Один подросток, родители которого обратились в наш наркодиспансер, украл большую сумму денег в доме своего друга - все для того, чтобы купить новые игры. Чаще всего в собственном доме дети и подростки воруют сотовые телефоны - их легче продать.

Увы, развитие в наше время компьютерных технологий и расширения рынка игрового программного обеспечения повлекло за собой активное развитие игрового компьютерного бизнеса. И основными завсегдатаями компьютерных клубов, которые расплодились в нашем городе в большом количестве, становятся дети и подростки. В силу возрастных особенностей из-за еще неустоявшейся психики они легко увлекаются, поддаются азарту. Так, по данным городского комитета по молодежной политике, примерно до 80 процентов учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ увлекаются компьютерными играми, причем многие - очень серьезно. Дети в возрасте десяти-двенадцати лет имеют «игровой опыт» четыре-шесть лет. И вот беда: еще недавно диски с игрушками помогали разнообразить досуг ребенка, а сегодня все больше становятся его единственным занятием, вытеснившим все другие.

А что думают об этом сами хозяева компьютерных клубов?

- В моем клубе ни проходит и дня, чтобы все было тихо-мирно, - согласился пооткровенничать со мной Александр, хозяин одного из игровых залов в Центральном районе, при условии, что его фамилия не будет обнародована. - В основном, все проблемы от подростков. Многие сидят сутками напролет - палкой их от компа не оттащишь, даже поесть забывают. Конечно, для бизнеса это хорошо: в день с каждого клиента можно «наварить» рублей 300-500, а то и больше. У меня, например, 20 игровых мест - вот и посчитайте... Плохо другое - когда в клуб врываются родители. Одни - с угрозами (один папаша моего сотрудника чуть не искалечил). Другие (больше матери и бабушки) плачут, умоляют не пускать их чадо к монитору.

Александр говорит, что деньги на компьютерные игры есть не у всех. Но играть-то охота. Поэтому многие воруют: тащат из дома украшения матери, какие-нибудь более-менее стоящие безделушки, одежду, посуду. Раньше украденные фары машин, как правило, были делом рук наркоманов, сегодня эту продукцию предлагают и невеликовозрастные игроманы. Правда, мой собеседник клялся и божился, что берет только деньгами. А тем, кому не исполнилось 18-ти, установил игровое ограничение: до 11 часов вечера.

- Мне неприятности не нужны, - говорит он.

Но, увы, другие «держатели» компьютерных клубов не торопятся ввести подобные меры. Двери большинства из них открыты для малолетнего клиента круглосуточно.

- Что же не отправляете детей домой им давно спать пора? - интересуюсь у бойкого распорядителя игрового зала в Ленинском районе неподалеку от моего дома. Часы показывают 23 часа 47 минут.

- А вы покажите, где написано, что детям запрещено играть? - был ответ.

- И вы не задумывались, где эти пацаны берут деньги?

- Будут и грудники платить - посадим за компьютеры...

- Согласитесь, компьютерные игры не так страшны, - убеждал меня, извинившись за грубость своего сотрудника уже хозяин того самого клуба. - Мы уводим пацанов с улицы, регламентируем их взаимоотношения. А то, что засиживаются у нас - так это возрастное. Это пройдет.

«Когда? И какими будут расти дальше мальчишки, просидевшие у вас год, два, три?» - хотела спросить я. Хотела, но не спросила, почувствовав, что говорим мы на разных языках.

Между тем тревогу забили не только родители, но и учителя, психологи, врачи. Уже всем стало очевидно, что компьютерные игры приносят не только пользу, но и вред.

Любой учитель скажет вам, что «вычислить» школьника, день и ночь пропадающего за компьютерным монитором, просто: достаточно заглянуть в классный журнал. Оценок у такого ученика почти нет, зато буквой «н» заполнены почти все клетки напротив учебных предметов.

Психологи отмечают, что школьники, часами просиживающие за такими играми, излишне раздражительны, вспыльчивы, эмоционально неустойчивы. Все это - свидетельство если не нарушений, то психических отклонений в эмоциональной сфере: снижении настроения, активности, ухудшении самочувствия, дисфории вплоть до депрессии. И это еще не самое страшное.

- Дело в том, что даже у самого развитого и смышленого ребенка или подростка после многочасового сидения за играми происходит сужение круга интересов, появляются трудности в межличностных отношениях - отсюда проблемы в семье, в школе, с друзьями, - рассказывает директор социально-психологической службы для детей и подростков «Ника» Лариса Копанева. - Вот недавно к нам пришла одна семья. Родители образованные, их сын - мальчик вполне продвинутый, победитель шахматных олимпиад, отличник в школе. В их доме появился компьютер, и ребенок «заболел» им. Сначала взрослые заметили, что сын совсем перестал гулять, общаться с друзьями. Затем появились проблемы с учебой. Он перестал радоваться всему, кроме новых компьютерных игр, а к нам попал с явными признаками неврастении и сейчас проходит коррекцию.

Год назад наша газета впервые затронула проблему влияния компьютерных игр на личность ребенка. Тогда автор этой статьи специально ходила по компьютерным клубам, чтобы понять, какие игры интересуют детей. Ничто не изменилось за год: их по-прежнему тянет к играм, где главная задача - убивать. Видимо, студии, где работают не только творческие люди, но и хорошие коммерсанты, понимают, чем закрыть прореху в неинтересном сюжете. Поэтому такие игры оснащены превосходной графикой, трехмерным изображением и звуковыми эффектами. Благодаря чему играющий отождествляет себя с героем игры. И в конце концов ребенок перестает различать грань между реальной и виртуальной жизнью.

- Но игромания, как и наркомания и алкоголизм, не возникает на пустом месте, - уверен нарколог Равиль Теркулов. - Наблюдения показывают, что у игроманов что-то не ладится в реальной жизни: проблемы в семье (где нет взаимопонимания с родителями, или там кто-то пьет), стычки с учителями и сверстниками в школе, непонимание со стороны окружающих. Так реальный мир становится неинтересным, скучным. И ребенок пытается жить в другом мире - виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры, входит в роль компьютерного персонажа, обводя свое виртуальное «я», потому что «я» виртуальное не испытывает проблем адаптации - оно сильное, умное, ловкое, ему доступно оружие, деньги, на которые можно купить все в виртуальном мире.

Но положительные эмоции заканчиваются вместе с выходом из виртуального мира игры, как только выясняется, что «утром надо идти в школу, а я не выучил уроки - все время играл», «родители просили убраться в квартире, а я играл целые сутки». Реальность становится чуждой и опасной, огромной и непознаваемой по сравнению с небольшим и знакомым миром любимой игры. Один подросток, клиент клуба, в котором хозяйствует мой знакомый Александр, говорит так: «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее прийти в клуб и сесть за монитор»...

Проблема компьютерной зависимости давно получила широкий резонанс на Западе. Она стала одной из центральных тем психологических исследований. Западные психологи, например, уже доказали: компьютерные игры с элементами насилия формируют агрессивность у детей и подростков, что толкает их на правонарушения. И компьютерная игра (что и подчеркивал новосибирский нарколог Равиль Теркулов) выступает как средство внутренних конфликтов, вызванных внутрисемейными отношениями или отношениями со сверстниками. А западные СМИ периодически стали рассказывать о подростках, убивающих своих родителей только за то, что те отказываются давать деньги на эти пресловутые компьютерные клубы.

В России же, в том числе и у нас в Новосибирске, об этой проблеме только начали говорить. То там, то тут раздаются голоса, сигнализирующие о необходимости осмысленной политики общества и государства в отношении компьютерных игр для детей. Об этом говорят на собраниях в детсадах и школах. И, как заверили нас в городском комитете по делам молодежи, контроль за компьютерными играми в муниципальных образовательных учреждениях на территории Новосибирска уже начал осуществляться. А в настоящее время на рассмотрении в мэрии находится постановление о необходимости такого контроля и в частных компьютерных клубах. И скорей всего, прогнозируют специалисты комитета, оно будет принято. Пока же экспертами компьютерных игр должны стать сами родители. Не надо запрещать - надо самим почувствовать, дорос ли ваш ребенок до такой игры, понимает ли он то, что это - не реальность...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: