Новосибирск 0.6 °C

Души исполненный полет

22.01.2003 00:00:00

«Ветеран» - страница для старшего поколения

Л.И. Крупенина - Китри

 Наступивший год для Лидии Крупениной юбилейный. Да и минувший тоже был юбилейным, да еще каким! Если «круглая» сумма прожитых лет случается сплошь и рядом, то 55-летие творческой деятельности, да еще в балете, суждено отметить единицам. Народная артистка Советского Союза, первая и единственная за Уралом балерина, удостоенная столь высокого звания, служит искусству 56-й год. Сколько звезд на балетном небосклоне загоралось и гасло за эти годы - не все выдерживают жесткие рамки профессии, постоянное физическое и духовное напряжение, к тому же век солиста балета короток, что закреплено и в законодательстве. Как же надо любить свое дело, чтобы каждодневно участвовать в уроках и репетициях, волноваться по ходу спектакля!

Правда, теперь на театральных афишах и в программках ее имя значится не в ряду ведущих исполнителей балетных партий, а как балетмейстера-репетитора, но и эту партию Лидия Ивановна более трех десятков лет исполняет в Новосибирском академическом театре оперы и балета с прежней трепетностью и самоотдачей. Более тридцати главных героинь балетных спектаклей на счету балерины. Как легок и воздушен был ее танец, какие запоминающиеся образы созданы на сцене! Накопленное надо отдавать: теперь она вводит в «свои» партии молодых солисток. Сейчас это Настя Данилова, Анна Жарова, Нэля Алимова, Леночка Лыткина и их партнеры Евгений Гращенко, Денис Бардиян, Владимир Григорьев, Виталий Польников, Максим Гришенков... А ее первые ученицы - Лариса Матюхина, Татьяна Кладничкина - стали народными артистами и сейчас тоже являются педагогами-репетиторами.

...А начиналось все с балетного кружка, куда шестилетнюю девочку привела ее сестра. Чтобы попасть в хореографическое училище Большого театра, надо было выдержать многоярусный конкурс, в итоге из девяти претенденток приняли ее одну. Первый сольный выход на сцену Большого - в балете «Дон Кихот».

- Я танцевала Главного амурчика, прыгала, неслась по сцене так, что девочки сзади мне кричали: «Лидочка, потише: мы не успеваем!» Когда мы кончили танцевать, Мессерер-Китри взяла меня за руку, и мы кланялись. Столько было аплодисментов! Нам что-то кричали. А потом все артисты меня поздравляли, дарили подарки. Заметив среди презентов шоколадку, я радостно сообщила всем, что, когда была маленькой, говорила «кошоладка».

В 1947 году десять выпускников училища Большого театра решили поехать в Новосибирск. Очень уж хорошо говорил представитель администрации театра о красавице сцене, о прекрасном зрительном зале, о перспективной работе.

- Мама очень удивилась моему выбору, - вспоминает Лидия Ивановна. - Вспомнила пресловутых сибирских медведей... А я и сама не знаю, почему так получилось. Но я так довольна, что приехала сюда. Здесь росла творчески, и рос мой город. Вот сколько лет я здесь работаю и получаю громадное удовольствие и от театра, и от города - мне он кажется таким родным и таким хорошим. Меня никуда не тянет, я вросла в этот город, в этот театр. Это все мое!

Это было недавно... Это было давно...
 ...Приехали в конце августа, а уже 11 сентября выпускники училища Лидия Крупенина, Татьяна Зимина и Сергей Иванов исполняли па-де-труа в «Лебедином озере». Первую ведущую партию - Танечки в «Докторе Айболите» - станцевала в том же году. Потом были Раймонда, Мария в «Бахчисарайском фонтане», Одиллия, Одетта, Аврора, Эсмеральда. От спектакля к спектаклю зрело не только танцевальное, но и актерское мастерство. Многим памятна заключительная сцена балета «Собор Парижской Богоматери» - сцена казни. Ни одного танцевального движения - она так шла за палачом, так была пластично выразительна, словно произносила монолог. Это было время, когда она вышла замуж за Юрия Васильевича Гревцова - чуткого партнера на сцене, надежного друга в жизни. Потерявший в начале войны в Сталинграде единственного родного человека - бабушку, он стал сыном полка. И очень дорожил семьей, заботился о жене и сыне. Его нет на этом свете уже пятнадцать лет. На стене в комнате его большой портрет. Он улыбается и словно говорит: «Я с тобой, Кошоладка!»

Крупениной довелось работать со многими талантливыми балетмейстерами - Григоровичем, Виноградовым, Гусевым, Чабукиани, Дудинской, Сергеевым. 41 год тому назад Юрий Григорович ставил у нас «Легенду о любви» с Крупениной (Ширин) и Зиминой (Мехмене-Бану). Лидия Ивановна очень любила эту партию, и в день, когда отмечали 55-летие ее творческой деятельности - в ноябре прошлого года, давали этот балет. Ширин танцевала Настя Данилова. Когда закончился спектакль, на сцене увидели виновницу торжества. И когда она начала благодарить за поздравления, с театрального поднебесья посыпались лепестки роз - дань признания и любви Мастеру.

Знаю Лидию Ивановну давно и никогда не видела ее хмурой или сердитой.

- Мне всегда задают этот вопрос - например, на вахте при входе в театр: «Вы всегда идете такая счастливая?» Это правда. Я на работу всегда иду счастливая, я иду с энергией, с подъемом и заряжаю этим своих учеников. Наш труд тяжелый, и раскисать нельзя. Да и нет причины: в училище я мечтала, что буду танцевать ведущие партии, - сбылось! У меня был хороший муж, сын родился, внук растет, есть преданные друзья. Сейчас я работаю как репетитор, как педагог - тоже мечтала продолжить свою деятельность в театре. Это моя любимая работа.

Театр начал репетиции спектакля «Дон Кихот» - для коллектива это очень хорошо: много танцев, много действующих лиц, считает Лидия Ивановна. Китри будет танцевать Анна Жарова, недавно удостоенная международной премии «Дебют», учрежденной компанией «Филипп Морис».

А какой блестящей Китри была Лидия Крупенина, как воздушен и стремителен был ее полет!..

Подготовила Алла БЕЛЬСКАЯ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: