Новосибирск 4.7 °C

Дирекция заказчика: кто платит, тот и заказывает услуги

06.12.2002 00:00:00

Наверняка многие новосибирцы уже слышали название этой службы, но не все знают, что это означает на деле. А означает начало создания условий для конкуренции в отрасли, где до сих пор процветал монополизм.

 Монополисту, как известно, не нужно беспокоиться ни о снижении издержек, ни о качестве. Поэтому о необходимости конкуренции в сфере ЖКХ, как решающем факторе перелома ситуации, сегодня говорят во весь голос на самых разных уровнях. Без конкуренции не добиться улучшения качества жилищно-коммунальных услуг, не снизить сегодняшние огромные затраты. За свои собственные деньги люди должны иметь право выбирать тех, кто будет содержать их жилье дешевле и качественнее.

Сегодня службы Дирекции заказчика созданы уже в пяти районах Новосибирска - Ленинском, Калининском, Первомайском, Кировском, Заельцовском. Планируется, что до конца года они появятся во всех десяти. А начиналась работа по разделению функций заказчика и подрядчика в нашем городе еще в 1993 году, когда о реформе ЖКХ в стране не было и речи. Тогда половинка одного из ЖЭУ в Ленинском районе была выделена как самостоятельное подразделение «Первый ЖЭУ». Оно и провело первый конкурс на право обслуживания своего жилфонда. Победила в конкурсе частная компания, которая предоставляла жителям услуги в течение года.

Таким был пилотный проект, результаты которого учли потом при распространении опыта на весь город. Оказалось, что при прочих равных условиях (уровне финансирования, кадровой обеспеченности и т.д.) в «Первом ЖЭУ» стало меньше жалоб и обращений от граждан - а это один из основных критериев работы жилищников. «Первый ЖЭУ» в те годы был даже в числе победителей Всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию ЖКХ и награжден дипломом «За эффективную работу в новых экономических условиях».

В конце 90-х именно в Ленинском районе, где состоялся эксперимент, была создана первая Дирекция заказчика. Вслед за ней аналогичные структуры появились в Калининке и Первомайке. Руководители департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства не скрывают: не везде результат деятельности Дирекций был одинаковым. Однако для того и проводился эксперимент и набивались шишки, чтобы избежать ошибок впоследствии, при переходе к разделению функций заказчика и подрядчика в масштабах всего города.

Если же говорить о плюсах, то и этот эксперимент подтвердил: при разделении функций заказчика и подрядчика затраты на содержание квадратного метра оказывались (в сравнении с другими районами) ниже. При этом качество услуг не только не ухудшилось (экономить на затратах можно по-разному), но в ряде районов заметно улучшилось. Выросли и объемы выполненных работ в натуральных показателях.

В Ленинском районе, например, цифры увеличились в разы. В 1999 году, когда была создана ДЗ, здесь отремонтировано 3 тыс. кв. м лестничных клеток, в 2000 - 32 тыс. кв.м, в 2001 - около 140 тыс. Кровель отремонтировано соответственно 3500 кв.м, 26 тыс. кв. м, в 2001 - более 36 тыс. кв.м. Магистральных трубопроводов заменено в эти годы - 3 тыс. кв.м, более 8 тыс. кв.м, в 2001 - свыше 12 тыс. кв.м.

Но какое отношение имеет к этому конкуренция? Самое прямое. Во многом благодаря конкурсному отбору Дирекцией организаций, обслуживающих лифтовое хозяйство, количество неработающих лифтов в Ленинском районе сократилось до 4-6. В то время как раньше в день простаивали до 300. На конкурсной основе Дирекция заказчика выбирает теперь подрядчиков и для проведения на жилфонде капитального ремонта, большей части текущего.

Схожая картина в Кировском районе, где служба заказчика создана в апреле этого года. Здесь подрядчики для ремонта подъездов, швов, кровель также выбираются теперь на конкурсной основе. И вот лишь некоторые результаты. В районе лестничных клеток в 2001 году отремонтировано 118, в 2002 году будет вдвое больше - 337. Количество простаивающих лифтов снизилось до 10 (всего в районе 549 лифтов). До того, как подрядчик по обслуживанию лифтов стал выбираться на конкурсной основе, простаивало 50-60. К тому же, отказ от услуг прежнего предприятия-монополиста принес существенную экономию. Для обслуживания лифтов был выбран подрядчик, назвавший цену на 40% ниже, чем у других претендентов.

Другими словами, Дирекция заказчика, являясь «полномочным представителем» населения и от его имени (такое право дают ей договоры, заключаемые с квартиросъемщиками), заключает договоры также и с поставщиками услуг. А кто платит деньги - тот и заказывает музыку. Так что за живой рубль населения Дирекция имеет возможность выбирать себе партнеров (в том числе и «частников»), отдавая предпочтение тем, кто запрашивает меньше и гарантирует хорошее качество. Это и есть первый шаг к рынку в отрасли, где до сих пор рыночных отношений не было. А о результатах говорит еще один характерный пример. До недавнего времени в городе было лишь две организации, занимающихся эксплуатацией лифтов, сегодня их 9. И если раньше в городе простаивали ежедневно до 500 лифтов, то сегодня - порядка 70 и даже меньше.

Конечно, развитие конкурентной среды зависит от появления в отрасли достаточного количества денег: за «бесплатно» ни один подрядчик, тем более частник, работать не будет. И неудивительно, что с повышением тарифов на ЖКУ для населения (а это и есть тот самый живой полновесный рубль) интерес подрядчиков усилился, а объемы сделанного на жилфонде стали резко возрастать.

Наибольшая практика по работе в условиях разделения функций заказчика и подрядчика накоплена в Ленинском районе, и в департаменте энергетики, жилищного и коммунального хозяйства считают, что он готов перейти уже к следующему этапу. Дирекция здесь может стать заказчиком услуг не только для муниципального жилфонда, но и ЖСК, ТСЖ, ведомственного жилья, частного сектора, объектов образования, здравоохранения, культуры. По сути - обеспечивать коммунальное содержание всего района.

Так что стремление городских властей развивать в ЖКХ рыночные отношения чем дальше, тем больше обретает реальные очертания. Результатом должно стать улучшение качества услуг, экономия средств, увеличение объемов ремонта жилья, уровня его комфорта и благоустройства.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: