Новосибирск 1 °C

Алексей Гуськов: «Я играю для девяти человек»

05.12.2002 00:00:00

Алексей Гуськов убежден, что каждый из нас должен содержать в чистоте свою душу и тот кусок земли, на котором живет. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО

 В минувшие выходные Новосибирск с творческим визитом посетил известный актер Алексей Гуськов. Он представлял последний фильм Александра Митты «Раскаленная суббота». Но, помимо этого, встретился с Викторией и Юрием Городецкими из Академгородка - создателями сайта www.guscov.narod.ru, посвященного его жизни и творчеству. Пресс-конференция проходила в киновидеоцентре «Синема», и вопросы журналистов подчас напоминали расширенные рецензии на предыдущие работы актера. Но как человек воспитанный, он старался ответить на все.

Алексей Гуськов и ранее с успехом играл многие роли в театре и кино. Однако мало кто помнит его работы в таких, казалось бы, нашумевших фильмах, как «Личное дело судьи Ивановой» и «Плюмбум, или Опасная игра». И только сейчас стали обращать внимание на его фамилию на кассетах с мультфильмом «Незнайка на Луне» (Алексей Гуськов - президент анимационной студии «Фрист. А. Фильм» (F.A.F. Entertainment). Настоящая же слава пришла к нему только после телесериала «Граница. Таежный роман» Александра Митты.

- Существует расхожее мнение о том, что воплотить отрицательный образ гораздо легче, чем положительный. Как говорили некоторые зрители про роль Никиты Голощекина в «Границе», «это ж надо такую сволочь сыграть!» И только в последних лентах «Вовочка» и «Мусорщик» у вас положительные роли.

- Да, отрицательные персонажи, наверное, легче удаются. Но что касается конкретно образа Голощекина, я старался передать не только характер и качества героя, но и показать, почему человек становится таким. Метания героя, его нереализованность в жизни и профессии, да еще любимая жена ушла.

- Алексей, в последнее время вы известны не только как актер, но и как продюсер тех же фильмов, в которых снимаетесь...

- Продюсер для меня слово чуть ли не ругательное. Вы же знаете, что у нас, в России, это несколько иная профессия. Это и тот человек, который находит деньги на съемки, договаривается о кредитах и процентах, подбирает актеров и съемочную команду, ищет прокатчиков. И так далее. Очень рутинное занятие. Но без него не будет кино. А российское кино сейчас нужно только поддержать, и оно опять займет ведущие позиции в мире. Вспомните, что произошло с кинематографом Европы и Азии. Японским корпорациям принадлежит весь Голливуд, но японского кинематографа сейчас практически нет. Так же нет когда-то великого итальянского кино. Только во Франции в последнее время ситуация изменилась, да и то после вмешательства государства, когда от проката иностранных картин делались отчисления в пользу отечественного кино. Наша элита в этом смысле быдловата, и меценатство носит совсем другую форму.

- Какие картины можно ждать в ближайшее время?

- В работе несколько проектов. «Вишневый сад» по Чехову, например, и «Лебединое озеро» (или «Лебединый рай», еще не решили). В «Лебедином озере» тоже немало чеховских интонаций. Как у него сказано в мною любимом рассказе «Студент»: «Люди обедают, просто обедают, а в это время рушатся судьбы». Там я играю с Еленой Сафоновой. Мой герой - осколок прошлого, исследователь творчества Достоевского. Как говорит его теща (Ирина Скобцева), «специалист по «идиотам». И в середине жизни он начинает вспоминать молодость, утраченные надежды, первую любовь. Параллельно идет другая сюжетная линия героини Лены Сафоновой. Также средняя жизнь с мужем (Аристарх Ливанов), также утраченные надежды и также первая любовь. Герои встречаются, очень радуются, что узнали друг друга, начинается роман. И однажды во время загородной прогулки у озера они вспоминают школьные годы. Кто кого за косички дергал и кого из класса какой учитель выставлял за дверь. И постоянно друг друга поправляют, пока в один момент не выясняют, что учились они в разных школах, и что первые любови - не они... Эдакие воспоминания о жизни, которой не было. Снята картина для людей среднего возраста, как я говорю, сплющенного поколения, которое попало в эпоху между серединой 80-х и концом столетия. Я даже сужу по своему выпуску из школы-студии МХАТ. В 1983 году ее закончили вместе со мной 23 человека. Один преподает в этой же школе, другой - в ней декан, и я. Что сталось с другими? Где они сейчас? Чем занимаются? Не знаю.

Совсем скоро на экраны выйдет мини-сериал (а в последнее время я отказываюсь играть в фильмах, где больше шести серий) «Дневник убийцы». Несмотря на «убийственное» название, речь совсем не о наемном убийце. Это история с параллельным сюжетом. Наше время и 1918 год - время красного террора. Очень неизученный период нашей истории, когда в ответ на белогвардейские победы на улицах отлавливали всех прохожих и расстреливали каждого десятого. Остальным же выдавали справки о том, что он «условно расстрелян». Через полгода весь Петроград условно расстреляли...

Сейчас отрабатываю сценарий о конце Великой Отечественной про подводника Александра Маринеско, которого Гитлер объявил своим личным врагом, но после войны репрессированного. Только в 1960 году с Александра Маринеско сняли взыскания и восстановили в звании капитана III ранга, но он даже спасибо сказать не мог - уже болел раком, а денег на операцию не было.

Я бы с удовольствием снимал что-нибудь для души, без коммерческой выгоды. Например, есть идея снять по Чехову, его сахалинскому периоду в творчестве - «Историю одной болезни» -- начало психоанализа в медицине и к чему это привело в 30-е годы ХХ века. Наверное, большого рейтинга у этой картины не будет. Но, как говорил мой учитель Евгений Евстигнеев, «ты не играй для 900 человек, ты играй для тех особенных девяти, которые обязательно есть в каждом зале. Остальные подтянутся».

- У вас почти нет театральных работ.

- Театр - это отдельная жизнь, это традиции, устоявшийся коллектив и репертуар. Я пока не могу столько времени этому уделять. Хотя есть предложения от Галины Волчек и Олега Табакова.

- На вашей анимационной студии готовится какой-либо проект?

- Да, сейчас идет работа над новым мультфильмом «Три солнца». Если «Незнайка на Луне» снимался для детей 5-8 лет, то «Три солнца» - для детей 8-14 лет. Сюжет таков: девочка грезит морем, переодевается в мальчика и юнгой попадает на корабль, отправляющийся в Арктику. Корабль затирает во льдах, и вся команда пробирается через Север, попадает на празднование мистического Дня трех солнц к местным жителям - немного от «Приключений Солнышкина», немного фантастики...

- А сами вы какие картины смотрите?

- Я как чукча - не читатель. Хотя из того, что видел, очень понравились последние фильмы Тодоровского и моя картина «Мусорщик». Я ее очень люблю и считаю, что каждый человек должен содержать в чистоте свою душу и тот кусок земли, на котором живет.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: