Новосибирск 4.9 °C

Опасные долгожители

31.10.2002 00:00:00

В небе над Новосибирском до сих пор можно видеть самолеты, серийное производство которых завершилось 30 лет назад.

Ан-12 летает до сих пор...

 Новосибирцы частенько могут наблюдать заходящие над городом на посадку серо-зеленые самолеты с четырьмя двигателями. Это Ан-12 - основной транспортный самолет российской военной авиации. Совершив свой первый полет еще в 1957 году, он до сих пор бороздит просторы «пятого океана». У Ан-12 славная, но во многом трагическая репутация: именно он получил печальное название «черного тюльпана», когда перевозил тела наших погибших солдат из Афганистана, и сейчас, к сожалению, продолжает выполнять ту же роль в Чечне. Тот, кто летал на нем, никогда не забудет изнуряющего гула двигателей в негерметизированном салоне и отсутствие каких бы то ни было удобств для пассажиров, включая туалет на борту. А ведь в воздухе приходится находиться до шести(!) часов. Поэтому после посадки, как правило, мужчины табуном неслись к заднему колесу (по летным традициям впереди самолета такие дела делать нельзя), а женщинам, если таковые оказывались в числе пассажиров, приходилось... делать аналогичные дела в полете, используя ведро, заботливо поставленное борттехником где-нибудь возле грузового трапа...

Разумеется, ничто не вечно под луной, и к началу нового тысячелетия Ан-12 устарел. Устарел морально, поскольку его, в первую очередь, радиоэлектронное оборудование весьма несовершенно. Помнится, в 1994 году на одном из аэродромов Забайкалья потерпел катастрофу Ан-12, который врезался в сопку. Погибли 47 человек руководящего состава авиационного соединения. Комиссия по расследованию авиапроисшествия установила, что причиной трагедии стали ошибки экипажа и группы руководства полетами. Однако всего этого могло не случиться, если бы Ан-12 был оборудован современными системами радиолокации и радионавигации. И таких примеров не счесть, вот лишь несколько.

 2 февраля 1999 года в Анголе разбился самолет Ан-12 с российским экипажем. Ан-12 упал на жилой квартал Луанды. Все находившиеся на борту самолета 11 человек погибли.

24 марта 2000 года в Шри-Ланке разбился самолет Ан-12. Не долетев около 3 км до взлетно-посадочной полосы, самолет рухнул в районе города Кадирана на жилые дома. Погибли шесть членов экипажа и пассажиров. Еще трое погибших были найдены спасателями в одном из домов, на который упал Ан-12.

Самое главное, что многолетняя эксплуатация этого типа самолета сказывается на прочности его конструкции, и, следовательно, на безопасности полетов. Ведь самолет испытывает значительные нагрузки, да и вообще, попробуйте найти где-нибудь на дороге автомобиль, которому 40 лет! Такие увидишь разве что в музеях... А Ан-12 летает до сих пор. Но самое главное, что многое зависит от климата, в котором эксплуатируется летательный аппарат: если климат сухой - это одно, а если влажный - совсем другое... Транспортные самолеты стоят на открытых стоянках, и как бы хорошо их ни сделали, время и климат делают свое черное дело...

Недавно один мой знакомый летчик рассказал, в каком состоянии сейчас наша военно-транспортная авиация. Широко известно, что уже более 15 лет новые самолеты не поступают, а грузы и людей, само собой, возить надо. Поэтому широко используется такой способ, как продление ресурса: проще говоря, если конструктор самолета заложил на весь период эксплуатации ресурс в определенное количество часов, то по истечении этого ресурса раньше самолет списывали. Но так было раньше, до начала реформ. Теперь, исходя из фактического состояния, ресурс продлевают, причем есть самолеты и вертолеты, с которыми подобную операцию проделывают не раз. И вот к чему это приводит: на конструктивных элементах крыльев Ан-12 появляются трещины, которые техники рассверливают для предотвращения их дальнейшего роста... А в фюзеляже происходит коррозия металла: снаружи ничего не видно, зато внутри...

Несомненно, что всем хорошо известно бедственное положение нашей военной авиации: только по официальным данным, неисправно около 50 процентов самолетного и вертолетного парка. Но положение кажется гораздо более плохим, когда мы смотрим в небо и видим самолеты Ан-12, заходящие на посадку над Новосибирском. А ведь посадка - самый ответственный элемент полета, при котором самолет испытывает значительные нагрузки...

Наша справка

 Самолет Ан-12 - самый массовый в российской военно-транспортной авиации - создан в 1957 году в ОКБ О. К. Антонова параллельно с пассажирским самолетом Ан-10. На вооружение ВТА СССР поступил в конце 1958 года. Серийное производство Ан-12 завершилось в 1972 году. Всего в СССР было построено свыше 1200 экземпляров этих самолетов. Ан-12 оснащен четырьмя ТВД АИ-20М мощностью по 4250 э.л.с. Его максимальная грузоподъемность - 20 тонн, нормальная - 12 тонн. Дальность полета с нормальной нагрузкой - 3200 км. Грузовая кабина не герметизирована, для перевозки личного состава и десантников оснащена кислородным оборудованием, а для парашютного десантирования техники и грузов - съемными грузовыми транспортерами, некоторые модификации которых могут использоваться и для серийного бомбометания. Самолеты Ан-12 поставлялись Афганистану, Алжиру, КНР, Чехословакии, Эфиопии, Индии, Ираку, Иордании, Малайзии, Польше, Югославии. Они применялись в локальных войнах и вооруженных конфликтах практически во всех регионах мира.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: