Новосибирск -1.4 °C

Музыка ренессанса и барокко зазвучит еще душевнее

16.10.2002 00:00:00

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Новый концертный сезон ансамбль «Insula Маgiса» начал концертом-презентацией нового инструмента - двухмануального клавесина ХVШ века работы французского мастера Таскена. Точную копию инструмента создал современный мастер, хранитель секретов знаменитой фламандской династии Рюккерсов Фрэд Беттенхаузен.

Клавесин пополнил ряд копий старинных инструментов, на которых музыканты исполняют музыку эпохи Средневековья, ренессанса и барокко. Названия многих из них - ребек, рубаб, ротта, тромба марина, виола да гамба, гемсхорн, корнемюз и проч. сегодняшнему среднестатистическому гражданину мало что говорят.

Мечту о приобретении уникального инструмента «Инсула» вынашивала долго - искали мастера, определялись с моделью, художественный руководитель ансамбля Аркадий Бурханов несколько раз ездил в Голландию и жил у Фрэда Беттерхаузена. Транспортировка уникального инструмента тоже была задачей не из легких.

По прибытии клавесин долгое время был «засекречен» - стоял нераспакованным в деревянном ящике, ожидая своего звездного часа. Право представить инструмент новосибирской публике было отдано одному из ведущих мировых исполнителей на исторических клавишных, профессору Московской консерватории Алексею Любимову. Он и был тем первым, кто прикоснулся к драгоценным клавишам.

Почему ансамблю был так необходим именно старинный инструмент? Поклонникам «Инсулы» объяснять это не надо. Кредо музыкантов - воссоздавать подлинное звучание ранней музыки (так называемое аутентичное исполнение), а это, считают они, возможно только при возвращении к старой манере извлечения звука, то есть при возвращении к старинным инструментам - точным копиям тех, что существовали в эпоху, когда эта музыка сочинялась.

- Старинные инструменты не лучше и не хуже современных - они просто другие, - говорит художественный руководитель.

В составе ансамбля есть и две клавесионистки, одна из них Аня Аверченкова - единственная профессиональная клавесионистка за Уралом. Образование Аня получала в двух консерваториях, Новосибирской (по классу рояля) и Казанской, где под нее был специально создан класс клавесина. (Специалистов нигде не готовят, потому что клавесинов нет).

***

Теперь о планах на концертный сезон, который был открыт ансамблем столь эффектно.

Две концертные программы «Окно в Европу» и «Жемчужина неправильной формы» (одно посвящено российскому искусству петровской эпохи, а другое - западно-европейской барочной музыке), с которыми летом музыканты с большим успехом гастролировали по городам Австрии и Швеции, будут дополняться и совершенствоваться. Музыканты склонны скорее рассматривать их не как программы, а как перспективные направления своей деятельности.

По тому же принципу построены и серии концертов «Вечера с лютней», «Вечера клавирной музыки» и «Музыка для скрипки барокко». Эти концерты - результат индивидуальных творческих достижений солистов ансамбля.

 Планируется подготовить совместную программу с ансамблем «Московские барокк-солисты».

В ближайшее время возобновляется работа над средневековым сборником песен вагантов «Кармина Бурана». Готовится программа для юных слушателей «Нотная тетрадь Анны Магдалены».

А в декабре «Инсула» пригласит на III Международный фестиваль старинной музыки с участием музыкантов из Франции, Голландии и Германии.

Среди гостей фестиваля, кстати, будет и Фрэд Беттенхаузен со своей женой Татьяной. Татьяна - клавесионистка, и она непременно опробует сибирский инструмент. А хранитель секретов знаменитой фрамандской династии поделится с новосибирцами историями из своей уникальной практики изготовления точных копий. Рассказчик, говорят, он чрезвычайно интересный.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: