Новосибирск 2.5 °C

В Госдуме и вокруг готовятся к изнурительным энергетическим баталиям

26.09.2002 00:00:00

 Чем ближе начало обсуждения законопроектов по реформе энергетики в Госдуме, тем резче и жестче звучат высказывания оппонентов. К старту обсуждения законов в нижней палате российского парламента стороны пришли с двумя неурегулированными вопросами - будущей собственности РАО «ЕЭС» и контроля за тарифами. И если первая из проблем находится в специфической финансово-экономической плоскости, то вторая - в социальной, то есть касающейся непосредственно каждого россиянина и его кошелька.

«Всякая истина, о которой умалчивают, становится ядовитой», - вымолвил как-то Фридрих Ницше. Для многих депутатов, экономистов, политиков сама идея реформирования российской энергосистемы потому и стала ядовитой, что вдохновитель и предводитель реформ г-н Чубайс очень много недоговаривает, а если и идет на уступки и компромиссы, то только на заранее просчитанные и незначительные, которые менее всего отражаются на стратегическом курсе.

Советник президента Андрей Илларионов, давно известный ярой ненавистью к концепции энергореформ «по Чубайсу», атаковал недавно не только законопроекты, но и самого монополиста и его менеджмент. На Байкальском экономическом форуме в Иркутске, куда Илларионова пригласили красиво и гладко поговорить о геополитике и перспективах, он нарушил деликатный дипломатический регламент и обрушился с небывалой критикой на руководство энергохолдинга.

По словам Илларионова, в стране нет ни одной российской компании, в которой цена акции за последние полтора года упала бы на 60 процентов, а «буквально 1,5-2 года рыночная капитализация компании упала аж в три раза, фактически на 6 млрд долларов». Советник президента также отметил, что РАО - единственная крупная компания, в которой упала производительность труда и объемы производства сегодня меньше, чем в 1998 году. Одновременно численность занятых там возросла. «Так что я бы еще раз сказал, это национальная беда, это национальная угроза и, в общем, в известной степени, национальный позор», - резюмировал Илларионов.

 Анатолия Чубайса и Андрея Илларионова разделяет не только Братская ГЭС.








 Андрей Илларионов по-прежнему считает неприемлемыми базовые принципы концепции реформирования. Первое - ориентацию на горизонтальные, «плоские» компании, а не вертикально интегрированные, которые, по мнению экономиста, как раз и доказали свою эффективность. Второе: предполагаемое сосуществование двух рынков электроэнергии - жестко регулируемого и свободного. И третье - проведение приватизации до либерализации цен (как раз того, что уже де-факто происходит в энергоотрасли).

А председатель комитета Думы по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко предлагает «не вешать всех собак на одного Чубайса». Он считает, что при нынешнем раскладе сил, когда остается чуть больше года до парламентских выборов, в споры об электроэнергетической реформе многими привносится политический фактор - всем хочется достаточно солидно выглядеть перед избирателями. Он высказал расхожую и весьма банальную мысль, что «независимо от того, кто возглавляет РАО «ЕЭС», реформы в энергетической сфере все равно проводились бы».

Не хочется после этого заподозрить председателя комитета Госдумы в ангажированности, но тогда на кого рассчитаны подобные высказывания, остается совершенно непонятно. Даже студенту-первокурснику консерватории очевидно, что одна и та же симфония потому и звучит по-разному, что у пульта стоят разные дирижеры, даже при тех же исполнителях. В том-то и заковыка - КТО и КАК именно проводит политику реформ.

Сейчас аналитики оценивают ситуацию в Госдуме накануне первого чтения законопроектов как 50 на 50. Так же как и у политтехнологов нет никакой уверенности, что весь пакет законов «пройдет» и будет принят к 1 января 2003 года.

К тому же у противников Чубайса появился еще один козырь - проблема высокой инфляции и замедления темпов экономического роста. Поэтому политика «закручивания гаек» в отношении монополий, как полагают, продолжится и в будущем году - максимальный рост тарифов будет почти равен запланированной годовой инфляции. Исключение составит только газ, цены на который решено повышать для стимулирования потребления других видов топлива, в частности, угля. Таким образом Кабинет министров решил пожертвовать аппетитами монополий в надежде стимулировать экономический рост и сократить инфляцию.

Рост тарифов - это дополнительная инфляция и сокращение производства. В этих условиях общая не совсем благоприятная экономическая ситуация в стране оказалась для правительства куда более важной, чем корпоративные интересы РАО «ЕЭС», МПС и «Газпрома». Касьянов на днях заявил, что тарифы на услуги РАО «ЕЭС» и «Газпрома» «не будут повышаться до тех пор, пока корпорации не разберутся с вопросом снижения непроизводственных издержек», поскольку «без учета этих мер повышать тарифы политически неприемлемо, ибо повышаться они будут за счет населения и промышленности».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: